АРАБЕСКИ (Предисловие) Часть первая Скульптура, живопись и музыка О средних веках Глава из исторического романа О преподавании всеобщей истории Портрет Взгляд на составление Малороссии Несколько слов о Пушкине Об архитектуре нынешнего времени Ал-Мамун Часть вторая Жизнь Шлецер, Миллер и Гердер Невский проспект О малороссийских песнях Мысли о географии Последний день Помпеи Пленник (Кровавый бандурист) О движении народов в конце V века Клочки из записок сумасшедшего ДОПОЛНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФРАГМЕНТЫ
Две главы из малороссийской повести «Страшный кабан»
(I) Учитель
(II) Успех посольства
(Мне нужно видеть полковника)
Страшная рука
(Фонарь умирал)
(Дождь был продолжительный)
(Рудокопов)
СТАТЬИ. ЗАМЕТКИ. НАБРОСКИ
Женщина
«Борис Годунов», поэма Пушкина
О поэзии Козлова
(Отрывок детской книги по географии)
(На бесчисленных тысячах могил)
1834
Об издании Истории малороссийских казаков
(Размышления Мазепы)
ВАРИАНТЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В. Д. Денисов. Гоголевские «Арабески»
Примечания (составитель В. Д. Денисов)
Источники текста
Список сокращений
Список иллюстраций
Литературную известность Н. В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). В 1835 г. вышли сборники рассказов «Арабески» и «Миргород»; в том же году В. Г. Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов». Вершиной творчества Гоголя-драматурга явилась пьеса «Ревизор», вышедшая в свет и одновременно поставленная на сцене в 1836 г. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточенные нападки реакционных кругов. Еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор», вызвал 1-й том романа-поэмы «Мертвые души» (1842). Огромный интерес представляют работы Гоголя-критика — не было ни одного имени в русской литературе того времени, на которое он так или иначе не откликнулся, что нашло отражение как в его литературных произведениях, так и в письмах и статьях. |