Всем, кто поддерживал меня в трудную минуту
Всем, кто радовался со мной в минуту счастья
Всем дорогим и близким мне людям посвящается
Содержание образования является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образовательного процесса. Отражая состояние общества и разнообразные сферы человеческого бытия и деятельности, оно выступает смыслообразующим фактором становления личности и играет значимую роль в цивилизационном развитии. Обострившаяся в условиях глобализации задача создания единого образовательного пространства в Европе обязывает страны-участницы Болонской конвенции учитывать тенденции развития содержания образования в международной образовательной практике. В связи с этим для России, вступившей в последние годы в активный диалог с другими странами, все более актуальным становится ознакомление с педагогическим опытом иностранных коллег. В центре настоящей монографии находится дошкольное образование Англии, его достижения и возможности, перспективные как для укрепления взаимодействия наших стран, так и для обогащения теории и практики отечественного дошкольного образования. Между Россией и Англией исторически сложились прочные связи в области культуры, образования и науки. И сегодня, наряду с политическим и экономическим сотрудничеством, образовательные отношения играют весомую роль в построении нового партнерства. Успешно внедряются программы международного обмена опытом между учителями средних школ, ведется разработка учебных планов российских университетов в соответствии с принципами Болонской декларации, повышается студенческая и преподавательская мобильность, создаются программы двойных дипломов и сертификатов профессиональной подготовки. При поддержке Британского совета был запущен совместный проект "Развитие эффективных моделей дошкольного образования" (Новгород/Бирмингем, 2002–2005 гг.). Он преследовал цель обеспечения доступности высококачественного дошкольного образования для всех слоев населения посредством введения новых экономически обоснованных форм дошкольного обеспечения и соответствующей программной поддержки. В долгосрочных планах российского правительства – дальнейшее расширение обоюдного сотрудничества. Так, в рамках проекта под эгидой ЮНЕСКО "Московское образование: от младенчества до школы" (2008–2012 гг.) запланированы всемирная конференция в Москве по проблемам воспитания и образования детей младшего возраста (2010 г.) и обмен педагогическим опытом со специалистами из Англии. Налаживание конструктивного диалога требует от отечественных педагогов дошкольного образования известной подготовленности и информационной осведомленности о современном состоянии зарубежного дошкольного образования. В Англии сейчас уделяется особое внимание вопросам обучения и развития детей раннего возраста, что сопровождается увеличением количества научных исследований, в том числе компаративных, и массовым выпуском специализированной литературы. Большое значение придается формированию высокоэффективного содержания дошкольного образования, которое отвечало бы меняющимся потребностям общества и соответствовало целям и задачам государственной образовательной политики. Разработка содержания образования в Англии ведется в связи с конструированием так называемых куррикулумов (англ. curriculum), как доминирующего способа структурирования и содержательного наполнения образовательного пространства. Совершенствование программ для дошкольного образования предполагает постоянный поиск новых научно-разработанных путей их построения, поэтому английские исследования, посвященные особенностям организации куррикулума, представляют несомненный интерес для отечественной педагогики (Anning A., 1995; Bruce T., 2005; Curtis A., 2006; MacNaughton G., 2003; Siraj-Blatchford I., 1998; Soler J. & Miller L., 2003; Sylva K. et al., 2007). В условиях формирования отечественной концепции предшколы ценным мог бы также оказаться опыт английских педагогов в установлении преемственности дошкольных учреждений со школой, создании гибкой системы контроля и оценки детских достижений на основе программы в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ребенку (Hutchin V., 1996; Perry R., 2004; Rodger R., 1999). До настоящего момента, к сожалению, большинство последних британских наработок по обучению и воспитанию дошкольников не получило должного осмысления в российской дидактике. При том, что отечественными исследователями внесен ощутимый вклад в изучение теоретических основ и ведущих тенденций развития дошкольного и школьного образования за рубежом (Джуринский А. Н., 1984; Лиферов А. П., 1997; Макарова Н. В., 2000; Орехова Е. Я., 1999; Сорокова М. Г., 2004; Фуряева Т. В., 1995; Шабло Н. Г., 1999), круг вопросов, связанных с содержанием современного английского дошкольного образования, почти не освещен. Научно-исследовательские работы, обращенные к английскому образованию последних лет, сосредоточены, в основном, на проблемах школы и подготовки педагогических кадров (Андреева Г. А., 2002; Данданова С. В., 2005; Карабутова Е. А., 2000; Назарьева К. В., 2007; Сабирова Д. Р., 1998). Учеными рассматриваются частные аспекты содержания школьного образования и некоторые направления его развития (Быкова О. А., 1999; Голобков Ю. В., 1997; Зайцева А. В., 2000; Цветкова С. Н., 2000). Исследования же, имеющие прямое отношение к дошкольному образованию в Англии, немногочисленны и не раскрывают современного состояния вопроса (Венгер Л. А., 1983; Локшина Е. И., 1991). Относительно разрозненные сведения могут быть почерпнуты из отдельных лингвострановедческих трудов (Барбарига А. А., 1998; Микоян А. С., 1996; Пешехонова Е. С., 2003). Данная монография призвана восполнить существующий пробел. В ней предпринята попытка целостно рассмотреть процесс становления и развития содержания дошкольного образования в Англии на протяжении XIX – начала XXI столетия. Особенно тщательному анализу подверглись тенденции развития образовательного содержания на современном этапе – с 1980-х годов по настоящее время. В этот период происходит глубинное реформирование английского образования, вносятся серьезные системные изменения, оказавшие непосредственное влияние на программно-методическое обеспечение дошкольной ступени. Их исследование и вызывает интерес для общемировой образовательной теории и практики. Любовь Владимировна БАЕВА Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Московского педагогического государственного университета. В течение многих лет занимается вопросами обучения иностранному (английскому) языку, круг ее научных интересов связан с актуальными проблемами развития образования за рубежом. Проходила стажировки в университетах Великобритании, Франции, Швейцарии; на личном опыте познакомилась с практикой дошкольного и школьного образования в Англии. Настоящая монография представляет собой результат продолжительной исследовательской работы и посвящена особенностям генезиса содержания современного английского дошкольного образования. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |