URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика Обложка Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика
Id: 106118
599 р.

Федеративная Россия и ее региональная политика

2008. 352 с. ISBN 978-5-16-003516-1.
  • Твердый переплет
"http://www.expert.ru/printissues/expert/2001/32/32ex-book/ ДРУГИЕ КНИГИ АВТОРОВ ЛЕКСИНА В.Н., ШВЕЦОВА А.Н.:

Аннотация

Предметом новой книги д.э.н., профессора В.Н. Лексина являются диагностика и варианты решений широкого круга проблем в сфере федеративных отношений, государственного и муниципального управления, а также организации разработки и реализации региональной политики. Как и в предыдущих публикациях автора, в настоящей книге органически связаны юридические, политологические, организационно-управленческие, экономические, социальные и бюджетно-финансовые... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Раздел 1. Насколько федеративна Российская Федерация
 Постановка проблемы
Глава 1.1.Что такое федерализм и зачем он нужен
 1.1.1.Федерализм как форма территориальной организации и децентрализации власти
  Российский федерализм: врождённое свойство или инородное тело? – Властная сущность и определения федерализма. – Федерализм в контексте централизации и децентрализации государственного управления. – Сложности реализации принципов федерализма. – Конституционный и реальный федерализм
 1.1.2.Виды, условия и побудительные мотивы федеративной децентрализации власти
  Многоликая децентрализация. – Уточним определение. – Динамичность федерализма. – Федерализм не есть универсализм. – Побудительные мотивы федерализации
 1.1.3.Ценности федерализма и его противники
  Тенденции федерализации. – Ценности федерализма. – Враги федерализма. – Федерализм и государственность. – Неисчерпанность потенциала федерализма
Глава 1.2.От конституционного к реальному федерализму: ничего случайного
 1.2.1.Генезис и начало перемен
  Этапы становления безальтернативного федерализма. – Пять особенностей российского федерализма. – Национальный принцип построения федерации: "за" и "против". – Региональная неравно-статусность и социально-экономические асимметрии. – "Другое время на дворе – другие песни"
 1.2.2."Новый федерализм"
  Тройной удар. – "Презумпция региональной виновности". – Политика предметного разграничения. – Слишком "бюджетный" федерализм. – Неосознаваемая необходимость взаимодействий.
 1.2.3.Федерация неравных
  Ужасная и лукавая статистика. Объективный характер территориальных асимметрий. – Направления "выравнивания" и простейшее решение. – "Выравнивание" путём поглощения проблемных территорий. – Первый прецедент. – Как оценить результаты "укрупнения"?
Глава 1.3.Местное самоуправление в федеративном государстве
 1.3.1.Местное самоуправление и местная власть
  Общеупотребительные определения и их реальное содержание. – Федерально-государственные основания местного самоуправления. – Самоуправление и органы власти. – Народовластие и местное самоуправление. – Местная власть и сущностные проблемы местного самоуправления
 1.3.2.Проведение федеральным "центром" муниципальной реформы 1993-2000 гг
  Начало реформы. – Планы реформирования и сохранение функций прежней местной власти. – Институты проведения первой реформы. – Новая схема территориальной организации местного самоуправления. – Сводные оценки первой муниципальной реформы
 1.3.3.Проведение федеральным "центром" административно-муниципальной реформы 2003-2008 гг
  Предварительные замечания. – Реформационные намерения и первые результаты. – Качество власти при отсутствии ресурсов управления. – Новая структура муниципалитетов. – Прогнозы огосударствления
Раздел 2. Насколько соразмерны ресурсы, масштабы и формы участия федерального "центра" и субъектов РФ в решении вопросов общероссийского и конкретно-регионального значения
 Постановка проблемы
Глава 2.1."Федеральное присутствие" в субъектах Российской Федерации
 2.1.1.Федеральный "центр" в системе разделённых властей России
  Принцип разделения властей в федеративном государстве. – Законодательная власть. – Судебная власть. – Исполнительная власть. – "Федеральное присутствие" в правовом поле России.
 2.1.2.Президент России, его Администрация и федеральные органы исполнительной власти: масштабы и формы "федерального присутствия" в регионах
  Роль Президента России и его Администрации в выстраивании федеративных отношений. – Институт полномочных представителей Президента России. – Федеральная регламентация работы исполнительной власти в регионах. – Территориальные органы: распространённость и функции. – Территориальные органы: отношения с органами власти субъектов РФ. – Реструктуризация территориальных органов
 2.1.3."Федеральное присутствие" в ресурсном обеспечении жизнедеятельности регионов
  Ресурсные инструменты "федерального присутствия". – Федеральные предпочтения. – Вертикальное смещение бюджетных доходов. – Увеличение бюджетной зависимости регионов от федерального "центра". – Необходимость дополнения бюджетной классификации
Глава 2.2.Возможности и практика участия субъектов Российской Федерации в принятии общегосударственных решений
 2.2.1.Проблемы прямого участия субъектов РФ в федеральном законотворчестве
  Определение. – Сущность законодательной инициативы. – Статистика перехода региональной законодательной инициативы в закон. – Проблемы согласования законопроектов. Парламентские слушания. – Предлагаемые решения
 2.2.2.Совет Федерации как "палата регионов". Региональные интересы в Государственной Думе
  Определение. – Законодательные ограничения. – Проблемы формирования "палаты регионов". – Совет законодателей. – "Re-регионализация"ГосударственнойДумы
 2.2.3.Институты "регионального присутствия" в федеральном "центре"
  Совещательный орган глав регионов. – Задачи Государственного совета и организация их выполнения. – Предметная тематика. – Решения и их реализация. – Региональные представительства в Москве.
Глава 2.3.Организация и процедуры взаимодействия федерального "центра" и субъектов Российской Федерации
 2.3.1.Необходимость и возможность упорядочения взаимодействий
  Поток несогласованных новаций. – Реакция "исполнителя". – Единоличная "смена караула". – Незаслуженно забытый институт согласования позиций. – 0 смысле и возможности неформальных соглашений
 2.3.2.Практика и проблемы взаимодействий субъектов РФ и федерального "центра"
  Взаимодействия в тени разграничений. Масштаб проблемы. – Имеющаяся практика. – Возможные решения. – Варианты узаконения предложений. – Дополнительные уточнения
 2.3.3.Информационные аспекты взаимодействия федерального "центра" и регионов
  Задачи и содержание информационного обеспечения. – Типичные проблемы. – Возможные решения. – 0 единой системе информационного обеспечения. – Реалистичность предложений
Раздел 3. Насколько региональна государственная региональная политика России
 Постановка проблемы
Глава 3.1.Предмет, содержание и условия результативной разработки и реализации государственной региональной политики
 3.1.1.Исходные концептуальные положения
  Системная регионалистика как научная основа государственной региональной политики. – Особенности современного периода разработки и реализации государственной региональной политики. – Цели и задачи государственной региональной политики России. – Главные противоречия между общественно необходимыми потребностями и практикой государственного регулирования территориального развития. – Несколько замечаний о соотношении региональной и экономической политики
 3.1.2.Инструментарий, прогнозно-аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной региональной политики
  Инструментарий государственной региональной политики. – О единой системе документов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной региональной политики. – 0 региональном аспекте федеральных прогнозов, стратегий и программ. – Об информационном обеспечении разработки и реализации государственной региональной политики. – 0 приоритетных направлениях и объектах государственной региональной политики
 3.1.3.Возможности законодательного регулирования процедур разработки и реализации государственной региональной политики
  Необходимость закона о процедуре разработки и реализации государственной региональной политики. – История вопроса. – Законодательное закрепление принципов разработки и реализации государственной региональной политики. – Содержательные положения законопроекта. – Структура предлагаемого законопроекта
Глава 3.2.Локализация приоритетов государственной региональной политики. "Региональные столицы" и крупнейшие города России
 3.2.1.Факты и комментарии
  Только факты. – "Регионально-столичные" проблемы. – Особенности формирования большинства городов России. – Социалистическая индустриализация и советская урбанизация. – Причины упадка большинства городов
 3.2.2.Причины относительного благополучия "региональных столиц" России
  Советский фундамент относительного благополучия современных "региональных столиц". – Новые факторы "регионально-столичного" благополучия. – "Региональные столицы" – центры "сервисной экономики". – Специфика "регионально-столичной" торговли. – Федерально-окружная "столичность" – ещё один шанс?
 3.2.3.Крупногородской облик российских реформ: оценки и прогнозы
  Крупные города – главная "площадка" российских реформ. – Формирование новой социальной структуры общества. – Оценки современной притягательности крупного города. – Об этом нельзя забывать. – Предположения и прогнозы.
Глава 3.3.Макрозоны приоритетных государственных интересов. Дальний Восток и федеральный "центр"
 3.3.1.Дальний Восток – другая Россия. Федеральный "центр" и проблемы макрорегиона
  Общая оценка. – Экономические различия. – Социальные различия. – Попытки федерального регулирования ситуации. – Структура федеральных интересов на Дальнем Востоке: предлагаемое определение
 3.3.2.Административные центры и крупные города Дальнего Востока: их уникальная роль в развитии регионов и собственные проблемы
  Специфика дальневосточных "столиц". – Проблемы городских властей. – Возможные подходы к оценке перспектив. – Реализованный подход. – Системная диагностика исходной ситуации
 3.3.3.Конкретные результаты системной диагностики и обоснования стратегических ориентиров развития
  Демографическая ситуация. – Особенности экономики. Неоправданные пессимистические прогнозы. – Неоправданно завышенные ожидания. – Типичное и особенное. – Главные ориентиры и выводы
Заключение: Краткие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у тех, кто невнимательно читал эту книгу
 1.Насколько федеративна Российская Федерация?
 2.Насколько соразмерны ресурсы, масштабы и формы участия федерального "центра" и регионов в решении вопросов общероссийского и конкретно-регионального значения?
 3.Насколько региональна государственная региональная политика России?
Приложение
 Перечень некоторых публикаций автора, дополнительно объясняющих положения этой книги
  1.Монографии и разделы в книгах
  2.Публикации в периодических изданиях

Об авторе
top
photoЛексин Владимир Николаевич
Доктор экономических наук, профессор. Главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН. Автор около 500 публикаций, один из наиболее цитируемых ученых-обществоведов России. Научные интересы последних лет характеризуют такие работы, как монография «Федеративная Россия и ее региональная политика», написанный совместно с академиком Б. Н. Порфирьевым цикл книг и статей о проблемах российской Арктики, авторские журнальные публикации «Цивилизационный кризис и его российские последствия», «Россия как светское государство: Церковь в секулярном обществе», «Русское православие сегодня», «Русская цивилизация сегодня», «Национальный вопрос в многонациональной России», «Синтез общества потребления и информационного общества», «Человек на рынке искусственного интеллекта», «„Цифровизация религии“ в современном обществе», «Неопределенность и риски в функционировании антропогенных систем», «Умереть в России», «Системные основания и последствия территориально опосредованной депопуляции», «Новое отходничество и вахтовая организация труда в процессах депопуляции и заселения территорий», «Пространство культуры и границы закона».

В течение многих лет В. Н. Лексин сотрудничает с издательством URSS, где были опубликованы его монографии «Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики» (2011), «Судьбы цивилизаций и русский вопрос: Опыт системной диагностики» (2016), «Искусственный интеллект в экономике, политике и частной жизни: Опыт системной диагностики» (2021), а также написанные совместно с А. Н. Швецовым монографии «Новые проблемы российских городов», «Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика» (в 5 т.), «Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития», «Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления».