А. Ф. Лосев Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера..................7 О СУЩНОСТИ НЕМЕЦКОЙ МУЗЫКИ Перевод Е. Маркович.............49 ХУДОЖНИК И ПУБЛИКА Перевод И. Татариновой..............65 ВИРТУОЗ И ХУДОЖНИК Перевод И. Татариновой............71 ПАЛОМНИЧЕСТВО К БЕТХОВЕНУ Перевод И. Татариновой................85 ИСКУССТВО Й РЕВОЛЮЦИЯ Перевод И. Каценэленбогена..........107 ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА БУДУЩЕГО Перевод С. Гиждеу................142 ОПЕРА И ДРАМА Перевод А. Шепелевского и А. Винтера.........262 МУЗЫКА БУДУЩЕГО Перевод И. Татариновой................494 О НАЗНАЧЕНИИ ОПЕРЫ Перевод О. Смолян...........540 ОБ АКТЕРАХ И ПЕВЦАХ Перевод Г. Бергельсона.............567 ПУБЛИКА И ПОПУЛЯРНОСТЬ Перевод О. Смолян..............625 ПУБЛИКА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Перевод О. Смолян...................652 О СОЧИНЕНИИ СТИХОВ И МУЗЫКИ
Перевод О. Смолян............663
КОММЕНТАРИИ............678
Степень влияния Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности и неслыханные оркестровые и вокальные краски, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей. При этом Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции, суть которой облечена в форму афоризма из его работы «Произведение искусства будущего»: «Подобно тому как человек становится свободным, лишь осознав свою связь с природой, так и искусство становится свободным, лишь перестав стыдиться своей связи с жизнью». |