Введение......................................................................................3 Глава 1. Философские основы исследования языка как системного объекта.....................................................................................23 1. Учение о "едином и целом" в наследии Аристотеля.............................23 1.1. "Начала" и "причины" вещей.............................................................24 1.2. Отношение знания к своему предмету............................................29 1.3. Категории бытия, категории познания.............................................33 1.3.1. Первооснова вещей..........................................................................38 1.3.2. Источники движения........................................................................41 1.3.3. Начало движения или изменения...................................................45 1.4. Десять категорий бытия, познания и языка......................................47 Выводы.............................................................................................51 1.2. Всеобщая организационная наука А. А. Богданова (Малиновского)....................................................................................57 1.2.1. Основные положения организационной теории...........................58 1.2.2. Организационный характер деятельности человека.................... 60 1.2.3. Цели и задачи организационной науки..........................................61 1.2.4. Основные категории организационной науки..............................62 1.2.5. Принцип относительности..............................................................65 1.2.6. Методы тектологических исследований........................................65 1.2.7. Организационные механизмы.........................................................68 1.2.7.1. Формирующий механизм.............................................................68 1.2.7.2. Язык, общество, культура с организационной точки зрения... 74 1.2.7.3. Регулирующий механизм.............................................................77 1.2.7.4. Прогрессивный подбор: подвижное равновесие, или устойчивость системы...............................................................................79 1.2.8. Устойчивость систем.......................................................................82 Выводы к Главе 1...........................................................85 Глава 2. Лингвистическая концепция системности языка............................89 1. Учение Г. Гийома о системе языка и речи..............................................89 1.2. Г. Гийом об объекте лингвистики.....................................................90 1.3.2. Г. Гийом о задачах и методах лингвистического анализа...........92 1.4. Оценка Г. Гийомом учения Ф. де Соссюра......................................96 1.4.1. Диахрония и синхрония в языкознании.........................................96 1.4.2. Язык и речь...................................................................100 2. Авторское развитие положений Г. Гийома о языке и речи.................104 2.1. Язык как система...............................................................110 2.2. Организация и дезорганизация в языке..........................................112 2.3. Основные операции языка................................................................115 Выводы к Главе 2..................................................................117
Глава 3. Категория системы в современной науке......................................121
1. Определение понятия "система"............................................................121
2 Типология систем.....................................................................................125
3. Типология моделей систем.....................................................................132
Выводы к Главе 3..........................................................................143
Глава 4. Систематическая типология моделей языка..................................145
1. Познание как построение информационной модели бытия................145
2. Язык как построение параллельной модели бытия..............................152
2.1. Роль слова в построении модели бытия..........................................155
2.2. Роль фразеологических единиц в построении модели бытия......157
2.3. Роль речи в построении модели бытия...........................................15
2.4. Закрытая и открытая модели языковых объектов (на примере лексической системы языка и фразеологической системы языка).....160
3. Язык как информационная модель.........................................................162
3.1. Природа информации.......................................................................162
3.2. Функции информации........................................................................165
3.3. Иерархия и единство функций информации..................................168
4. Функциональная модель языка...............................................................170
4.1. Определение................................................................170
4.2. История вопроса.............................................................174
4.3. Функции языка и речи. Авторская позиция...................................185
4.3.1. Внутренние и внешние функции языка.......................................185
4.3.2. Функции внутренней и внешней речи.........................................188
4.3.3. Организационная функция системы язык - речь........................193
5. Балансовая модель языка (на примере французского языка).............194
5.1. Действие формирующего механизма..............................................196
5.2. Действие регулирующего механизма.............................................212
6. Типологическое изучение языков и моделирование...........................216
Выводы к Главе 4...................................................................219
Заключение........................................................................................235
Литература.........................................................................................268
Словари..........................................................................................277
|