Арабески......................................................................... 5* Часть первая (Предисловие)........................................................... 7 501 Скульптура, живопись и музыка................................ 9 291 504 О Средних веках....................................................... 14 295 524 Глава из исторического романа.................................. 24 309 546 О преподавании всеобщей истории............................. 33 311 566 Портрет..................................................................... 46 312 584 Взгляд на составление Малороссии........................... 81 348 641 Несколько слов о Пушкине....................................... 90 356 665 Об архитектуре нынешнего времени.......................... 97 360 686 Ал-Мамун................................................................. 114 381 706 Часть вторая Жизнь....................................................................... 119 386 725 Шлецер, Миллер и Гердер........................................ 122 388 739 Невский проспект...................................................... 126 392 747 О малороссийских песнях.......................................... 156 419 790 Мысли о географии................................................... 163 420 796 Последний день Помпеи........................................... 171 423 813 Пленник.................................................................... 178 429 830 О движении народов в конце V века......................... 183 832 Клочки из записок сумасшедшего............................. 205 430 855 Произведения 1830-1834 гг......................................... 223 899 Учитель...................................................................... 225 899 Успех посольства....................................................... 231 899 Женщина................................................................... 236 907 Борис Годунов. Поэма Пушкина............................... 240 444 917 О поэзии Козлова..................................................... 244 445 923 1834.......................................................................... 246 446 927 Кровавый бандурист................................................. 248 446 929 Отрывки и наброски...................................................... 255 942 (Несколько глав из неоконченной повести)............... 257 447 942 (Мне нужно видеть полковника)................................ 277 456 968 Страшная рука.......................................................... 280 457 970 (Фонарь умирал)....................................................... 281 457 973 (Дождь был продолжительный)................................ 283 458 976 (Рудокопов)............................................................... 285 459 978 (На бесчисленных тысячах могил)............................. 286 459 980
(Отрывок детской книги по географии)..................... 287 459 982
Варианты........................................................................ 289
Комментарий.................................................................. 461
Условные сокращения....................................................... 985
Список иллюстраций........................................................ 997
Указатель имен................................................................. 998
Литературную известность Н. В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). В 1835 г. вышли сборники рассказов «Арабески» и «Миргород»; в том же году В. Г. Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов». Вершиной творчества Гоголя-драматурга явилась пьеса «Ревизор», вышедшая в свет и одновременно поставленная на сцене в 1836 г. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточенные нападки реакционных кругов. Еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор», вызвал 1-й том романа-поэмы «Мертвые души» (1842). Огромный интерес представляют работы Гоголя-критика — не было ни одного имени в русской литературе того времени, на которое он так или иначе не откликнулся, что нашло отражение как в его литературных произведениях, так и в письмах и статьях. |