Томаш Гарриг Масарик Борьба за Бога. Достоевский - философ истории русского вопроса c. 5-182 Томаш Гарриг Масарик Титанизм или гуманизм. От Пушкина до Горького c. 183-454 Вратислав Доубек "Россия и Европа". История книги c. 455-469 Борис Егоров, Олег Малевич Томаш Гарриг Масарик и русская литература c. 470-514 Примечания Комментарии c. 515-573
![]() Выдающийся чешский философ, социолог и политический деятель; первый президент Чехословацкой республики (1918–1935). Родился в Моравии (Австро–Венгерская империя), в семье рабочего. Учился в Брно, Вене и Лейпциге (в числе его учителей были философ Ф. Брентано и психолог В. Вундт). С 1876 г. – доктор философии; защитил диссертацию на тему "Самоубийство как социальное явление". В 1882–1914 гг. – профессор философии Пражского университета. В 1891–1893 и 1907–1914 гг. – депутат парламента австрийских земель (рейхсрата). В годы Первой мировой войны жил в европейских странах, России и США, где активно выступал за независимость Чехословакии. В 1918 г., после падения Австро–Венгерской империи, был заочно избран первым президентом Чехословацкой республики; через месяц после избрания вернулся на родину. Член–корреспондент Британской академии (1920). Основатель влиятельного журнала "Атенеум. Журнал литературы и научной критики".
Научные работы Т. Г. Масарика были посвящены истории философии, социологии и истории. Он стремился создать "научное" позитивистское мировоззрение, противопоставляя его богословию, но в то же время считал, что религиозная этика может удовлетворить духовные запросы человека. Он получил широкую известность как идейный вдохновитель чехословацкого национального движения, став в итоге политическим и духовным лидером независимой Чехословакии. Как политический деятель Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику. Он активно участвовал в дискуссиях начала XX века о марксизме (книга "Философские и социологические основания марксизма" вышла в 1899 г. и уже через год была переведена на русский язык), а в труде "Россия и Европа" критически анализировал истоки духовного, религиозного и социального кризиса в России. |