В представлениях современного человека о своей психике превалируют взгляды о необычайно сложной ее структуре, которая задается генетически. Считается, что в норме она у всех людей примерно одинакова и в течение жизни практически не меняется. Физиологически это действительно так. Но психологически, функционально у конкретных людей и их сообществ психика и ее структура не могут быть одинаковы из-за различий воспитания, поведения, бытовых, социальных, природных условий существования. Данные различия предопределяют разные уровни психического, которые обуславливают особенности мировосприятия, ментальности, язык, способы потребного поведения, социальные взаимоотношения, общественное и государственное устройство. Под воздействием этих факторов у индивидуальных и коллективных субъектов формируются устойчивые бытовые, религиозные, социальные, правовые, научные предпочтения и нормативы. Последние до определенных пределов противостоят внешним изменениям среды, заключая психическое функционирование в жесткие внутренние рамки, существенно ограничивающие внешнюю свободу поведения. Они требовательно и строго направляют поведение в определенные русла, потребное изменение которых обязывает к большим, порою запредельным психическим и физическим нагрузкам. Преодоление этих трудностей до настоящего времени не имеет достаточных научных обоснований. Это заметно осложняет принятие новых правильных решений буквально во всех сферах человеческой деятельности, препятствует их воплощению в адекватном потребном поведении. Современные исследования по большей части заняты частными вопросами психического управления деятельностью и не рассматривают его как целостное явление. Это объясняется сложностью данного феномена, недостатком психологических и иных знаний. Устранению данной недостаточности хотя бы отчасти могло бы способствовать теоретическое осмысление зачатков психического, появившихся на каком-то древнем этапе биологического развития и служивших впоследствии только одному – удовлетворению потребностей, возникающих в процессах жизнеобеспечения организмов, внешним проявлением которых и является поведение. Совершенно очевидно, что зарождение психического уп- равления поведением случилось задолго до появления человека и всего класса млекопитающих, который он представляет. Организмы – прародители данного феномена давным-давно окончили свое земное существование, передав эстафету психического развития своим более успешным потомкам. Последние, тем не менее, также как и их предки, вымирали в нескончаемой веренице тысячелетий в огромных количествах. По этой причине непосредственное изучение психических зародышей обычными естественно-научными методами невозможно. Доступно это лишь косвенно, посредством мысленной, крайне абстрактной экстраполяции психофизиологических знаний в необозримо далекое и безвозвратно ушедшее прошлое. Ее можно осуществить лишь на основе самых общих принципов познания наличной действительности, каковыми являются принципы взаимодействия материальных объектов. Неживые объекты взаимодействие частично превратило в живые. Последние, конкурируя за жизнеобеспечивающие ресурсы, обзавелись психическими свойствами, обособившимися со временем в относительно самостоятельные структуры, функционирующие по тем же законам и принципам взаимодействия, что и неживые объекты. Несмотря на фундаментальный характер основополагающих правил взаимодействия, они все еще остаются плохо изученными. Ввиду того, что надлежащее овладение ими дает в распоряжение исследователей действенный метод познания в рассматриваемом направлении, первая глава представленной здесь работы посвящена более детальному рассмотрению данного метода. Полученные при этом выводы использованы в теоретическом проникновении в несуществующую в настоящее время эмбриональную стадию психического. Ценность такого исследования заключается в том, что данная стадия содержит в наиболее простой и целостной форме зачатки всех психических процессов, функционирующих в развитом современном сознательном и бессознательном. Теоретическое овладение этими феноменами в том виде, какой они имели место в момент своего возникновения, несомненно поможет получению новых знаний, необходимых для лучшей и более легкой адаптации современного потребного поведения к постоянно усложняющимся условиям внешней среды. |