URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Перельман М.Е. Наблюдения и озарения, или Как физики выявляют законы природы: ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО НИКОЛЫ ТЕСЛЫ Обложка Перельман М.Е. Наблюдения и озарения, или Как физики выявляют законы природы: ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО НИКОЛЫ ТЕСЛЫ
Id: 115294
379 р.

Наблюдения и озарения, или Как физики выявляют законы природы:
ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО НИКОЛЫ ТЕСЛЫ. № 51 Кн.1. Изд. 1

URSS. 2012. 216 с. ISBN 978-5-397-02494-5. Уценка. Состояние: 5-. Обложка: 5-. Блок текста: 5.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Все мы знакомы с открытиями, ставшими заметными вехами на пути понимания человеком законов окружающего мира: начиная с догадки Архимеда о величине силы, действующей на погруженное в жидкость тело, и заканчивая новейшими теориями скрытых размерностей пространства-времени.

Но как были сделаны эти открытия? Почему именно в свое время? Почему именно теми, кого мы сейчас считаем первооткрывателями? И что делать тому, кто хочет... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие: как делаются открытия?
Раздел I От Аристотеля до Галилея: 2000 лет в поисках научного знания
Глава 1 Наблюдения и их упорядочение
Глава 2 Древний мир
 1. Аристарх Самосский
 2. Эратосфен
 3. Архимед
 4. Пифагор
 5. Звуковой резонанс?
 6. Преломление света
 7. Птолемей
 Отступление I Величайшие изобретения
Глава 3 Эпоха Возрождения
 1.Великая ошибка
 2.Леонардо да Винчи
 3.Николай Коперник
 4.Тарталья и Кардано
Глава 4 Начало научных исследований
 1.Галилео Галилей
 2.Иоганн Кеплер
 3.Уильям Гильберт
 4.Атмосферное давление
 5.Отто фон Герике
 6.Блез Паскаль
 7.Роберт Бойль
 8.Роберт Гук
 9.Гримальди
 10.Христиан Гюйгенс
Глава 5 Теплота и температура
Раздел II Не увядающая классика: от Ньютона до Максвелла
Глава 1 Парадигма Ньютона
 1. Оптика Ньютона
 2. Исаак Ньютон:единство физического мира
 3. Даниил Бернулли: гидроаэродинамика
 4. Эффекты вращения
Глава 2 Происхождение Солнечной системы
 Отступление II Смена вех
Глава 3 Электризация
 1. Первые исследователи
 2. Бенджамин Франклин
 3. Огюст Кулон
 4. Генри Кавендиш
Глава 4 Электрический ток
 1. Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта
 2. Гемфри Дэви
 3. Георг Ом
 4. Эрстед и Ампер
 5. Майкл Фарадей
 Отступление III Минимальный словарь Бертрана Рассела
Глава 5 Теплота и термодинамика
 1. Паровые двигатели
 2. Теплота как поток
 3. Газовые законы
 4. Атомистика
 5. Импульс, энергия, момент
 6. Готфрид Вильгельм Лейбниц: функция действия
 7. Виды энергий
 8. Закон сохранения энергии: Майер, Джоуль, Гельмгольц
Глава 6 Второй закон термодинамики
 1. Вероятность, информация, энтропия
 2. Рудольф Клаузиус
 3. Джеймс Кларк Максвелл: статистическая физика
 4. Вечные двигатели
 5. Людвиг Больцман
 6. Джозайя Уиллард Гиббс
 7. Броуновское движение: Эйнштейн и Смолуховский
 8. Неравновесные процессы: Онсагер
Глава 7 Волновая оптика
 1. Корпускулы или волны?
 2. Томас Юнг
 3. Огюстен Френель
 4. Скорость света и проблема эфира
Глава 8 Электродинамика Максвелла
 1. Дальнодействие и близкодействие
 2. Великие уравнения
 3. Генрих Герц
 4. Хендрик Антон Лорентц
Раздел III Наблюдать, чтобы изобретать: от электронов к электротехнике
Глава 1 Спектры, электроны, атомы
 1. Фраунгоферовы линии
 2. Спектральный анализ
 3. Катодные лучи
 4. Рентген и его лучи
 5. Дж.Дж.Томсон: открытие электрона
Глава 2 Электротехника и радиотехника
 1. Источники электрического тока
 2. Электрогенераторы и электромоторы
 3. Химические источники тока
 4. Телеграф
 5. Телефон
 6. Томас Эдисон
 7. Никола Тесла
 8. Когерер
 9. Изобретение радио
 10. Ионосфера
 11. Диод и триод
Глава 3 Запись изображения, звука и информации
 1. Фотография
 2. Запись звука
 3. Кинематограф
 4. Голография
 5. Магнитные свойства веществ
 6. Магнитная память, феррогидродинамика
Приложение 1. Рейтинги замечательных экспериментов и великих физиков
2. Некоторые обозначения
Заключение

Предисловие: как делаются открытия?
top

Никто, увы, не может объяснить, как делаются открытия или, несколько точнее, как из груды предположений, ясных и совсем неясных или даже ошибочных данных выбираются те, которые помогают выявить (это слово более точно, чем "открыть") закон природы. Наитие, озарение – это ведь только слова...

Не следует ли обратиться к авторам открытий? Они-то могут или должны что-то и как-то объяснить?

И вот что говорят самые великие, авторы многих, не одного и не двух эпохальных открытий.

Альберт Эйнштейн в автобиографии пишет: "Открытие не является делом логического мышления", а в другом месте замечает, что какой-то процесс, по-видимому, происходит в подсознании, без словесного оформления, и затем как-то выскакивает в сознание.

Великий математик, физик и философ Анри Пуанкаре описывает, как он приходил к своим открытиям: "Случаи внезапного озарения, мгновенного завершения длительной подсознательной работы мозга, конечно, поразительны. Роль этой подсознательной деятельности интеллекта в математическом открытии можно считать, по-видимому, бесспорной". Но затем он продолжает: "Внезапное вдохновение никогда не могло бы прийти без многих дней предшествующих целенаправленных усилий, казавшихся в то время совершенно бесплодными и направленными по неправильному пути".

В обыденном сознании мыслитель часто ассоциируется с одноименной скульптурой Родена. Но говорят, что у глубоко задумавшегося гениального Нильса Бора был в такие моменты вид клинического идиота: полностью расслабленная мускулатура лица, опущенная нижняя челюсть... Так что прототип Родена рассуждает – возможно, он перебирает варианты ответа, но отнюдь не открывает нечто новое.

Но если нечто истинно новое возникает в виде смутной идеи, некоей картинки в подсознании, то скорее всего оно пробьется в сознание в моменты расслабленности, в полудреме или даже во сне. И действительно, именно об этом говорят многие из тех, кто совершал открытия, изобретал. Значит, логика здесь ни при чем, и машины, построенные на основе логических программ, никогда не смогут соперничать с людьми.

Что же делать, если нельзя научить делать открытия?

Нельзя забывать слова великого Т.А.Эдисона: в любом изобретении 99% тяжкой работы и 1% вдохновения. Так что нужно работать, тогда может прийти, а может и не прийти вдохновение.

Но можно попытаться восстановить условия, в которых совершено открытие, и то, как и почему тот или иной ученый, изобретатель заинтересовался какой-то проблемой и как он подошел к ее решению. Такие примеры могут послужить, отчасти, путеводной звездой в будущем.

Вот такие примеры автор и попытался собрать в этой книге, отмечая при этом и явления, которые до сих пор не объяснены (может, они заинтересуют читателя?).

Книга эта не является ни учебником, ни последовательной историей развития физики. Скорее, это история открытий в физике, но в форме изложения для чтения, для всех тех – от школьников, студентов и их преподавателей до психологов и просто людей любознательных, – кто интересуется проблемой открытий. (В этом и отличие ее от многих популярных книг, которые обычно объясняют то, что открыто, не затрагивая психологические проблемы работы исследователей.) Поэтому в книге нет формул, а отдельные очерки по возможности сделаны независимыми – читать ее можно почти с любого места.

Преподавательский опыт автора показывает, что рассказ о том, как, каким человеком и почему было сделано то или иное открытие, какие трудности пришлось преодолеть, какие проблемы оно разрешило, придает некую эмоциональную окраску уроку или лекции – экзамены показывают несравнимо лучшее запоминание и понимание именно этого материала. В нашей книге как раз и собраны подобные рассказы.

Кроме того, автор убежден, что рассказ об эмоционально насыщенных эпизодах легче проникает в подсознание человека (нечто вроде резонанса?), а затем схожая идея может всплыть, уже вне воли индивидуума, во время упорядоченного изучения предмета или даже во время собственных исследований. Но ведь для этого в подсознании уже должны находиться некие примеры! Поэтому представляется, что знание некоторых деталей истории открытий не может быть бесполезным, во всяком случае для будущих ученых. А может, такие рассказы и обратят кое-кого из подростков к занятиям наукой?

В последние годы во многих школьных программах понизился  статус естественных наук, в том числе физики, в пользу математики и компьютеров: для чего, мол, запоминать формулировки законов Архимеда или Ома, если их можно в любой момент найти в Интернете. Хотелось бы напомнить организаторам просвещения, что, во-первых, ни одна поисковая система не выдаст вам сведений, если вы сами не знаете, что надо искать, а во-вторых, и это гораздо важнее, суть преподавания, скажем, физики состоит в том, чтобы привить некоторые навыки понимания явлений окружающего мира, показать возможности не формального (как в математике), а реального анализа всего нас окружающего.

Так что еще одна задача книги – показать, насколько физика интересна и увлекательна. Эта книга в некотором смысле продолжает предшествующую книгу автора: "А почему это так?" (Кн.1: Физика вокруг нас в занимательных беседах, вопросах и ответах. М.: URSS, 2012; Кн.2: Физика в гостях у других наук (в занимательных беседах, вопросах и ответах). М.: URSS, 2012). Если в ней рассматривались повседневные явления и окружающие нас предметы, показывалась роль и возможности поиска внутреннего смысла разнородных, казалось бы, проявлений законов физики, то здесь мы обращаемся к тому. как наблюдения – возможно разрозненные, а порой и случайные – вели к открытию самых общих законов природы.

 [*Необходимые пояснения.] 1. Автор писал о тех разделах физики, которые ему в той или иной степени близки и знакомы (поэтому в очень малой степени затронуты физика твердого тела, физика плазмы и т.д.). 2. Опущены вопросы, которые очень сложно изложить без привлечения математики. 3. Список литературы к проводимому изложению мог бы по объёму сравняться с самой книгой, но поскольку наше изложение отнюдь не претендует на строгую научность, приведены лишь минимальные ссылки на литературу. .

 [*Об иллюстрациях.] Великий Рёзерфорд любил повторять: "Все науки являются либо физикой, либо собиранием марок" ("All science is either physics or stamp collecting"). А поскольку имеется множество почтовых марок самых разных стран с портретами ученых и даже деталями аппаратуры и формулами, мы поместили некоторые из них здесь, руководствуясь при выборе лишь критериями правдоподобия и качества изображения. Заметим, что в мире найдется более 100 видов марок, посвященных Эйнштейну, причем некоторые из них напечатаны в странах, где вряд ли найдутся знатоки его творчества.


Об авторе
top
Марк Ефимович ПЕРЕЛЬМАН (1932–2010)

Доктор физико-математических наук. До 1997 г. – заведующий отделом теоретической физики и биофизики Института кибернетики Академии наук Грузии, вел курсы физики в вузах. С 1997 г. – в Иерусалиме, сотрудничал с Институтом физики им.Дж.Рака. Автор около 200 статей по теоретической физике, геофизике, биофизике, оптоэлектронике, а также по психологии, истории и популяризации науки; ему принадлежит ряд изобретений. В Нью–Йорке вышла в свет монография М.Е.Перельмана "Quantum Kinetics" (2010).