|
|
68 | О дарах |
69 | О блаженствах |
70 | О плодах Духа Святого |
71 | О пороках и грехах как таковых |
72 | О различии грехов |
73 | О сравнении грехов между собой |
74 | О субъекте грехов |
75 | О причинах греха в общем |
76 | О причинах греха в частном |
77 | О причине греха со стороны чувственного желания |
78 | О причине греха, которой является злонамеренность |
79 | О внешних причинах греха. И во-первых, со стороны Бога |
80 | О причине греха со стороны дьявола |
81 | О причине греха со стороны человека |
82 | О первородном грехе, насколько это касается его сущности |
83 | О субъекте первородного греха |
84 | О причине греха сообразно тому, что один грех является причиной другого |
85 | О следствиях греха. И во-первых, о повреждении благой природы |
86 | О пятне греха |
87 | Об обязанности понести наказание за провинность |
88 | О грехе простительном и смертном |
89 | О простительном грехе как таковом |
90 | О сущности закона |
91 | О различии законов |
92 | О воздействии закона |
93 | О вечном законе |
94 | О естественном законе |
95 | О человеческом законе |
96 | О возможностях человеческого закона |
97 | Об изменении законов |
98 | О ветхом законе |
99 | О заповедях ветхого закона |
100 | О нравственных заповедях ветхого закона |
101 | О культовых заповедях как таковых |
102 | О причинах культовых заповедей |
103 | О длительности культовых заповедей |
104 | О судебных заповедях |
105 | О характере судебных заповедей |
106 | О законе евангельском, называемом новым законом, как таковом |
107 | О сравнении нового закона с ветхим |
108 | О том, что содержится в новом законе |
109 | О необходимости благодати |
110 | О благодати Божией в том, что касается ее сущности |
111 | О делении благодати |
112 | О причине благодати |
113 | О воздействии благодати. И во-первых, об оправдании нечестивого |
114 | О заслуге |
Примечания |
Фома Аквинский Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.
Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного «томизмом», и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств бытия Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В XIX–XX вв. получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
|
|
|
|