Экономическая наука, фундаментальная ее основа – экономическая теория, учебный процесс и необходимость повышения качества экономического образования в вузах России требуют создания новых учебников, основанных на достижениях классической теории (политической экономии). Этим потребностям отвечает предлагаемый учебник "Экономическая теория. Полный курс". Его авторы – преподаватели Финансовой Академии при Правительстве РФ, которые наряду с преподаванием ведут научно-исследовательскую работу, используя все накопленное классической наукой за 300 лет существования капиталистической системы хозяйствования. Неоклассическая теория с ее маржиналистским ядром, отрицанием фактов и реальной действительности, как показано во вводной главе нашего учебника, не могла служить теоретической базой для исследования и понимания происходящих в мире и российской социально-экономической жизни изменений. Суть проблемы в том, что в течение почти 15 лет курс экономической теории в российских вузах был сведен к курсам американских "Экономикс" – глубоко идеологизированному варианту этой учебной дисциплины, отвергающему реальную действительность и ставившему своей задачей научить студентов "чистой теории": решать математические задачи, осваивать формулы, графики, модели, игнорируя сложность и противоречивость социально-экономических взаимоотношений в современной рыночной экономике. Рецепты экономической политики, основанные на "экономиксовых" конструкциях, не срабатывают ни в одной стране. С особой четкостью это находит проявление в условиях протекающего сегодня в мире финансово-экономического кризиса. Провалы в осуществлении рыночных преобразований в большинстве постсоциалистических стран, реформационная политика которых полностью опиралась на далекие от практики рекомендации "мэйнстрим" и "экономикс", свидетельствуют о теоретической ограниченности этой теории и ее оторванности от фактов и реально протекающих в мире социально-экономических процессов. Наибольший по времени и социально-экономическим последствиям ущерб преподаванием "чистой" экономической теории был нанесен качеству экономического образования выпускников вузов России, а через систему образования – качеству управления на всех уровнях, а как следствие, развитию экономики России в целом. В результате "перестройки", разрушения реального сектора экономики, огромного бюджетного дефицита, возможностей и заинтересованности в развитии фундаментальной науки курс экономической теории в большинстве российских вузов был сведен до двух семестров на первом курсе и ограничен количеством часов в неделю. В Финансовой Академии, где преподавание всех конкретных (отраслевых) дисциплин (экономика отраслей, финансы, учет, статистика и др.) базировалось на категориях и фундаментальных знаниях классической экономической теории, должны были сами объяснять содержание прибыли, вновь созданной стоимости, издержек, себестоимости, заработной платы и т.д. По оценке выпускников московских вузов, получивших экономические знания по курсу "Экономикс" (при этом значительно количественно сокращенные по сравнению с американскими стандартами), оказывались практически невостребованными не только для продолживших образование в аспирантуре и докторантуре, но для элементарного понимания того, что происходит в стране и мире. Прогрессивная часть мирового экономического сообщества признает необходимость восстановления взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения экономической науки и ее фундаментальной части – экономической теории. В России произошло понимание важности решения этой проблемы и сделаны практические шаги в ее разрешении. Опубликование открытого письма к министру образования РФ большой группы ученых – экономистов и преподавателей экономической теории и широкая дискуссия по этой проблеме на страницах экономических журналов заставили Министерство образования РФ признать неприемлемость сведения преподавания в вузах страны экономической теории – "экономикс" и вернуться к классической (политической) экономии. Практическим шагом в решении этой проблемы является включение в паспорт специальностей ВАК по защите кандидатских и докторских диссертаций по экономике: общей экономической теории и политической экономии. В разработке находятся новые стандарты экономической теории для вузов страны с учетом обозначенных выше пробелов. Распад социалистической системы и функционирование национальных экономик на единых принципах капитализма и потребностей рыночных отношений в значительной степени обесценивают политическую значимость высокого уровня идеологизации неоклассической теории с ее маржиналистской основой. Пожалуй, сегодня все прогрессивно мыслящие экономисты и вся мировая общественность заинтересованы в объективном понимании сути происходящих в мире социально-экономических процессов и позитивном решении проблем в условиях рыночных отношений. По признанию западных специалистов, наиболее консервативной структурой в преодолении кризиса в современной экономической науке, экономической теории и учебных программах выступает преподавательское сообщество. Большинство преподавателей превратились в простых ретрансляторов догм, представленных "экономикс", не требующих овладения достижениями современной экономической науки. Поэтому их переход к новым учебным программам, основанным на достижениях классической (политической) теории, связан с большими трудностями. Создать сегодня учебник, отвечающий потребностям экономической науки, экономической теории и учебному процессу в высших учебных заведениях страны, – чрезвычайно трудоемко и сложно. Наш авторский коллектив с первых лет рыночного реформирования исходил из необходимости сохранения и развития классической экономической теории, поскольку экономика России и социально-экономические отношения в обществе готовились к формированию капиталистической системы хозяйствования, к отношениям частной собственности, рыночной конкуренции, формированию новой системы экономических интересов и т.д. Нами накоплены наработки в издании учебных пособий и учебников с классической направленностью. В частности, учебник "Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства" ("Юнити" metricconverterProductID1998аг1998 г.) издан и реализован более чем 20-тысячным тиражом. В 2002 и 2005 гг. издан и реализован учебник "Экономическая теория". Представленный ныне учебник "Экономическая теория. Полный курс" – новый вариант учебника. Это взаимосвязанная система экономической теории, состоящая из 4-х разделов. Содержание этого учебника базируется на углубленном освещении содержания основных экономических категорий и объективного изложения сути происходящих в рыночной экономике социально-экономических процессов и отношений на основе новейших достижений мировой и отечественной экономической науки. В отличие от неоклассической теории с ее маржиналистским ядром, авторы четко определяют предмет экономической теории как систему социально-экономических взаимоотношений людей, возникающих в процессе воспроизводства материальных благ и социальных услуг, реальной формой существования которых служат экономические интересы. В связи с эти авторы доказывают наличие в современной экономике объективно действующих экономических законов, с которыми приходится считаться каждому из субъектов в своей хозяйственной деятельности. Современный экономический кризис "заставил" вернуться ученых и практиков к экономическому учению К.Маркса. Вопреки необоснованным рассуждениям российских обществоведов о принадлежности К.Маркса к формированию советской политической и социально-экономической модели, весь западный мир и постсоциалистические страны, добившиеся успехов в рыночных реформах, опирались на марксистскую экономическую теорию и ее современные достижения. Весьма ценна оценка марксисткой экономической теории Й.Шумпетером, который, будучи учеником Бём-Баверка и разделяя взгляды маржиналистов, назвал К.Маркса пророком, социологом и учителем, а его экономическую теорию – действительно научной. Переход к классической экономической теории – трудный, но неизбежный процесс. Решение этой задачи отвечает национальным интересам современной России, повышая уровень объективности знаний об окружающей нас социально-экономической действительности, а вместе с этим – повысит качество подготовки специалистов и управления. Представленный учебник "Экономическая теория. Полный курс" уже служит существенным вкладом в решение стоящих перед наукой и практикой чрезвычайно острых задач. Научный руководитель авторского коллектива:
доктор экономических наук,
профессор Т.В.Чечелева
В отличие от прежних выпусков учебника, данный, существенно обновленный его вариант, представляется как "Экономическая теория. Полный курс". Это название оправдано, прежде всего, тем, что учебник включает в себя все четыре раздела учебного курса, нередко разделенных по отдельным учебникам. Естественно, что авторы не рассчитывают на "полное" изложение всех теоретико-методологических проблем курса экономической теории. Для выполнения столь ответственной задачи потребовалось бы подготовка и издание нескольких томов. Вместе с тем к "полноте" представленного курса экономической теории следует отнести использование новейших достижений в экономической науке отечественных и зарубежных ученых, опубликованных в монографиях и специальных научных журналах за последние 4–5 лет. Многие из результатов этих исследований оцениваются как новые, являясь "приращением" к фундаментальной части экономической науки – экономической теории. Достоинством настоящего выпуска является также изложение его содержания логически последовательно, от простого к сложному, выстраивая взаимосвязанную систему, состоящую из 4-х разделов. Необходимо внимательно ознакомиться с содержанием вводной главы. Из нее вы поймете, почему современная экономическая теория, несмотря на множество школ, взглядов, авторских позиций, состоит по существу из двух теорий: неоклассической (неклассической) с ее маржиналистской основой и классической, являющейся итогом объективного исследования более чем 300-летнего развития капиталистической системы хозяйствования. Как следует из вводной главы, с распадом социалистической системы и развитием мировой экономики на единых принципах капитализма политико-идеологизированные основы для практического использования маржиналистской теории оказались заметно разрушенными. Западная экономическая мысль объясняет кризис в экономической науке высоким уровнем идеологизации маржиналистской теории и снижением практической потребности в ее использовании в изменившихся условиях. Это объясняет все возрастающую критику неолиберальной теории и признание необходимости использования достижений классической экономической теории. В дискуссии о названии курса и кафедр авторы учебника поддерживают мнение экономистов, выступающих пока за сохранение утвердившегося в последние годы "экономическая теория", как более широкого по сравнению с названием "политическая экономия". В первой части учебника "Основы экономической теории" авторы знакомят читателей с содержанием основных понятий исходя из принципа: теория и ее категории являются отражением социально-экономической практики. Авторы придают огромное значение рассмотрению экономической сути категорий, учитывая их влияние на понимание содержания других разделов учебника, а также их "присутствия" в учебнике в качестве исходного материала для овладения всем курсом. В первой части учебника огромное значение придается выработке и пониманию содержания предмета экономической науки и ее фундаментальной основы – экономической теории. В большинстве изданных в России учебников вопрос о предмете экономической теории или не поднимается, или его предлагается определять как "человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление". Нередко в учебниках вопрос о предмете вообще исключается и предлагается рассматривать "изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребности людей". Отказ от предмета экономической науки – неслучаен и содержит в себе изначальную идеологизированную направленность, попытку обойти реальность, уйти в "чистую" теорию, где нет ни людей, ни их интересов и противоречий. Ничего не остается как "изобретать" модели, графики, абстрактные формулы. Опираясь на реальность, авторы учебника исходят из того, что предметом экономической науки были и остаются производственные (или шире – социально-экономические) взаимоотношения людей по поводу воспроизводства (т.е. производства, распределения, обмена и потребления) материальных благ и социальных услуг. Это обязывает к более объективному и углубленному рассмотрению экономических интересов как реальной формы реализации социально-экономических взаимоотношений в современном обществе. Студенты должны понимать суть проблемы экономических интересов, составляющих основу экономической науки и их будущей успешной практической деятельности в любом качестве. Вместе с тем, не оставлены без внимания категории и понятия, привнесенные в отечественную экономическую науку неоклассическим направлением (предельная полезность, альтернативная стоимость, равновесие и равновесная цена, эластичность спроса и предложения и др.). Предлагается параллельное рассмотрение многих социально-экономических явлений и понятий с позиций двух рассматриваемых подходов. Это позволит студентам выработать свое отношение к пониманию проблемы. Во втором разделе на основе использования экономических категорий (сущность которых раскрывается в первом) рассмотрены социально-экономические процессы, отражающие деятельность предприятия (фирмы) как организационной формы функционирования индивидуального капитала в рыночной модели хозяйствования. Здесь же рассмотрены такие специфические организационные формы экономической деятельности как предприятие в аграрной сфере, коммерческий банк, фондовая биржа. В третьем разделе представлены теоретико-методологические проблемы национального хозяйства, относящиеся к сфере экономической деятельности государства в различных моделях хозяйствования, затрагивающие вместе с тем социально-экономические интересы всех хозяйствующих в стране субъектов. Понимание социально-экономических процессов, происходящих на уровне страны в целом, возможно лишь на основе знаний экономической сущности категорий, изложенных в первом разделе, и результатов хозяйственной деятельности на микроуровне. В четвертом разделе представлены основные теоретико-методологические проблемы мирового хозяйства и особенности их проявления в современной России. Этот раздел полностью обновлен и расширен за счет рассмотрения реальных возможностей эволюционного перехода от социализма к рыночной экономике на примере Китая, позволившего этой стране преодолеть социально-экономическую отсталость и существенно повысить жизненный уровень населения страны. Впервые в отечественном учебнике по экономической теории рассмотрено социально-экономическое содержание "новой экономики", инновационной модели социально-экономического развития и даны их определения. Рассмотренный на примере США опыт формирования и развития моделей названного выше типа представляет огромное практическое значение для правительства России, объявившего о переходе в среднесрочной перспективе к инновационной модели социально-экономического развития страны. Привлечение результатов исследования социально-экономического развития постиндустриальных стран позволило углубить понимание практически важных для современной России проблем: экономической эффективности, производительности труда, научно-технического прогресса, интенсивного типа экономического роста; признать ошибочность взглядов отечественных экономистов на утрату значимости материального производства в постиндустриальном обществе. Авторы надеются на то, что обновленный вариант учебника "Экономическая теория. Полный курс" отвечает интересам нашего государства и российских студентов, рассчитывающих на профессиональный успех в научной, хозяйственной и управленческой деятельности, а, следовательно, и полезность экономическому развитию своей страны. Мы считаем, что учебник будет, несомненно, полезен для мыслящих студентов и аспирантов, умножая их творческий потенциал и побуждая находить эффективные решения самых сложных социально-экономических проблем. Авторы учебника – преподаватели финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Научное редактирование осуществлено профессором Т.В.Чечелевой. Авторский коллектив благодарит к. э. н. Ю.Д.Семенова за компьютерную обработку текста учебника. Придавая большое значение пониманию экономического содержания используемых в учебнике категорий и понятий, авторы, в качестве весьма ценного дополнения, предлагают их определения – краткие по объему, но глубокие по содержанию. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей и широкий круг читателей, стремящихся получить углубленные знания об объективном содержании фундаментальных понятий и социально-экономических явлениях, реально существующих в экономической жизни общества и определяющих жизнь каждого из нас. Доктор экономических наук, профессор Т.В.Чечелева |