Н.К. Гаврюшин Русская философская симфония (предисловие) Василий Розанов Цель человеческой жизни (1892) I. Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни II. Об истинных целях человеческой жизни Виктор Несмелов Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения (1895) Александр Введенский Условия допустимости веры в смысл жизни (1896) Михаил Тареев Цель и смысл жизни (1901) Часть I. Счастье и совершенство в отношении к цели жизни 1. Основное внутреннее противоречие жизни 2. Критика эвдемонизма 3. Критика идеи естественного совершенства; Ф.Ницше 4. Духовное совершенство и внешнее уничижение; блаженство и страдание в христианстве; Л.Н.Толстой 5. Цель жизни 6. Несправедливые страдания 7. Естественное развитие — культура и цивилизация; Л.Н.Толстой и 8. С.Соловьев Часть II. Духовная жизнь
1. Духовная жизнь. Иисус Христос. Покаяние
2. Молитва. Пост. Христа ради юродство
3. Любовь. Вера. Надежда
4. Церковь. Природа. Мир
5. Воскресение из мертвых. Вечное блаженство. Царство небесное
Евгений Трубецкой
Смысл жизни (1918)
Предисловие
Введение
Глава I. Мировая бессмыслица и мировой смысл
Глава II. Теодицея
Глава III. София
Глава IV. Откровение Божьего дня
Глава V. Грех и искупление
Глава VI. Религиозный смысл человеческой мысли
Глава VII. Всемирная катастрофа и всемирный смысл
Семен Франк
Смысл жизни (1925) Предисловие
1. Вступление
2. «Что делать?»
3. Условия возможности смысла жизни
4. Бессмысленность жизни
5. Самоочевидность истинного бытия
6. Оправдание веры
7. Осмысление жизни
8. О духовном и мирском делании
Примечания
Указатель имен
В философии Е. Н. Трубецкой был представителем метафизики всеединства, созданной В. С. Соловьевым и развитой далее его последователями. Немалую роль в этом сыграло и их личное знакомство: около 15 лет братья Трубецкие были в числе ближайших друзей и собеседников Соловьева. Основной темой философии Е. Н. Трубецкого были размышления о смысле жизни. Ряд своих работ он посвятил философскому анализу судьбы России, психологии русского народа, духовных причин событий 1917 года. Главные его труды — «„Миросозерцание“ Вл. Соловьева» (1913; в 2 т.), «Метафизические предположения познания» (1917), «Смысл жизни» (1918). Всего Е. Н. Трубецкой написал более 20 книг и большое число статей на темы религии, философии, юриспруденции, политики.
Философское мировоззрение А. И. Введенского, основанное на принципах русской духовно-академической традиции, было ориентировано на синтез богословского и философского знания. Он полагал, что философия каждого народа представляет собой раскрытие его религиозных представлений, и в своем понимании сущности философского познания был близок к идеям В. С. Соловьева и русских религиозных философов начала XX в. Известность получила его книга "Современное состояние философии в Германии и Франции", где он не только рассмотрел основные направления немецкой и французской философии, но и попытался определить особенности русской философии, благодаря которым возможно преодоление кризиса западной мысли. В других работах он исследовал философские теории XIX в. о происхождении религии, религиозную историю Индии. Он также написал большое число статей о русских и зарубежных писателях и о событиях современной ему философской, культурной и общественной жизни.
В 1922 г. Франк вместе с другими неугодными советской власти мыслителями был выслан из страны на «философском пароходе». В Берлине он вошел в состав Религиозно-философской академии, организованной Н. А. Бердяевым. В 1937 г. был вынужден покинуть гитлеровскую Германию и переселился во Францию, затем, в 1945 г., — в Лондон. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Среди наиболее значительных трудов Франка: «Живое знание» (1923), «Крушение кумиров» (1924), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939). По оценке философа В. В. Зеньковского, «по силе философского зрения Франка без колебаний можно назвать самым выдающимся русским философом вообще». |