"Как бедна у мира слова мастерская! Подходящее откуда взять?" – "пожаловался" однажды Маяковский, изводивший "единого слова ради тысячи тонн словесной руды". И все-таки находил "подходящие" слова! Значит, есть в этой "мастерской слова" что-то, что дает художнику возможность стать творцом новых, часто очень необычных слов, помогающих мастеру передать волнующие его мысли, или почерпнуть в глубинах этой мастерской ранее не увиденные, ранее не востребованные слова. "Необыкновенный язык наш есть еще тайна, – писал Н.В.Гоголь, – он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно... выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям". Живой как жизнь, язык наш из элементов, присущих слову (корней, приставок, суффиксов), создал модели, по которым он беспрестанно развивается. Этими словообразовательными моделями, этими закономерностями и пользуются мастера слова, создавая свой, неповторимый язык, становящийся и нашим. "Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря... ", "Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная? Откуда большая у тела такого: должно быть, маленький, смирный, любеночек... " – читаем у В.Маяковского. А вот несколько предложений из прозы Беллы Ахмадулиной, не только создающей свои слова, но и умеющей найти "подходящее" слово в северных говорах, которые поэтесса называет "питательными пастбищами сохранной речи": Страшно убитвище никогда не мирного времени... Есть медленный предрассвет... Поведение есть способ вести себя под общим взором к своей цели: сдержанность движений, утаенность слез и страстей... Два разных мастера, по-разному приоткрывших нам окружающий мир, заставивших взглянуть на него их глазами. Прикасаясь к этой россыпи подчас непривычных, но очень емких слов, мы обычно не думаем о том, как они создавались: мы просто оказываемся во власти прочитанного. Но рано или поздно нам приходится подумать о том, как родилось, как создавалось то или иное слово. Обратиться к закономерностям образования слов, к составляющим слово значащим его частям неизбежно приходится в том случае, когда, говоря языком А.С.Пушкина, "пальцы просятся к перу, перо к бумаге", когда появляется настоятельная потребность написания слова, притом грамотного написания. А последнее теснейшим образом связано со словообразованием. Умение видеть значащие части слова, знание закономерностей словообразования дает нам возможность понять, что "страшные" на первый взгляд орфографические проблемы оказываются не такими уж непостижимыми и непреодолимыми. А может статься и вовсе не страшными... В предлагаемой вам работе нам не раз придется обратиться к значащим частям слова, вспомнить о таком понятии, как основа слова – той части слова, которая выражает его лексическое значение (она, кстати, может быть непроизводной, то есть равной корню слова, и производной, то есть, помимо корня, включившей в свой состав приставку, суффикс или и то, и другое), и не забывать о том, что основа слова, на базе которой создается новое слово, называется производящей. В ходе нашей беседы придется говорить о том, что в качестве производящей основы может выступить и имя существительное, и имя прилагательное, и глагол. Видеть, от какой части речи родилось слово, пишущему очень важно, потому что закономерности образования слов от разных производящих основ – разные, что, кстати, и определяет разницу в написании ранее созданных и вновь создаваемых слов. В мастерскую слова дорога никому не заказана. Попробуем вместе пройти в нее и познакомиться с некоторыми закономерностями словообразования, а следовательно, и особенностями написания слов, в частности с написанием одного и удвоенного н в различных частях речи: именах существительных, именах прилагательных, глаголах и его формах, наречиях и словах категории состояния. Итак, в дорогу... |