URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Чечелева Т.В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: Полный курс, составленный преподавателями Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации Обложка Чечелева Т.В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: Полный курс, составленный преподавателями Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации
Id: 109594
886 р.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:
Полный курс, составленный преподавателями Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации. Изд. 2, перераб. и доп.

URSS. 2010. 448 с. ISBN 978-5-397-01349-9.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Настоящая книга представляет собой первый в отечественной экономической науке базовый учебник по экономической теории, где нашли отражение теории, законы, категории, понятия, которые выработала за свою 300-летнюю историю эта фундаментальная наука. Новый, переработанный и дополненный вариант учебника был создан на основе использования последних достижений в экономической науке отечественных и зарубежных ученых. Многое из предлагаемого материала... (Подробнее)


Оглавление
top
От автор
Авторский коллектив
Предисловие
Вводная глава. Современные экономические теории: возможность использования в учебном процессе, науке и хозяйственной практике
 § 1. Общая характеристика современного состояния экономической теории
 § 2. Неоклассическая экономическая теория: содержание возможности практического применения
 § 3. Классическая экономическая теория (политическая экономия)
 § 4. Идеология и идеологизация в экономической науке и теории
Раздел  I Основы экономической теории
Глава 1. Предмет, метод и функции экономической теории
 § 1. Общее понятие о науке и месте в ней экономической теории
 § 2. Предмет экономической теории
 § 3. Основные черты социально-экономических (производственных) отношений
 § 4. Методология и методы экономического исследования
 § 5. Функции экономической теории
Глава 2. Процесс производства, воспроизводства и его фазы
 § 1. Общее понятие о процессе производства и воспроизводств
 § 2. Роль и место распределения в воспроизводственном процессе
 § 3. Отношения обмен
 § 4. Потребление как завершающая фаза процесса воспроизводства и его предпосылк
Глава 3. Система отношений собственности в современной экономике
 § 1. Экономическое содержание категории "собственность"
 § 2. Формы собственности и формы хозяйствования
 § 3. Государственно-корпоративная форма собственности и хозяйствования
 § 4. Правовые аспекты отношений собственности
 § 5. Содержание экономической теории прав собственности и трансакционных издержек
 § 6. Реформирование отношений собственности в России
Глава 4. Система экономических интересов
 § 1. Содержание понятия "экономический интерес"
 § 2. Потребность как материальная основа экономических интересов
 § 3. Общие представления о системной структуре экономических интересов
 § 4. Национальные экономические интересы и роль государства в их реализации
 § 5. Национальная элита в системе экономических интересов современного обществ
 § 6. Реализация национальных экономических интересов в системе международных экономических отношений
 § 7. Личный (частный) интерес в системе экономических интересов обществ
 § 8. Институты в механизме согласования системы экономических интересов обществ
Глава 5. Система экономических законов
 § 1. Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества - главное предназначение экономической науки
 § 2. Содержание экономического закона и методология его исследования
 § 3. Экономические законы как система. К дискуссии об основном экономическом законе системы
 § 4. Основное содержание экономических законов: экономии времени, повышающейся производительности труда и возвышения экономических потребностей
Глава 6. Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, виды
 § 1. Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений
 § 2. Структура рыночной экономики
 § 3. Инфраструктура рыночной экономики
 § 4. Функции рынка и его роль в социально-экономической системе обществ
 § 5. Основные виды и модели рыночной экономики. Особенности формирования рыночных отношений в России
Глава 7. Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования
 § 1. Содержание понятия "конкуренция"
 § 2. Функции конкуренции
 § 3. Конкуренция и монополия
 § 4. Основные формы современной конкуренции
 § 5. Развитие конкурентной среды в России и конкурентоспособности отечественного производств
 § 6. Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование: экономическое содержание и особенности России
Глава 8. Спрос, предложение и цена в системе рыночных отношений
 § 1. Спрос: понятие, виды и факторы. Кривая спрос
 § 2. Предложение: содержание понятия, функций и факторов, определяющих его объем
 § 3. Взаимодействие спроса и предложения
 § 4. Проблемы соотношения спроса и предложения в экономике современной России
 § 5. Теория цены и ее развитие
Глава 9. Сущность и функции денег
 § 1. Происхождение денег
 § 2. Функции денег
 § 3. Сущность денег. Особенности бумажных денег. Закон количества денег в обращении
 § 4. Западные теории денег
Раздел  II Теоретические проблемы микроэкономики
Глава 10. Предприятие (фирма) как главный субъект хозяйствования в условиях рынк
 § 1. Общие представления о предприятии (фирме)
 § 2. Акционерные общества (корпорации)
 § 3. Основные западные теории фирмы
Глава 11. Капитал как материальная основа развития предприятия
 § 1. Содержание понятия "капитал" и эволюция взглядов на его природу
 § 2. Кругооборот и оборот капитала (производственных фондов) предприятия
 § 3. Структура капитала (производственных фондов) предприятия. Физический и моральный износ основного капитал
Глава 12. Издержки производства: сущность, классификация и структур
 § 1. Общие представления об издержках производства предприятия
 § 2. Две концепции издержек производства: марксистская и неоклассическая
 § 3. Методы снижения издержек производства предприятия. Особенности современной России
Глава 13. Денежные доходы предприятий и формы их проявления в рыночной экономике
 § 1. Общее представление о доходах предприятия
 § 2. Заработная плата как форма денежного дохода наемных работников
 § 3. Прибыль: экономическая сущность и функции
 § 4. Ссудный процент
 § 5. К проблеме экономической эксплуатации
 § 6. Экономический риск: содержание и определяющие факторы
Глава 14. Особенности аграрных отношений. Земельная рента. Цена земли
 § 1. Содержание аграрных отношений и специфика производства в сельском хозяйстве
 § 2. Рентные отношения в сельском хозяйстве и цена земли
 § 3. Особенности формирования рынка земли в России
 § 4. Специфика аграрного кризиса в России
Глава 15. Банк как субъект хозяйствования в рыночной экономике. Ценные бумаги и фондовая бирж
 § 1. Особенности коммерческого банка как субъекта хозяйствования
 § 2. Ценные бумаги и фондовый рынок
 § 3. Виды ценных бумаг и особенности ценообразования на фондовом рынке
 § 4. Биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг
 § 5. Формирование фондового рынка в России
Раздел  III Теоретические проблемы макроэкономики
Глава 16. Национальное хозяйство как объект макроэкономического анализ
 § 1. Макроэкономическая теория. Ее объект и предмет
 § 2. Цели макроэкономического анализа и условия их достижения
 § 3. Моделирование в макроэкономическом анализе
Глава 17. Основные показатели результатов процесса воспроизводства на национальном уровне. Система национальных счетов
 § 1. Два методологических принципа в отражении результатов процесса воспроизводства на национальном уровне
 § 2. Реальный сектор экономики: содержание и определяющая роль в формировании результатов процесса воспроизводств
 § 3. Социальная сфера: экономическое содержание и влияние на макроэкономические показатели
 § 4. Использование в макроэкономическом анализе результатов процесса воспроизводства при господстве государственной формы собственности
 § 5. Система национальных счетов в макроэкономическом анализе
 § 6. Достоинства и недостатки двух подходов к исчислению макроэкономических показателей
 § 7. Национальное богатство страны: содержание и структур
Глава 18. Экономический рост и социально-экономическое развитие
 § 1. Содержание понятий экономического роста и его темпов
 § 2. Границы темпов экономического рост
 § 3. Факторы экономического рост
 § 4. Уровень социально-экономического развития страны
 § 5. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста: содержание и взаимосвязь с уровнем социально-экономического развития страны
 § 6. Интенсификация процесса воспроизводств
 § 7. Теории и модели экономического рост
 § 8. Темпы и выбор модели экономического роста для России
Глава 19. Научно-технический прогресс: сущность, проблемы воспроизводства экономической системой
 § 1. Актуальность изучения НТП
 § 2. Экономическое содержание и функции научно-технического прогресс
 § 3. Особенности современного этапа научно-технического прогресса - научно-технической революции
 § 4. Особенности реализации мировых достижений НТР в различных моделях хозяйствования
Глава 20. Экономическая эффективность национальной экономики: сущность, уровень, тенденции изменения
 § 1. Различия в понимании сути экономической эффективности и методов ее исчисления
 § 2. Содержание понятия "экономическая эффективность национального хозяйства"
 § 3. Количественная оценка экономической эффективности национального хозяйств
 § 4. Проблемы повышения эффективности национальной экономики; особенности России
Глава 21. Накопление, инвестиции, сбережения. Теория мультипликатора-акселератор
 § 1. Содержание процесса накопления (расширения) производств
 § 2. Основные понятия, характеризующие процесс накопления
 § 3. Норма и эффективность накопления
 § 4. Источники инвестиций
 § 5. Теория мультипликатора-акселератор
Глава 22. Макроэкономическое равновесие. Экономические циклы и кризисы
 § 1. Равновесие экономической системы: общее понятие и особенности переходной экономики
 § 2. Совокупный спрос и совокупное предложение: экономическое содержание и факторы, определяющие их динамику
 § 3. Классический подход к исследованию макроэкономического равновесия
 § 4. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
 § 5. Мультипликационный эффект частных инвестиций и государственных автономных расходов ("Кейнсианский крест")
 § 6. Неоклассический синтез в макроэкорномическом равновесии
 § 7. Цикличность как форма развития рыночной экономики
 § 8. Промышленные (классические) циклы и кризисы
 § 9. Причины экономических кризисов и циклов. Основные теории
 § 10. Длинные волны в экономике. Концепция Н. Кондратьев
 § 11. Модификация экономических (промышленных) циклов. Антикризисная политика государств
Глава 23. Население. Занятость. Рынок труда. Безработиц
 § 1. Население как фактор развития национального хозяйств
 § 2. Воспроизводство рабочей силы
 § 3. Занятость и рынок труд
 § 4. Безработица: содержание и формы (типы) проявления
Глава 24. Государственное регулирование экономики
 § 1. Две основные концепции роли государства в рыночной экономике
 § 2. Цели и инструменты экономической политики и государственного регулирования национального хозяйств
 § 3. Индикативное планирование: содержание и роль в государственном регулировании рыночной экономики
 § 4. Социальная политика государств
 § 5. Социальная справедливость и равенство. Социальная дифференциация и государственное перераспределение доходов
 § 6. Протекционизм: содержание и роль во внешнеэкономической политике государств
Глава 25. Денежная система страны
 § 1. Основные элементы национальной денежной системы
 § 2. Денежная масса и ее структур
 § 3. Основные теории спроса на денежную массу
 § 4. Предложение денег. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке
Глава 26. Инфляция в современной рыночной экономике
 § 1. Сущность и экономическое содержание инфляции
 § 2. Формы и виды инфляции
 § 3. Социально-экономические последствия инфляции
 § 4. Основные экономические теории инфляции. Антиинфляционная политик
 § 5. Инфляция в России и ее отражение в экономической теории
Глава 27. Кредитная система страны
 § 1. Кредитная система и ее структур
 § 2. Центральный банк и его функции
 § 3. Коммерческие банки в кредитной системе страны
 § 4. Коммерческие банки в создании "новых" денег. Денежный мультипликатор
 § 5. Формирование и развитие банковской системы в России
Глава 28. Финансовая система и теория налогообложения
 § 1. Содержание, структура и функции финансовой системы
 § 2. Государственный бюджет и его структур
 § 3. Государственный долг и его влияние на социально-экономическое развитие обществ
 § 4. Основные представления о налогах и налогооблагаемой базе
 § 5. Функции и виды налогов
 § 6. Основные принципы налогообложения
 § 7. К проблеме оптимальной налоговой ставки. "Точка Лаффера"
Раздел  IV Теоретические проблемы мировой системы хозяйства
Глава 29. Мировая система хозяйства: содержание, структура, основные тенденции в развитии
 § 1. Международные экономические отношения как предмет теории мирового хозяйств
 § 2. Структура мировой экономики
 § 3. Неравномерность в социально-экономическом развитии стран мира как закономерность
 § 4. Постиндустриальные страны: социально-экономическая характеристика и место в мировом хозяйстве
 § 5. Социально-экономическое положение развивающихся и наименее (слабо) развитых стран
 § 6. Страны с переходной экономикой
 § 7. Россия в мировой экономике
 § 8. Рост экономической мощи Китая и его влияния на развитие мирового хозяйств
Глава 30. Международное разделение труда. Внешняя торговля и теория сравнительных преимуществ
 § 1. Международное разделение труда: содержание, основные формы и их развитие
 § 2. Формы международного разделения труд
 § 3. Экономические основы взаимоотношений во внешней торговле. Закон сравнительных преимуществ
 § 4. Развитие теории сравнительных преимуществ
 § 5. Внешняя торговля России в постсоветский период
Глава 31. Международная валютная система и ее элементы
 § 1. Международные валютные отношения. Валютная система мировой экономики
 § 2. Валютный рынок, валютный курс, конвертируемость национальных валют.
 § 3. Платежный баланс: экономическое содержание и макроэкономическая роль
Глава 32. Основные социально-экономические процессы, определяющие развитие мирового хозяйства в XXI веке
 § 1. Информационно-технологический этап в развитии НТР. Формирование "новой экономики"
 § 2. Глобализация: экономическое содержание, противоречия, влияние на развитие отдельных стран
 § 3. Международная миграция трудовых ресурсов
 § 4. Социально-экономические аспекты экологических проблем
Определение содержания основных понятий и категорий

От автора
top

Экономическая наука, фундаментальная ее основа – экономическая теория, учебный процесс и необходимость повышения качества экономического образования в вузах России требуют создания новых учебников, основанных на достижениях классической теории (политической экономии). Этим потребностям отвечает предлагаемый учебник "Экономическая теория. Полный курс". Его авторы – преподаватели Финансовой Академии при Правительстве РФ, которые наряду с преподаванием ведут научно-исследовательскую работу, используя все накопленное классической наукой за 300 лет существования капиталистической системы хозяйствования.

Неоклассическая теория с ее маржиналистским ядром, отрицанием фактов и реальной действительности, как показано во вводной главе нашего учебника, не могла служить теоретической базой для исследования и понимания происходящих в мире и российской социально-экономической жизни изменений.

Суть проблемы в том, что в течение почти 15 лет курс экономической теории в российских вузах был сведен к курсам американских "Экономикс" – глубоко идеологизированному варианту этой учебной дисциплины, отвергающему реальную действительность и ставившему своей задачей научить студентов "чистой теории": решать математические задачи, осваивать формулы, графики, модели, игнорируя сложность и противоречивость социально-экономических взаимоотношений в современной рыночной экономике. Рецепты экономической политики, основанные на "экономиксовых" конструкциях, не срабатывают ни в одной стране.

С особой четкостью это находит проявление в условиях протекающего сегодня в мире финансово-экономического кризиса. Провалы в осуществлении рыночных преобразований в большинстве постсоциалистических стран, реформационная политика которых полностью опиралась на далекие от практики рекомендации "мэйнстрим" и "экономикс", свидетельствуют о теоретической ограниченности этой теории и ее оторванности от фактов и реально протекающих в мире социально-экономических процессов.

Наибольший по времени и социально-экономическим последствиям ущерб преподаванием "чистой" экономической теории был нанесен качеству экономического образования выпускников вузов России, а через систему образования – качеству управления на всех уровнях, а как следствие, развитию экономики России в целом.

В результате "перестройки", разрушения реального сектора экономики, огромного бюджетного дефицита, возможностей и заинтересованности в развитии фундаментальной науки курс экономической теории в большинстве российских вузов был сведен до двух семестров на первом курсе и ограничен количеством часов в неделю.

В Финансовой Академии, где преподавание всех конкретных (отраслевых) дисциплин (экономика отраслей, финансы, учет, статистика и др.) базировалось на категориях и фундаментальных знаниях классической экономической теории, должны были сами объяснять содержание прибыли, вновь созданной стоимости, издержек, себестоимости, заработной платы и т.д. По оценке выпускников московских вузов, получивших экономические знания по курсу "Экономикс" (при этом значительно количественно сокращенные по сравнению с американскими стандартами), оказывались практически невостребованными не только для продолживших образование в аспирантуре и докторантуре, но для элементарного понимания того, что происходит в стране и мире.

Прогрессивная часть мирового экономического сообщества признает необходимость восстановления взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения экономической науки и ее фундаментальной части – экономической теории.

В России произошло понимание важности решения этой проблемы и сделаны практические шаги в ее разрешении. Опубликование открытого письма к министру образования РФ большой группы ученых – экономистов и преподавателей экономической теории и широкая дискуссия по этой проблеме на страницах экономических журналов заставили Министерство образования РФ признать неприемлемость сведения преподавания в вузах страны экономической теории – "экономикс" и вернуться к классической (политической) экономии. Практическим шагом в решении этой проблемы является включение в паспорт специальностей ВАК по защите кандидатских и докторских диссертаций по экономике: общей экономической теории и политической экономии. В разработке находятся новые стандарты экономической теории для вузов страны с учетом обозначенных выше пробелов.

Распад социалистической системы и функционирование национальных экономик на единых принципах капитализма и потребностей рыночных отношений в значительной степени обесценивают политическую значимость высокого уровня идеологизации неоклассической теории с ее маржиналистской основой.

Пожалуй, сегодня все прогрессивно мыслящие экономисты и вся мировая общественность заинтересованы в объективном понимании сути происходящих в мире социально-экономических процессов и позитивном решении проблем в условиях рыночных отношений. По признанию западных специалистов, наиболее консервативной структурой в преодолении кризиса в современной экономической науке, экономической теории и учебных программах выступает преподавательское сообщество. Большинство преподавателей превратились в простых ретрансляторов догм, представленных "экономикс", не требующих овладения достижениями современной экономической науки. Поэтому их переход к новым учебным программам, основанным на достижениях классической (политической) теории, связан с большими трудностями. Создать сегодня учебник, отвечающий потребностям экономической науки, экономической теории и учебному процессу в высших учебных заведениях страны, – чрезвычайно трудоемко и сложно.

Наш авторский коллектив с первых лет рыночного реформирования исходил из необходимости сохранения и развития классической экономической теории, поскольку экономика России и социально-экономические отношения в обществе готовились к формированию капиталистической системы хозяйствования, к отношениям частной собственности, рыночной конкуренции, формированию новой системы экономических интересов и т.д. Нами накоплены наработки в издании учебных пособий и учебников с классической направленностью. В частности, учебник "Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства" ("Юнити" metricconverterProductID1998аг1998 г.) издан и реализован более чем 20-тысячным тиражом. В 2002 и 2005 гг. издан и реализован учебник "Экономическая теория".

Представленный ныне учебник "Экономическая теория. Полный курс" – новый вариант учебника. Это взаимосвязанная система экономической теории, состоящая из 4-х разделов.

Содержание этого учебника базируется на углубленном освещении содержания основных экономических категорий и объективного изложения сути происходящих в рыночной экономике социально-экономических процессов и отношений на основе новейших достижений мировой и отечественной экономической науки.

В отличие от неоклассической теории с ее маржиналистским ядром, авторы четко определяют предмет экономической теории как систему социально-экономических взаимоотношений людей, возникающих в процессе воспроизводства материальных благ и социальных услуг, реальной формой существования которых служат экономические интересы. В связи с эти авторы доказывают наличие в современной экономике объективно действующих экономических законов, с которыми приходится считаться каждому из субъектов в своей хозяйственной деятельности.

Современный экономический кризис "заставил" вернуться ученых и практиков к экономическому учению К.Маркса. Вопреки необоснованным рассуждениям российских обществоведов о принадлежности К.Маркса к формированию советской политической и социально-экономической модели, весь западный мир и постсоциалистические страны, добившиеся успехов в рыночных реформах, опирались на марксистскую экономическую теорию и ее современные достижения.

Весьма ценна оценка марксисткой экономической теории Й.Шумпетером, который, будучи учеником Бём-Баверка и разделяя взгляды маржиналистов, назвал К.Маркса пророком, социологом и учителем, а его экономическую теорию – действительно научной.

Переход к классической экономической теории – трудный, но неизбежный процесс. Решение этой задачи отвечает национальным интересам современной России, повышая уровень объективности знаний об окружающей нас социально-экономической действительности, а вместе с этим – повысит качество подготовки специалистов и управления.

Представленный учебник "Экономическая теория. Полный курс" уже служит существенным вкладом в решение стоящих перед наукой и практикой чрезвычайно острых задач.

Научный руководитель авторского коллектива: доктор экономических наук, профессор Т.В.Чечелева

Предисловие
top

В отличие от прежних выпусков учебника, данный, существенно обновленный его вариант, представляется как "Экономическая теория. Полный курс". Это название оправдано, прежде всего, тем, что учебник включает в себя все четыре раздела учебного курса, нередко разделенных по отдельным учебникам. Естественно, что авторы не рассчитывают на "полное" изложение всех теоретико-методологических проблем курса экономической теории. Для выполнения столь ответственной задачи потребовалось бы подготовка и издание нескольких томов.

Вместе с тем к "полноте" представленного курса экономической теории следует отнести использование новейших достижений в экономической науке отечественных и зарубежных ученых, опубликованных в монографиях и специальных научных журналах за последние 4–5 лет. Многие из результатов этих исследований оцениваются как новые, являясь "приращением" к фундаментальной части экономической науки – экономической теории.

Достоинством настоящего выпуска является также изложение его содержания логически последовательно, от простого к сложному, выстраивая взаимосвязанную систему, состоящую из 4-х разделов.

Необходимо внимательно ознакомиться с содержанием вводной главы. Из нее вы поймете, почему современная экономическая теория, несмотря на множество школ, взглядов, авторских позиций, состоит по существу из двух теорий: неоклассической (неклассической) с ее маржиналистской основой и классической, являющейся итогом объективного исследования более чем 300-летнего развития капиталистической системы хозяйствования.

Как следует из вводной главы, с распадом социалистической системы и развитием мировой экономики на единых принципах капитализма политико-идеологизированные основы для практического использования маржиналистской теории оказались заметно разрушенными. Западная экономическая мысль объясняет кризис в экономической науке высоким уровнем идеологизации маржиналистской теории и снижением практической потребности в ее использовании в изменившихся условиях. Это объясняет все возрастающую критику неолиберальной теории и признание необходимости использования достижений классической экономической теории.

В дискуссии о названии курса и кафедр авторы учебника поддерживают мнение экономистов, выступающих пока за сохранение утвердившегося в последние годы "экономическая теория", как более широкого по сравнению с названием "политическая экономия".

В первой части учебника "Основы экономической теории" авторы знакомят читателей с содержанием основных понятий исходя из принципа: теория и ее категории являются отражением социально-экономической практики. Авторы придают огромное значение рассмотрению экономической сути категорий, учитывая их влияние на понимание содержания других разделов учебника, а также их "присутствия" в учебнике в качестве исходного материала для овладения всем курсом.

В первой части учебника огромное значение придается выработке и пониманию содержания предмета экономической науки и ее фундаментальной основы – экономической теории. В большинстве изданных в России учебников вопрос о предмете экономической теории или не поднимается, или его предлагается определять как "человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление".

Нередко в учебниках вопрос о предмете вообще исключается и предлагается рассматривать "изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребности людей".

Отказ от предмета экономической науки – неслучаен и содержит в себе изначальную идеологизированную направленность, попытку обойти реальность, уйти в "чистую" теорию, где нет ни людей, ни их интересов и противоречий. Ничего не остается как "изобретать" модели, графики, абстрактные формулы.

Опираясь на реальность, авторы учебника исходят из того, что предметом экономической науки были и остаются производственные (или шире – социально-экономические) взаимоотношения людей по поводу воспроизводства (т.е. производства, распределения, обмена и потребления) материальных благ и социальных услуг. Это обязывает к более объективному и углубленному рассмотрению экономических интересов как реальной формы реализации социально-экономических взаимоотношений в современном обществе.

Студенты должны понимать суть проблемы экономических интересов, составляющих основу экономической науки и их будущей успешной практической деятельности в любом качестве.

Вместе с тем, не оставлены без внимания категории и понятия, привнесенные в отечественную экономическую науку неоклассическим направлением (предельная полезность, альтернативная стоимость, равновесие и равновесная цена, эластичность спроса и предложения и др.). Предлагается параллельное рассмотрение многих социально-экономических явлений и понятий с позиций двух рассматриваемых подходов. Это позволит студентам выработать свое отношение к пониманию проблемы.

Во втором разделе на основе использования экономических категорий (сущность которых раскрывается в первом) рассмотрены социально-экономические процессы, отражающие деятельность предприятия (фирмы) как организационной формы функционирования индивидуального капитала в рыночной модели хозяйствования. Здесь же рассмотрены такие специфические организационные формы экономической деятельности как предприятие в аграрной сфере, коммерческий банк, фондовая биржа.

В третьем разделе представлены теоретико-методологические проблемы национального хозяйства, относящиеся к сфере экономической деятельности государства в различных моделях хозяйствования, затрагивающие вместе с тем социально-экономические интересы всех хозяйствующих в стране субъектов. Понимание социально-экономических процессов, происходящих на уровне страны в целом, возможно лишь на основе знаний экономической сущности категорий, изложенных в первом разделе, и результатов хозяйственной деятельности на микроуровне.

В четвертом разделе представлены основные теоретико-методологические проблемы мирового хозяйства и особенности их проявления в современной России. Этот раздел полностью обновлен и расширен за счет рассмотрения реальных возможностей эволюционного перехода от социализма к рыночной экономике на примере Китая, позволившего этой стране преодолеть социально-экономическую отсталость и существенно повысить жизненный уровень населения страны.

Впервые в отечественном учебнике по экономической теории рассмотрено социально-экономическое содержание "новой экономики", инновационной модели социально-экономического развития и даны их определения. Рассмотренный на примере США опыт формирования и развития моделей названного выше типа представляет огромное практическое значение для правительства России, объявившего о переходе в среднесрочной перспективе к инновационной модели социально-экономического развития страны.

Привлечение результатов исследования социально-экономического развития постиндустриальных стран позволило углубить понимание практически важных для современной России проблем: экономической эффективности, производительности труда, научно-технического прогресса, интенсивного типа экономического роста; признать ошибочность взглядов отечественных экономистов на утрату значимости материального производства в постиндустриальном обществе.

Авторы надеются на то, что обновленный вариант учебника "Экономическая теория. Полный курс" отвечает интересам нашего государства и российских студентов, рассчитывающих на профессиональный успех в научной, хозяйственной и управленческой деятельности, а, следовательно, и полезность экономическому развитию своей страны.

Мы считаем, что учебник будет, несомненно, полезен для мыслящих студентов и аспирантов, умножая их творческий потенциал и побуждая находить эффективные решения самых сложных социально-экономических проблем.

Авторы учебника – преподаватели финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Научное редактирование осуществлено профессором Т.В.Чечелевой.

Авторский коллектив благодарит к. э. н. Ю.Д.Семенова за компьютерную обработку текста учебника.

Придавая большое значение пониманию экономического содержания используемых в учебнике категорий и понятий, авторы, в качестве весьма ценного дополнения, предлагают их определения – краткие по объему, но глубокие по содержанию.

Учебник рассчитан на студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей и широкий круг читателей, стремящихся получить углубленные знания об объективном содержании фундаментальных понятий и социально-экономических явлениях, реально существующих в экономической жизни общества и определяющих жизнь каждого из нас.

Доктор экономических наук, профессор Т.В.Чечелева