Введение |
1 | Характер и современные особенности межрегиональной экономической дифференциации в Российской Федерации |
| § 1. | Оценка современной ситуации |
| § 2. | Социально-экономические последствия нерегулируемой дифференциации территориального развития |
| § 3. | Влияние межрегиональной экономической дифференциации на развитие федеративных отношений в Российской Федерации |
| § 4. | Причины и факторы межрегиональной экономической дифференциации |
2 | Экономическая природа и основные типы проблемных регионов |
| § 1. | Сущность и идентификационные признаки проблемного региона |
| § 2. | Принципы и критерии региональной типологизации |
| § 3. | Экономически слаборазвитые регионы |
| § 4. | Экономически депрессивные регионы |
| § 5. | Другие проблемные регионы |
3 | Методологические основы исследования межрегиональной экономической дифференциации |
| § 1. | Уровень экономического благосостояния региона и основные факторы, его определяющие |
| § 2. | Концептуальные положения и методы оценки межрегиональных товарообменных связей |
| § 3. | Методы оценки динамики и уровня эффективности отраслевой структуры региона |
| § 4. | Методологические основы анализа и оценки конкурентоспособности региональной экономики в условиях глобализации |
4 | Методы анализа и оценки межрегиональной дифференциации социально-экономического развития |
| § 1. | Концептуальные положения совершенствования информационного обеспечения региональных экономических исследований |
| § 2. | Информационно-методические аспекты сравнительной оценки социально-экономического положения регионов |
| § 3. | Методы сравнительной интегральной оценки социально-экономического положения регионов |
| § 4. | Методы анализа территориальной дифференциации кризисных процессов в экономике и социальной сфере |
| | 4.1. | Оценка территориальной дифференциации интенсивности кризисных процессов в сфере промышленного производства |
| | 4.2. | Оценка территориальной дифференциации интенсивности кризисных процессов в сфере занятости населения |
| | 4.3. | Оценка территориальной дифференциации интенсивности кризисных процессов в сфере уровня жизни населения |
| | 4.4. | Оценка территориальной дифференциации интенсивности кризисных процессов в сфере бюджетно-финансового положения регионов |
| § 5. | Учет факторов межрегиональной дифференциации в прогнозировании территориального развития экономики |
| | Территориальные факторы общего действия |
| | Территориальные факторы отраслевого действия |
5 | Межрегиональная экономическая дифференциация как объект государственного регулирования |
| § 1. | Особенности и этапы развития в России государственного регулирования межрегиональной экономической дифференциации в период рыночных преобразований |
| § 2. | Некоторые аспекты зарубежного опыта системной трансформации экономики проблемных территорий и их государственной поддержки |
| § 3. | Условия и границы целесообразного использования рыночных механизмов саморегулирования |
| § 4. | Предложения по концепции формирования системы государственного регулирования межрегиональной экономической дифференциации в условиях глобализации |
| | 4.1. | Цели и задачи регулирования межрегиональной экономической дифференциации |
| | 4.2. | Основные ориентиры и компоненты системы регулирования межрегиональной экономической дифференциации |
| | 4.3. | Ключевые принципы и методологические основы регулирования межрегиональной экономической дифференциации |
| | 4.4. | Методы определения регионов-реципиентов и расчета объемов оказываемой им федеральной инвестиционной помощи |
| | 4.5. | Механизм инвестиционной поддержки субъектов Федерации |
Заключение |
Литература |
Приложения |
Одной из стержневых общемировых проблем социально-экономического развития
в эпоху глобализации становятся все более возрастающие масштабы
межрегиональной экономической дифференциации, увеличивающийся разрыв
в уровне развития и благосостоянии населения между ограниченным числом
наиболее богатых и постоянно растущей по доле населения группы беднейших
стран и регионов.
Аналогичные достаточно интенсивные процессы развиваются и в России.
Углубление территориальной дифференциации в ней сопровождается
противоречивыми по своей сути процессами системной трансформации
отечественной экономики, происходящими под воздействием реализации рыночных
реформ.
Исключительно высокая степень сложившейся дифференциации и продолжающийся
в настоящий период рост межрегиональных различий в экономике и социальной
сфере Российской Федерации обусловливают актуальность задач государственной
политики, направленных на преодоление данных негативных тенденций
и последовательное снижение в стране уровня территориальной асимметрии.
Как свидетельствует зарубежный опыт, прежде всего государств Западной Европы,
добиться устойчивого экономического развития страны и обеспечения в полном
объеме общегосударственных социальных гарантий всему населению невозможно
без эффективно функционирующей системы государственной поддержки регионов,
отстающих в экономическом развитии. Такая поддержка должна не только
обеспечивать в определенной степени необходимое выравнивание бюджетных
расходов территорий на решение текущих задач их социально-экономического
развития, но и создавать соответствующие предпосылки, активизировать
внутренние резервы и стимулы устойчивого экономического роста.
России крайне необходима своя целостная, адекватная специфике исторических
условий и особенностям федеративного устройства государства
законодательно-оформленная система регулирования межрегиональной
экономической дифференциации, важнейшим звеном которой должна стать система
федеральной поддержки проблемных (прежде всего экономически слаборазвитых
и депрессивных) территорий.
Учитывая характер и остроту данной проблемы в нашей стране, ее взаимосвязь
с другими проблемами системного характера, относящихся к сфере
макроэкономической или структурной политики, а также растущее влияние на нее
процессов глобализации, формирование эффективно действующего механизма
государственного регулирования межрегиональной экономической дифференциации
выступает одним из важнейших условий обеспечения достойных конкурентных
позиций России в глобальной системе мировой экономики.
Комплексная проработка вопросов анализа межрегиональной экономической
дифференциации в России и методов ее регулирования с учетом возрастающего
влияния процессов глобализации предопределяет особую актуальность настоящей работы.
Основная цель проведенного в этой книге исследования состоит в том, чтобы
на основе анализа современного характера межрегиональной экономической
дифференциации в России и ее проявления в специфических типах проблемных
регионов выявить глубинные причины и механизмы ее воспроизводства
и воздействия на территориальное развитие, и с учетом этого разработать
конкретные предложения по методологии государственного регулирования
межрегиональной дифференциации, по реальному сокращению сложившегося разрыва
в уровне развития и социально-экономическом положении регионов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие научные
задачи:
провести анализ глубины и тенденций изменения сложившейся в России
межрегиональной экономической дифференциации, систематизировать основные
факторы, ее определяющие, и на этой базе разработать концептуальные основы ее
исследования во взаимосвязи с проблемой обеспечения конкурентоспособности
экономики регионов и страны в целом в условиях глобализации,
конкретизировать системные принципы и критерии идентификации проблемных
регионов различных типов как формы проявления межрегиональной экономической
дифференциации;
обосновать теоретические и методологические подходы к анализу причин
и факторов воспроизводства межрегиональной экономической дифференциации,
определить содержание и основные компоненты уровня реального экономического
благосостояния региона и конкретизировать влияние развития
специализированных и комплексирующих (вспомогательных и обслуживающих) отраслей на сравнительную динамику
экономического роста в регионах;
разработать методы комплексной интегрированной оценки
социально-экономического положения регионов, методы оценки территориальной
дифференциации кризисных процессов в экономике и социальной сфере,
а также комплексной оценки территориальных факторов общего и отраслевого
действия на развитие отраслей экономики для целей прогнозирования их
развития на перспективу в территориальном аспекте;
исходя из анализа сложившейся системы государственного регулирования
территориального развития, выявить предпосылки и условия ее
совершенствования и на этой основе разработать адекватную российской
специфике модель федеральной инвестиционной поддержки проблемных регионов
(отвечающей задаче обеспечения роста конкурентоспособности экономики
российских регионов и страны в целом), а также основные компоненты механизма
ее практической реализации в рыночных условиях.
Проведенное автором исследование опирается на положения классической
экономической теории, действующее законодательство Российской Федерации,
касающееся вопросов государственного регулирования территориального развития,
труды авторитетных ученых-экономистов, исследующих проблемы в сфере
региональной экономики (среди которых С.С.Артоболевский, М.К.Бандман,
Л.Б.Вардомский, А.Г.Гранберг, В.В.Кистанов, А.М.Лавров,
Н.И.Ларина, В.Н.Лексин, Н.Н.Михеева, В.Е.Селиверстов,
Л.В.Смирнягин, С.Н.Суспицин, А.Н.Швецов, Б.М.Штульберг и др.),
а также на результаты обобщения отечественного и зарубежного опыта в области
государственной региональной политики.
Объектом исследования в предлагаемой вниманию читателей книге выступает
сложившаяся в стране межрегиональная экономическая дифференциация, включая
дифференциацию уровня развития и текущего социально-экономического положения
субъектов Федерации, а его предметом являются теория, методология и практика
(механизм реализации) системы государственного регулирования межрегиональной
дифференциации.
Методологическую и методическую основу работы составил широкий арсенал
современных методов научных исследований, включая системно-аналитический
(обобщение, сопоставление, систематизация) и экономико-статистический
(индексный анализ, метод группировок), экспертных оценок, аналогий и др.
В процессе исследования использовались государственная
статистическая и ведомственная отчетность за период с 1991 по 2001 годы,
а также данные по проблематике территориального развития, опубликованные
в отечественных и зарубежных периодических изданиях.
Полынёв Андрей Олегович -- кандидат экономических наук, заместитель
заведующего отделом Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития
России и РАН, около двадцати пяти лет занимается теоретическими вопросами
сравнительного анализа экономического и социального развития регионов, а
также методологией регулирования территориального развития на федеральном
уровне. Автор более 50 научных трудов, в том числе ряда монографий (в
соавторстве) по региональным аспектам народнохозяйственного прогнозирования,
государственного регулирования экономики и экономической безопасности России.