URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Дугин А.Т. Психофизические начала стереотипного поведения Обложка Дугин А.Т. Психофизические начала стереотипного поведения
Id: 106252
458

Психофизические начала стереотипного поведения

2010. 160 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемая работа представляет собой одну из попыток теоретического проникновения в начало начал психического. Психика зародилась в бесконечно длинной цепи физиологического развития организмов задолго до появления человека и всего класса млекопитающих, который он представляет. От исходного, невообразимо древнего, и до современного состояния в сознании человека она всегда служила одному и тому же --- удовлетворению потребностей субъектов... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение||7
Глава 1 Взаимодействие как метод исследования поведения||11
1.1. Поведение как взаимодействие||13
1.2. Общие признаки взаимодействия||14
1.3. Порядок и способ взаимодействия||19
1.4. Материальные и процессуальные признаки взаимодействия||22
1.5. Повторимые и неповторимые признаки взаимодействия||23
1.6. Взаимодействие как отражение||26
1.7. Взаимодействие как отношение||28
Глава 2 Взаимодействие как механизм возникновения и развития поведения||31
2.1. Элементарный субъект и проблемы его функционирования||33
2.2. Нормативно-типовое физическое и психическое приспособление||36
2.3. Нормативно-следовые пути движения ощущений||39
2.4. Динамический стереотип и его роль в организации поведения||43
Глава 3 Понятие и механизм функционирования потребности в поведении||47
3.1. Потребность как основание и результат поведения||49
3.2. Возникновение психического отражения потребностей||53
3.3. Механизмы психического отражения физиологических потребностей субъектов||56
3.4. Идеальное бессознание и материальное осознание потребности||62
Глава 4 Импульсивное поведение||69
4.1. Первичные механизмы психического управления внешними органами чувств и внешними органами движения||71
4.2. Структура нормативного поведенческого акта||77
4.3. Идеальное бессознание и материальное осознание объективной стороны импульсивного поведения||81
4.4. Взаимосвязь идеального и материального в восприятии субъектов материального осознания||87
4.5. Аниматизм как иллюзорное проявление идеального в материальном и материального в идеальном||90
4.6. Мозаичность нормативного отражения импульсивного поведения||92
4.7. Психическое отражение времени в импульсивном поведении||94
4.8. Психическое отражение пространства в импульсивном поведении||96
4.9. Психическое управление проблемным исполнением импульсивного поведения||100
Глава 5 Эмоциональное управление импульсивным поведением||103
5.1. Понятие эмоции как формы осознания импульсивного поведения||105
5.2. Психофизические механизмы возникновения и функционирования эмоций||108
5.3. Эмоции как обобщение первичных отражений сходных видов импульсивного поведения||111
5.4. Эмоциональное осознание опережающего отражения объективной стороны импульсивного поведения||115
5.5. Альтернативы опережающего эмоционального осознания и воля||117
Глава 6 Выразительные движения импульсивного поведения||119
6.1. Выразительные движения как психический стабилизатор проблемного поведения||121
6.2. Выразительные движения как усилители психического обеспечения проблемного поведения||123
Глава 7 Ответственность субъектов импульсного поведения||125
7.1. Ответственность и ее основание в импульсном поведении||127
7.2. Предвидение как мотив и как идеальная составляющая ответственного поведения||129
7.3. Ощущения удовлетворения и гордости, неудовлетворения и вины в составах позитивной и негативной ответственности||132
7.4. Особенности материального осознания ответственности за неудавшееся нормативное поведение||134
7.5. Структура ответственности импульсивного поведения||135
Заключение||138
Список литературы||152

Введение
top

В представлениях современного человека о своей психике превалируют взгляды о необычайно сложной ее структуре, которая задается генетически. Считается, что в норме она у всех людей примерно одинакова и в течение жизни практически не меняется. Физиологически это действительно так. Но психологически, функционально у конкретных людей и их сообществ психика и ее структура не могут быть одинаковы из-за различий воспитания, поведения, бытовых, социальных, природных условий существования. Данные различия предопределяют разные уровни психического, которые обуславливают особенности мировосприятия, ментальности, язык, способы потребного поведения, социальные взаимоотношения, общественное и государственное устройство. Под воздействием этих факторов у индивидуальных и коллективных субъектов формируются устойчивые бытовые, религиозные, социальные, правовые, научные предпочтения и нормативы. Последние до определенных пределов противостоят внешним изменениям среды, заключая психическое функционирование в жесткие внутренние рамки, существенно ограничивающие внешнюю свободу поведения.

Они требовательно и строго направляют поведение в определенные русла, потребное изменение которых обязывает к большим, порою запредельным психическим и физическим нагрузкам. Преодоление этих трудностей до настоящего времени не имеет достаточных научных обоснований. Это заметно осложняет принятие новых правильных решений буквально во всех сферах человеческой деятельности, препятствует их воплощению в адекватном потребном поведении.

Современные исследования по большей части заняты частными вопросами психического управления деятельностью и не рассматривают его как целостное явление. Это объясняется сложностью данного феномена, недостатком психологических и иных знаний. Устранению данной недостаточности хотя бы отчасти могло бы способствовать теоретическое осмысление зачатков психического, появившихся на каком-то древнем этапе биологического развития и служивших впоследствии только одному – удовлетворению потребностей, возникающих в процессах жизнеобеспечения организмов, внешним проявлением которых и является поведение.

Совершенно очевидно, что зарождение психического уп- равления поведением случилось задолго до появления человека и всего класса млекопитающих, который он представляет. Организмы – прародители данного феномена давным-давно окончили свое земное существование, передав эстафету психического развития своим более успешным потомкам. Последние, тем не менее, также как и их предки, вымирали в нескончаемой веренице тысячелетий в огромных количествах. По этой причине непосредственное изучение психических зародышей обычными естественно-научными методами невозможно. Доступно это лишь косвенно, посредством мысленной, крайне абстрактной экстраполяции психофизиологических знаний в необозримо далекое и безвозвратно ушедшее прошлое. Ее можно осуществить лишь на основе самых общих принципов познания наличной действительности, каковыми являются принципы взаимодействия материальных объектов.

Неживые объекты взаимодействие частично превратило в живые. Последние, конкурируя за жизнеобеспечивающие ресурсы, обзавелись психическими свойствами, обособившимися со временем в относительно самостоятельные структуры, функционирующие по тем же законам и принципам взаимодействия, что и неживые объекты. Несмотря на фундаментальный характер основополагающих правил взаимодействия, они все еще остаются плохо изученными. Ввиду того, что надлежащее овладение ими дает в распоряжение исследователей действенный метод познания в рассматриваемом направлении, первая глава представленной здесь работы посвящена более детальному рассмотрению данного метода. Полученные при этом выводы использованы в теоретическом проникновении в несуществующую в настоящее время эмбриональную стадию психического. Ценность такого исследования заключается в том, что данная стадия содержит в наиболее простой и целостной форме зачатки всех психических процессов, функционирующих в развитом современном сознательном и бессознательном. Теоретическое овладение этими феноменами в том виде, какой они имели место в момент своего возникновения, несомненно поможет получению новых знаний, необходимых для лучшей и более легкой адаптации современного потребного поведения к постоянно усложняющимся условиям внешней среды.