МИР КАЧЕСТВА
Есть в мире множество миров: Есть мир друзей и мир врагов, Есть злобы мир и мир добра... Жизнь – это сложная игра. Но есть один особый мир, Нет ничего ценнее тут, ...Мы сами строим те миры, Далеко непросто создать конкурентоспособный бизнес, удержать его на вершине Олимпа и постоянно регенерировать конкурентные преимущества компании. Компания сродни живому организму – сложная система. Система, совокупность элементов которой, впрочем как и отношения или связи между элементами, постоянно претерпевают изменения в зависимости от того, что происходит внутри и вне компании, и в соответствии с некими, объективно существующими, причинно-следственными связями. Что-то исчезает, что-то "рождается", что-то развивается и начинает проявлять себя в новом качестве, запутывая и без того нетривиальное многообразие элементов и отношений между ними. Ситуация осложняется тем, что некоторые "элементы" системы – люди – наделены сознанием и мышлением, имеют собственные ценностные ориентиры и жизненные интересы, руководствуются в поступках собственными, а не навязанными соображениями, а зачастую и просто эмоциями. А конкурентоспособное долголетие и эффективность компании определяются не столько продуманностью формальных схем и даже не фактом привлечения высококлассных профессионалов, сколько взаимовыгодными условиями для совместного труда сотрудников в данном коллективе во благо и компании, и каждого в отдельности. Так или иначе, за всеми проблемами компании и за всеми ее достижениями стоят люди – работающие в компании, возглавляющие ее, регулирующие ее деятельность, приобретающие продукт ее деятельности и т.д. (перечисление легко продолжить, называя людей и их группы, интересы которых каким-либо образом связаны с деятельностью компании). Поэтому вычленить, а затем и понять наблюдаемые в реальной жизни компании причинно-следственные связи невозможно без понимания психики человека, психологии отношений между людьми и мотивов их деятельности. А чтобы сформировать системное представление компании, нужно осознать те формализованные "конструкции", в виде которых реальность отражается в сознании человека, и "вывести на поверхность" интеллектуальные модели, посредством которых происходит движение от реальности в мир формализаций и обратно. Конечно, однозначных готовых рецептов, как построить конкурентоспособный бизнес, объединить людей общей целью и сплотить сотрудников в единую дружную команду, нет и вряд ли может быть. Каждая компания уникальна. Накопленный опыт, корпоративные ценности, специфика деятельности и многое-многое другое побуждают искать собственный путь, опираясь на системный подход как на верного друга. Ибо системный подход помогает не только разобраться и упорядочить представления о деятельности компании, но и трансформировать и/или адаптировать мировой опыт к специфике деятельности компании. Не вдаваясь в строгие определения и дискуссионные обсуждения термина "система", вспомним, что для множества связанных различными отношениями элементов системы характерно наличие общей цели и какого-либо общего предназначения. Причем существует возможность выделения в данной системе взаимосвязанных частей (подсистем), состоящих из этих элементов. Каждый элемент, обладая специфическими свойствами, проявляет себя во взаимодействии с другими элементами. При этом обнаруживается новое свойство, рожденное этим взаимодействием, – свойство системы (именно этим объясняется принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов). Из этого следует, что изучить свойства каждого элемента по отдельности недостаточно. Нужно обратиться и к свойствам их взаимодействия. Наличие внешней по отношению к данной (более крупной) системы, называемой средой, заставляет и на нее обратить внимание. Между компанией и ее окружением существуют двунаправленные воздействия. С системных позиций, творчески, не ограничиваясь в "поисках истины" общепринятыми канонами, нужно переосмыслить многое... Не только в теории и практике менеджмента. Не могут остаться без внимания экономические вопросы, психология, информационные технологии и другие мыслимые аспекты деятельности компании. Все они могут и должны быть органично интегрированы (под эгидой менеджмента качества) в целостный образ, единую концепцию и "работать" друг на друга для рождения свойств компании, которые обеспечат ее конкурентоспособность. Универсальным методом изучения процессов, явлений и систем реального мира служит моделирование. Термин "моделирование" включает в себя так много смысловых оттенков и форм реализации, что на этом стоит немного остановиться. C одной стороны, моделирование подразумевает построение моделей реально существующих объектов и явлений, а с другой – исследование объектов познания на моделях. Под моделью, в самой общей формулировке, понимается условный образ "объекта" изучения, который конструируется для упрощения исследования и отражает важные для этого исследования, так называемые существенные свойства. При этом важно, в чем проявляется подобие между моделируемым объектом и моделью. Когда объект и модель имеют одинаковую или схожую физическую природу, говорят о физическом подобии. Когда подобие наблюдается между пространственными характеристиками объекта и модели – о геометрическом. Если сходство проявляется между структурой объекта и структурой модели, то речь идет о структурном подобии. Функциональное подобие характеризуют как выполнение объектом и моделью сходных функций при соответствующих воздействиях, а динамическое подобие связывают с последовательно изменяющимися состояниями объекта и модели. Говорят даже о вероятностном подобии в случае, когда в объекте и модели схожи процессы вероятностного характера. Модели строятся, поскольку позволяют легче и быстрее получить новые знания об изучаемой системе. Потребность в моделировании при исследовании процессов функционирования сложных социально-экономических систем становится еще более ощутимой, если принять во внимание немалые затраты на проведение реальных экономических экспериментов и необратимость последствий принятых решений. Тем более, что эмпирический подход зачастую не позволяет получить корректные выводы, например, потому, что нелегко учесть влияние различных факторов в их взаимосвязи или неправомерно сравнивать полученные результаты эксперимента с ожидаемыми в случае, когда за длительный период эксперимента существенно изменились внешние условия и внутреннее существо системы. Однако между моделью и ее прототипом никогда не может существовать взаимно однозначное соответствие, ибо при ее построении происходит обобщение и потеря некоторой информации, в частности той, которую сочли несущественной с точки зрения цели исследования и моделирования. Поэтому по свойствам модели оказывается возможным судить только о тех свойствах изучаемого объекта, которые были учтены при ее построении. Об этом не следует забывать, чтобы в реальной жизни не испытать разочарований в возможностях моделирования. Широкое применение моделирования при изучении реального мира и решении огромного числа практических задач способствовало развитию многочисленных подходов, инструментария моделирования и проявилось в большом многообразии построенных моделей, единой общепризнанной классификации которых в настоящее время не существует. Тем не менее, понятны и логичны признаки, по которым они могут быть классифицированы. Признаком классификации могут выступать средства, используемые при построении моделей. Моделирование может осуществляться на макетах, которые передают пространственные формы объекта, пропорции или другие геометрические характеристики (так называемое геометрическое моделирование), посредством графиков, схем, чертежей, формул и т.п. (информационное моделирование) и даже на основе разговорного языка (вербальное моделирование). В результате информационного моделирования рождается математическое или логическое описание существенных свойств моделируемого объекта или процесса. Классификация по этому признаку может быть и далее детализирована, например, по применяемому математическому аппарату: модели математического программирования (линейного, нелинейного, целочисленного, динамического), модели теории игр, модели массового обслуживания и т.д. Может выступать признаком и область применения моделей. Возможно, модели строятся для изучения физико-химических свойств, биологических, генных процессов, происходящих в оригинале, возможно – социально-экономических процессов. Спектр областей применения столь широк, что на этом не стоит останавливаться, но отметим, что данная классификация также порождает много "имен", а объединение двух рассмотренных признаков – к составным именам. Например, под экономико-математической моделью понимается математическое описание (способ моделирования) экономического процесса или объекта (область применения), произведенное в целях их исследования и управления (цель моделирования также иногда добавляется к названию модели). В зависимости от учета фактора времени в модели, последние делятся на статические (описывается состояние системы в определенный момент, все элементы и зависимости модели отнесены к одному периоду времени) и динамические (описывается развитие системы во времени). А то, как отражено время в модели, делит их на непрерывные и дискретные. В последнем случае время квантовано, т.е. представлено множеством значений с некоторым лагом. По характеру отражения причинно-следственных связей различают детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях имеют место функциональные связи и все жестко определено, а стохастические допускают наличие случайных воздействий на изучаемый объект. Степень понимания причинно-следственных связей в изучаемом объекте также может служить признаком классификации. Когда известно, "чту" влияет на объект исследования и "чту" является результатом его функционирования, и при этом исследуется лишь форма связи между входом и выходом (не углубляясь в детали, почему она такая), говорят о модели черного ящика. При дальнейших исследованиях и детализации этой модели, (образно) ящик начинает "сереть", проходя различные оттенки цветовой гаммы от черного к белому. Когда станет понятным как, что и почему происходит в реальном объекте, как входы преобразуются в выходы, черный ящик станет белым. И это будет очень детальная модель. Хотя в дальнейшем может оказаться, что "ящик не совсем белый, а светло-светло-серый", и целесообразно дальше продолжить исследования, чтобы углубить и детализировать знания о моделируемом объекте. Для всесторонности обзора следует отметить еще два признака классификации моделей. Первый из них – общее целевое назначение – делит модели на теоретико-аналитические, которые используются при изучении общих свойств и закономерностей, в частности, социально-экономических процессов, и прикладные, используемые при решении конкретных практических задач (например, при оценивании, анализе и прогнозировании параметров функционирования конкретных объектов и при принятии управленческих решений). Другой признак классификации – по масштабу или величине изучаемого объекта – делит модели на макро- и микроэкономические модели. Считается, что макроэкономические модели описывают экономику государства как единого целого, связывая между собой укрупненные (агрегированные) материально-вещественные и финансовые показатели (национальный доход, ВВП и ВНП, совокупный спрос и совокупное потребление, инвестиции, занятость, процентную ставку и т.п.). Микроэкономические модели описывают взаимодействие структурных и функциональных составляющих экономики либо поведение отдельной такой составляющей (отрасли, региона, фирмы, потребителя и т.п.). Однако такое деление условно и, скорее всего, скоро претерпит существенную корректировку в связи с процессами интеграции, создания холдинговых структур и другими характерными особенностями времени, в котором мы живем. Макро-, мезо- и микроуровень как-то перераспределятся, а может быть появятся и новые градации. Справедливости ради надо сказать, что перечень признаков классификации моделей может быть как расширен, так и детализирован в рамках вышеназванных. Однако здесь не ставится цель рассмотреть все возможные варианты. Важно лишь, вспомнив все многообразие моделей, оценить области, в которых выводы по результатам моделирования будут достоверными и адекватными. Хотя, как уже отмечалось, адекватность модели в какой-то мере понятие условное, ибо полного соответствия модели реальному объекту быть не может. И говорят об адекватности или соответствии только по тем свойствам, которые считаются существенными для исследования и отражены в модели. Добавим, что применительно к сложным системам моделирование можно использовать последовательно: сначала, чтобы описать и изучить реальные взаимосвязи и процессы в системе (такие модели, кстати, называются дескриптивными или моделями "is to is" – как есть), затем – чтобы создать "идеал" системы (нормативную модель или "is to be" – как должно быть) и определить путь перехода от существующего положения вещей к желанному. (Вот и еще один признак классификации моделей.) Моделирование всегда начинается с формулирования цели исследования и постановки задачи в вербальном виде, затем следует структурирование предметной области и, после выбора средств и инструментов моделирования, непосредственно формализация и построение моделей. Следуя такой логике, мы и будем действовать, уделяя большее внимание построению модели идеала гипотетической компании, приверженной идеям менеджмента качества. Рассуждения имеют универсальный характер и применимы к деятельности любых хозяйствующих субъектов – будь то производственные и торговые предприятия, организации сферы услуг и даже образовательные учреждения, которые условимся (для краткости) называть одним словом – компания. (Отражение специфики их деятельности – следующий шаг.) Для "запуска" этого мыслительного процесса в первом разделе приведены некоторые важные соображения, рожденные идеологией менеджмента качества. Второй раздел ("от естественного к формальному") посвящен обобщению и структурированию представленных выше основных идей СМК, выделению существенных признаков компании, приверженной идеям качества, построению концептуальной модели "идеала". Попутно рассматриваются различные методы и инструменты формализации, которыми можно пользоваться при построении моделей как "is to be", так, впрочем, и "is to is". В третьем разделе ("от формального к естественному") обсуждаются вопросы, как создать и внедрить такую систему, как постоянно поддерживать ее жизнеспособность. Ведь мир меняется очень быстро, и так же быстро должна меняться система, гибко реагируя и адаптируясь к новым условиям деятельности. В этой книге мне хотелось не столько изложить те или иные достижения в области менеджмента и экономики качества, сколько обратить внимание на некоторые редко подвергающиеся совместному обдумыванию аспекты ее деятельности: обстоятельства функционирования компании, принципы организации ее деятельности, стереотипы, привычки и закономерности поведения людей, которые между тем тесно связаны и в совокупности определяют "здоровье" и "долголетие" компании. Хотелось также показать возможности системного подхода в поиске пути к "идеалу". Если вы увлечены идеей непрерывного совершенствования себя и своего бизнеса, не стоит брать на веру те или иные правила или подходы. Надо искать, подчиняясь здравому смыслу и анализируя накопленный интеллектуальный багаж в "контексте обстоятельств", свой путь к совершенству. "Новое", рождаясь, приходит на смену "старому" и благодаря "старому". Для формирования целостного представления конкурентоспособного бизнеса надо совершенствовать известные подходы, создавать новые инструменты, менять правила, генерировать и аргументировать смелые идеи. Жизнь не стоит на месте, и давайте вместе сделаем ее лучше. * * * Искренне отдаю дань почтения людям, задумывавшимся над тем, как сделать этот мир лучше, а также написавшим ценные книги и статьи, чтение и осмысление которых способствовало появлению на свет данной монографии. Благодарю близких, друзей и коллег за поддержку и помощь... Всех людей, с которыми меня столкнула жизнь, чтобы чему-то научить. Ю.П.Адлер, С.В.Баранов, И.Н.Дрогобыцкий, Д.М.Рикой, Г.В.Согачев, мои любимые родители (Е.Н.Щепетов, В.Н.Щепетова) и моя дочь Аннушка – положительные герои моей истории, которым никакими словами не удастся передать глубину моей признательности. Светлана Щепетова
P.S. В последнее время обострилась проблема коммуникации между людьми разных специальностей. Часто, говоря об одном и том же по сути, они используют разный профессиональный сленг и абсолютно не понимают друг друга (или понимают, но как-то иначе, словно в игре "испорченный телефон"). Даже люди одинаковой или смежной специализации сталкиваются с трудностями общения, так как развелось много терминов, допускающих несколько дефиниций. И наоборот, встречаются ситуации, когда речь идет об одном и том же, но имеющем разные названия. Кроме того, накладывает отпечаток прошлый опыт, накопленные знания и даже настроение (мы слышим то, что готовы воспринять). Поскольку в рамках данного ограниченного объема нет шансов привести и обсудить все возможные варианты используемых при обсуждении систем менеджмента качества (СМК) терминов, то при изложении предпочтение будет отдано так называемым операциональным определениям. Светлана Евгеньевна Щепетова Кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ. Победитель конкурса молодых преподавателей Благотворительного фонда В.Потанина, получатель Гранта Президента на поддержку молодых российских ученых по результатам конкурса диссертационных работ. С.Е.Щепетова многим знакома по серии статей, посвященных Системе Экономики Качества и опубликованных в журналах "Стандарты и качество" и "Методы менеджмента качества". Знакомство в 1998 году с известным российским "гуру" в области качества Юрием Павловичем Адлером, вылившееся в творческое сотрудничество, стало начальным пунктом увлечения идеологией менеджмента качества. Понимание того, что стремление к совершенству и взаимовыгодное сотрудничество не существуют вне экономических отношений, побудило автора к переосмыслению "экономики компаний". Знания и опыт С.Е.Щепетовой в организации финансового и управленческого учета, с одной стороны, понимание информационных потребностей менеджмента, ориентированного на долгосрочную конкурентоспособность и высокое качество жизни всех заинтересованных сторон бизнеса, с другой, позволили вскрыть "ограничения", порождаемые системами сбора и обработки информации, и "ограничения", порождаемые стереотипами управленцев. Сотрудничество с различными компаниями и обобщение их практики обнаружили тесную взаимосвязь менеджмента, экономики и социума компании. Всему этому посвящено множество авторских семинаров для практиков, докладов на отечественных и международных конференциях, различных публикаций, в числе которых и данная книга. Свою задачу автор видит не в декларации "готовых рецептов", а в демонстрации того, как системные исследования и моделирование деятельности компаний могут помочь в понимании работы компании и в поиске собственных экономических механизмов, которые способны обеспечить ее (компании) процветание. |