Традиционно при обучении французскому языку в вузе большее внимание уделяется развитию навыков устной речи, тогда как в своих письменных работах студенты продолжают делать множество ошибок вплоть до выпускного курса. Такое положение объясняется рядом причин, среди которых в первую очередь следует упомянуть трудность и несовершенство французской орфографии, которую сами французы периодически пытаются реформировать. Другой причиной является отсутствие в существующих пособиях систематических сведений по французской орфографии. Настоящее пособие предназначено для студентов младших курсов языковых вузов и призвано помочь им в овладении навыками грамотной письменной речи на французском языке. Пособие построено по тематическому принципу и включает в себя ряд уроков по таким изучаемым на младших курсах темам, как "Семья", "Квартира", "Учеба" и т. д. Структура предлагаемых уроков однотипна: после основного тематического текста дается серия орфографических правил, в которых кратко и схематично представлены наиболее важные и трудные для усвоения особенности французского правописания. Далее следуют многочисленные упражнения, выполнение которых должно помочь студентам усвоить соответствующие правила и автоматизировать навыки письменной иноязычной речи. Поскольку орфография во французском языке тесно связана с произношением, грамматическими и лексическими особенностями, пособие содержит ряд упражнений, направленных на формирование навыков правильного произношения тех или иных слов или грамматических форм, на выявление орфографической специфики тех или иных морфологических парадигм (образование форм рода существительных и прилагательных, спряжение глаголов и т. д.), упражнения на различение омонимов, на усвоение орфографии словообразовательных моделей и т. п. В выборе орфографических явлений для пособия автор ориентировался в основном на личный опыт преподавания французского языка, который свидетельствует, что наиболее трудными для студентов оказываются такие орфографические темы, как употребление значков (особенно accent grave и accent aigu), удвоение согласных, написание немых букв и некоторые другие. Именно этим явлениям уделено в пособии особое внимание. Приводимые правила и упражнения пособия иллюстрируют также орфографические особенности отдельных частей речи, а также такое типичное для французского языка явление, как графическая асимметрия, проявляющаяся в частности в существовании нескольких способов написания таких звуков, как [е], [ε], [f], [i], [k], [s] и др. Автор
Владимир Васильевич СИНИЦЫН Кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода
гуманитарного факультета Тульского государственного университета.
В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1993 г. получил звание
доцента. В настоящее время ведет в ТулГУ курсы теоретической грамматики
и стилистики французского языка, занятия по практической грамматике
французского языка, практике устной и письменной речи, культуре
речевого общения; руководит курсовыми и дипломными работами студентов.
В. В. Синицын – автор около 30 научных публикаций, в том числе учебного
пособия "Практикум по стилистике современного французского языка" (М., 2007). |