Во втором издании данной работы предпринимается попытка ввести логико-методологический анализ фонологии, проводимый в первом издании, в современный исследовательский и культурно-исторический контекст и представить фонологию как целостную научную дисциплину в единстве ее форм и воплощений (направлений, концепций, аспектов) в историческом потоке смены исследовательских парадигм и научных картин мира в гуманитарном познании. Особое внимание при этом будет уделено вопросу о причинах утраты фонологией своего "демиургийного" статуса в современной лингвистике и о возможных путях дальнейшего формирования данной дисциплины в ситуации перехода лингвистического познания от структурно-семиологической программы изучения языка к другим, более широким исследовательским программам постижения языка в тесной связи с сознанием, культурой и духовным миром человека. При написании раздела "Фонология" в составе монографии "Общее языкознание: Внутренняя структура языка" (М., 1972 под ред. чл.-корр. АН СССР Б.А.Серебренникова) в соответствии с практикой метаописания в лингвистике того времени в качестве ключевого методологического понятия при проводимой логико-методологической рефлексии использовался термин "описание". В работе "Историческая фонология и ее основания", дополняющей проведенное в данном разделе метаописание фонологии рассмотрением ее диахронического аспекта, в качестве исходной единицы метаописания использовалась "модель научного предмета". В Послесловии к настоящему изданию "Фонологии" используется принятый в современных лингвистических метаописаниях термин "парадигма", а также термин "исследовательская программа". Представляется, однако, что все эти языки описания не являются взаимоисключающими и в своей совокупности позволяют передать наиболее существенные черты эпистемологического облика фонологии в единстве ее основного замысла и многообразии ее воплощений. Фонема, по лапидарному выражению С.К.Шаумяна, есть "диалектическое единство звука и различительной функции" (Шаумян 2005, 742). Восхождение к теоретическому осмыслению этой идеи в различных исторических опытах истолкования фонемы, акцентирующих внимание на разных моментах этого единства, определяет весь путь становления фонологии. В Дополнениях ко второму изданию приводится библиография работ по отечественной фонологии и методологии научного исследования, вышедших после первого издания данной работы или же не учтенных в первом издании. Здесь приводится также список работ автора по фонологии, философии языка и металингвистике, развивающих и поясняющих отдельные проблемы данной темы. |