Обложка Розанов В.В., Несмелов В.И., Трубецкой Е.Н., Введенский А.И., Тареев М.М., Франк С.Л. и др. Смысл жизни: Антология
Id: 107613
1399 руб.

Смысл жизни:
Антология Вып.2

1994. 592 с. Букинист. Состояние: 4+. В суперобложке.
  • Твердый переплет

Аннотация

Русская религиозно-философская мысль XIX---первой половины XX вв. не оставляла без ответа вопросы о цели и значении личной жизни, в значительной мере опережая и разрешая сомнения западноевропейского экзистенциализма. В предлагаемый сборник входит большинство известных сочинений русских авторов, посвященных смыслу жизни: статьи и полные тексты книг В.В.Розанова, В.И.Несмелова, Е.Н.Трубецкого, А.И.Введенского, М.М.Тареева, С.Л.Франка.

Книга ...(Подробнее)рассчитана на философов, богословов, религиеведов и всех интересующихся русской религиозной мыслью.

Представлены полностью или в извлечениях наиболее значительные работы русских писателей и мыслителей XVI - XX вв., посвященные русской иконе и религиозной живописи. Некоторые из них печатаются впервые ( сочинение Максима Грека - О святых иконах и др.). Они позволяют проследить взаимодействие русской философской и эстетической мысли на протяжении пяти столетий.


Оглавление

Н.К. Гаврюшин

Русская философская симфония (предисловие)

Василий Розанов

Цель человеческой жизни (1892)

I. Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни

II. Об истинных целях человеческой жизни

Виктор Несмелов

Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения (1895)

Александр Введенский

Условия допустимости веры в смысл жизни (1896)

Михаил Тареев

Цель и смысл жизни (1901)

Часть I. Счастье и совершенство в отношении к цели жизни

1. Основное внутреннее противоречие жизни

2. Критика эвдемонизма

3. Критика идеи естественного совершенства; Ф.Ницше

4. Духовное совершенство и внешнее уничижение; блаженство и страдание в христианстве; Л.Н.Толстой

5. Цель жизни

6. Несправедливые страдания

7. Естественное развитие --- культура и цивилизация; Л.Н.Толстой и

8. С.Соловьев

Часть II. Духовная жизнь

1. Духовная жизнь. Иисус Христос. Покаяние

2. Молитва. Пост. Христа ради юродство

3. Любовь. Вера. Надежда

4. Церковь. Природа. Мир

5. Воскресение из мертвых. Вечное блаженство. Царство небесное

Евгений Трубецкой

Смысл жизни (1918)

Предисловие

Введение

Глава I. Мировая бессмыслица и мировой смысл

Глава II. Теодицея

Глава III. София

Глава IV. Откровение Божьего дня

Глава V. Грех и искупление

Глава VI. Религиозный смысл человеческой мысли

Глава VII. Всемирная катастрофа и всемирный смысл

Семен Франк

Смысл жизни (1925) Предисловие

1. Вступление

2. «Что делать?»

3. Условия возможности смысла жизни

4. Бессмысленность жизни

5. Самоочевидность истинного бытия

6. Оправдание веры

7. Осмысление жизни

8. О духовном и мирском делании

Примечания

Указатель имен


Об авторах
Трубецкой Евгений Николаевич
Выдающийся русский философ, правовед и общественный деятель. Родился в Москве; происходил из старинного княжеского рода. В 1885 г. окончил юридический факультет Московского университета. Получил степень магистра, а затем и доктора философии за исследования религиозно-общественного идеала западного христианства. Приват-доцент Демидовского юридического лицея (Ярославль, 1886–1897), профессор Киевского (1897–1905) и Московского (1905–1917) университетов (в последнем возглавлял кафедру философии после смерти своего брата С. Н. Трубецкого). Участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ (Психологическое общество при Московском университете, Религиозно-философское общество им. В. С. Соловьева и др.). Занимался общественно-политической деятельностью: был одним из видных членов партии кадетов с момента ее основания; издавал журнал «Московский еженедельник» либерально-консервативного направления (1906–1910). В 1916–1917 гг. был членом Государственного совета.

В философии Е. Н. Трубецкой был представителем метафизики всеединства, созданной В. С. Соловьевым и развитой далее его последователями. Немалую роль в этом сыграло и их личное знакомство: около 15 лет братья Трубецкие были в числе ближайших друзей и собеседников Соловьева. Основной темой философии Е. Н. Трубецкого были размышления о смысле жизни. Ряд своих работ он посвятил философскому анализу судьбы России, психологии русского народа, духовных причин событий 1917 года. Главные его труды — «„Миросозерцание“ Вл. Соловьева» (1913; в 2 т.), «Метафизические предположения познания» (1917), «Смысл жизни» (1918). Всего Е. Н. Трубецкой написал более 20 книг и большое число статей на темы религии, философии, юриспруденции, политики.

Введенский Александр Иванович
Известный отечественный философ, психолог, логик, крупнейший представитель русского неокантианства. Родился в Тамбове. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884–1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии». С 1890 г. — профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Был одним из инициаторов учреждения первого в России Философского общества при Петербургском университете и его бессменным председателем с 1899 по 1921 гг.

А. И. Введенскому принадлежит целый ряд работ по гносеологии, метафизике и другим вопросам философии. В своих сочинениях «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) он ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по Введенскому, подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Логическое учение Введенского связано с его гносеологией; функция логики, по его мнению, — проверять истинность познания, а не открывать новое. А. И. Введенский был редактором многих переводов и изданий европейской философской литературы, автором статей в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Университетский курс Введенского по логике был удостоен премии имени Петра Великого.

Франк Семен Людвигович
Выдающийся русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Родился в Москве, в семье врача. Еще будучи гимназистом, принимал участие в марксистских кружках и под их влиянием поступил на юридический факультет Московского Университета (где был учеником знаменитого экономиста А. И. Чупрова). В 1899 г., после студенческих волнений, был арестован и выслан из университетских городов. Вскоре после этого уехал в Германию. Вернувшись в Россию в 1901 г., получил степень кандидата. Первая печатная работа Франка «Теория ценности Маркса» (1900) была посвящена критике марксизма. В 1902 г. в сборнике «Проблемы идеализма» был опубликован его первый философский этюд «Ницше и любовь к дальнему», — после этого Франк всецело посвятил себя философии. Несогласие с политикой царского правительства побудило его в 1903 г. участвовать в учреждении движения «Союз освобождения» и принять активное участие в его борьбе за политическую свободу. В 1912 г. он стал приват-доцентом Петербургского университета. В 1917 г. занимал кафедру философии в Саратовском Университете, а с 1921 г. — в Московском Университете. Книга «Душа человека», опубликованная в 1918 г., была представлена им как диссертация на степень доктора, но ее защита не состоялась из-за революции.

В 1922 г. Франк вместе с другими неугодными советской власти мыслителями был выслан из страны на «философском пароходе». В Берлине он вошел в состав Религиозно-философской академии, организованной Н. А. Бердяевым. В 1937 г. был вынужден покинуть гитлеровскую Германию и переселился во Францию, затем, в 1945 г., — в Лондон. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Среди наиболее значительных трудов Франка: «Живое знание» (1923), «Крушение кумиров» (1924), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939). По оценке философа В. В. Зеньковского, «по силе философского зрения Франка без колебаний можно назвать самым выдающимся русским философом вообще».