Книга посвящена изучению феномена регулярности в западноевропейском искусстве XVII–XVIII вв. на примере Франции – страны, в которой философский рационализм и математические открытия Рене Декарта сыграли решающую роль в градостроительном мышлении указанного периода. В работе показано применение этих идей на примере крепостного строительства конца XVII века, в особенности в трактатах Себастьяна Вобана, посвященных городам-крепостям. Параллельно рассматривается развитие регулярной концепции в композиции садово-паркового искусства Франции. Впервые рассмотрены теоретические труды предшественников Андре Ленотра – Антуана Мизо, Клода и Андре Молле, а также Жака Буассо де Баради, в трактате которого, помимо практических рекомендаций, содержались философские рассуждения о природе и красоте парков. Анализируются архитектурно-пространственные композиции парков в Со и Версале, в которых формировались художественные принципы регулярного градостроительства французского классицизма. При этом особо подчеркивается роль стиля барокко, обогатившего схематичные регулярные планировочные схемы парков образным и символическим содержанием. Уделяется большое внимание просветительским идеям середины XVIII в., повлиявшим на развитие градостроительного мышления французских архитекторов. Приводятся рассуждения Жана Жака Рycco о природе и искусстве, а также высказывания Шарля Монтескье о необходимости сочетания в произведениях искусства "порядка", "разнообразия" и "контрастов", способствующих их восприятию (в том числе и городской среды). Приводится критический анализ регулярных парков XVII в., проведенный Дени Дидро, и рассматривается его призыв – совмещать в искусстве "полезное" с "прекрасным". Впервые в качестве источника используется описание Парижа, данное Вольтером, сопоставлявшим столицу эпохи Людовика XIV и его времени. В работе анализируются причины раннего, по сравнению с другими западноевропейскими странами, "академизма", во французском градостроительстве и сложение, под влиянием просветительской эстетики – архитектурной теории (в этом свете рассматриваются трактаты Марка Антуана Ложье, Пьера Патта, Жака Франсуа Блонделя и др.). В книге приводится обширный материал по реконструкции Парижа 2-й пол. XVIII в., а также центров Реймса, Руана, Нанси и других провинциальных городов Франции. Особое место в монографии занимает эпоха Великой Французской революции 1789–1794 гг., в недрах которой возникли новые социальные и архитектурные идеи, обогатившие градостроительное искусство Франции последующего периода. Впервые на основе изучения литературных источников, законодательных актов и описаний современников (в том числе русских путешественников) воссоздан зримый облик революционного Парижа с пафосом и театральностью его праздничных шествий. Всесторонне рассмотрен главный градостроительный документ "План Комиссии художников", открывший новую эпоху в жизни французской столицы. Работа снабжена примечаниями и библиографией. Авторы выражают благодарность И.А.Бондаренко за активное участие в издании этой книги. |