Предисловие.........5 К. Кноулз, Г. Броуд. Теория процессов кратерообразования (обзор)..............8 Г. Купер, Ф. Сауэр. Движение грунта, связанное с образованием воронки, и приложения к масштабному приведению размеров воронок...................43 Д. Керрен, Д. Шоки, Л. Симен, М. Остин. Механизмы и модели кратерообразования в природных средах.............81 Р. Шок. Поведение горных пород под действием больших напряжений..........116 Г. Броуд, С. Шустер. Гидравлические удары и безопасность ядерных реакторов на кипящей воде — возможности численных методов.............131 В. Н. Николаевский. Динамическая прочность и скорость разрушения..........166 Б. А. Иванов. Успехи механики кратерообразования...............204
Ишлинский Александр Юльевич Выдающийся ученый-механик, педагог и организатор науки; академик АН СССР. В 1935 г. окончил механико-математический факультет Московского университета. Работал в университете на кафедре теории упругости, преподавал в ряде вузов Москвы. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1943 г. — докторскую диссертацию на тему "Механика не вполне упругих и вязкопластических тел". В 1948-1955 гг. — директор Института математики АН УССР. В 1950-х гг. активно участвовал в осуществлении ракетно-космических программ СССР под общим руководством С. П. Королева. В 1956–2003 гг. — заведующий кафедрой прикладной механики мехмата МГУ (с 1993 г. — кафедра прикладной механики и управления). Один из организаторов и первый директор (1959–1960) Института механики МГУ. В 1965–1990 гг. — директор Института проблем механики АН СССР, ныне носящего его имя.
Основные научные труды А. Ю. Ишлинского относятся к общей механике, динамике твердого тела, теории гироскопов, теории систем инерциальной навигации, теории упругости, теории пластичности, механике систем с трением. В каждой из этих областей им были получены основополагающие результаты. Он исследовал закономерности трения качения по деформируемому основанию, разработал оригинальную теорию динамической устойчивости, развил общую теорию пластичности с линейным упрочнением, разработал теорию пространственного гирокомпаса и других гироскопических приборов, провел важные исследования по общей теории инерциальной навигации и автономного управления. Большое значение он придавал постановке высшего технического образования в стране; им был организован Научно-методический совет по теоретической механике при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1981) и Государственной премии Российской Федерации (1996). |