Одной из стержневых общемировых проблем социально-экономического развития в эпоху глобализации становятся все более возрастающие масштабы межрегиональной экономической дифференциации, увеличивающийся разрыв в уровне развития и благосостоянии населения между ограниченным числом наиболее богатых и постоянно растущей по доле населения группы беднейших стран и регионов. Аналогичные достаточно интенсивные процессы развиваются и в России. Углубление территориальной дифференциации в ней сопровождается противоречивыми по своей сути процессами системной трансформации отечественной экономики, происходящими под воздействием реализации рыночных реформ. Исключительно высокая степень сложившейся дифференциации и продолжающийся в настоящий период рост межрегиональных различий в экономике и социальной сфере Российской Федерации обусловливают актуальность задач государственной политики, направленных на преодоление данных негативных тенденций и последовательное снижение в стране уровня территориальной асимметрии. Как свидетельствует зарубежный опыт, прежде всего государств Западной Европы, добиться устойчивого экономического развития страны и обеспечения в полном объеме общегосударственных социальных гарантий всему населению невозможно без эффективно функционирующей системы государственной поддержки регионов, отстающих в экономическом развитии. Такая поддержка должна не только обеспечивать в определенной степени необходимое выравнивание бюджетных расходов территорий на решение текущих задач их социально-экономического развития, но и создавать соответствующие предпосылки, активизировать внутренние резервы и стимулы устойчивого экономического роста. России крайне необходима своя целостная, адекватная специфике исторических условий и особенностям федеративного устройства государства законодательно-оформленная система регулирования межрегиональной экономической дифференциации, важнейшим звеном которой должна стать система федеральной поддержки проблемных (прежде всего экономически слаборазвитых и депрессивных) территорий. Учитывая характер и остроту данной проблемы в нашей стране, ее взаимосвязь с другими проблемами системного характера, относящихся к сфере макроэкономической или структурной политики, а также растущее влияние на нее процессов глобализации, формирование эффективно действующего механизма государственного регулирования межрегиональной экономической дифференциации выступает одним из важнейших условий обеспечения достойных конкурентных позиций России в глобальной системе мировой экономики. Комплексная проработка вопросов анализа межрегиональной экономической дифференциации в России и методов ее регулирования с учетом возрастающего влияния процессов глобализации предопределяет особую актуальность настоящей работы. Основная цель проведенного в этой книге исследования состоит в том, чтобы на основе анализа современного характера межрегиональной экономической дифференциации в России и ее проявления в специфических типах проблемных регионов выявить глубинные причины и механизмы ее воспроизводства и воздействия на территориальное развитие, и с учетом этого разработать конкретные предложения по методологии государственного регулирования межрегиональной дифференциации, по реальному сокращению сложившегося разрыва в уровне развития и социально-экономическом положении регионов. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие научные задачи: Проведенное автором исследование опирается на положения классической экономической теории, действующее законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов государственного регулирования территориального развития, труды авторитетных ученых-экономистов, исследующих проблемы в сфере региональной экономики (среди которых С.С.Артоболевский, М.К.Бандман, Л.Б.Вардомский, А.Г.Гранберг, В.В.Кистанов, А.М.Лавров, Н.И.Ларина, В.Н.Лексин, Н.Н.Михеева, В.Е.Селиверстов, Л.В.Смирнягин, С.Н.Суспицин, А.Н.Швецов, Б.М.Штульберг и др.), а также на результаты обобщения отечественного и зарубежного опыта в области государственной региональной политики. Объектом исследования в предлагаемой вниманию читателей книге выступает сложившаяся в стране межрегиональная экономическая дифференциация, включая дифференциацию уровня развития и текущего социально-экономического положения субъектов Федерации, а его предметом являются теория, методология и практика (механизм реализации) системы государственного регулирования межрегиональной дифференциации. Методологическую и методическую основу работы составил широкий арсенал современных методов научных исследований, включая системно-аналитический (обобщение, сопоставление, систематизация) и экономико-статистический (индексный анализ, метод группировок), экспертных оценок, аналогий и др. В процессе исследования использовались государственная статистическая и ведомственная отчетность за период с 1991 по 2001 годы, а также данные по проблематике территориального развития, опубликованные в отечественных и зарубежных периодических изданиях. Полынёв Андрей Олегович – кандидат экономических наук, заместитель заведующего отделом Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, около двадцати пяти лет занимается теоретическими вопросами сравнительного анализа экономического и социального развития регионов, а также методологией регулирования территориального развития на федеральном уровне. Автор более 50 научных трудов, в том числе ряда монографий (в соавторстве) по региональным аспектам народнохозяйственного прогнозирования, государственного регулирования экономики и экономической безопасности России. |