Идея написать новый учебный финансовый комплекс возникла в связи с работой над предыдущими учебными пособиями, посвященными капиталу, финансам, деньгам и кредиту, наблюдению этих экономических категорий в практике хозяйственной жизни с помощью универсального бухгалтерского аппарата. Финансовый учебник явился результатам авторских исследований и опыта преподавания, откликов на учебные издания 2004-2008гг. (от "Новейшей социально-политической экономики" до "Новой экономической теории – новой классики"). Работа над курсом "Рынок ценных бумаг" завершалась уже в условиях финансового кризиса, поразившего всю мировую экономику. Выявилась рельефно связь финансов, капитала, денег, кредита и ценных бумаг в общем кризисном взаимодействии, что потребовало нового осмысления, породило вопросы, которые пришлось рассматривать вместе со студентами на занятиях. Новый этап экономического образования начинается для студентов в условиях комплексного кризиса – его пониманию не помогут прежние учебники. Требуется новый подход в познании – комплексное представление сущностей, излагаемых в отдельных стандартных курсах "Экономика организации", "Финансы и кредит", "Деньги-Кредит-Банки", "Рынок ценных бумаг" - они изложены в литературе разными авторами, читаются в вузах разными преподавателями – то есть представлены в несвязанном виде и формируют "лоскутное знание"; при этом в высшей школе отсутствует учебный курс, посвященный капиталу (авторы множества учебников представляют экономику вообще без капитала!?). Также нет определенности и финансов в учебной литературе. Такое положение не позволяет студенту и выпускнику получить ясное системное представление об экономике в её главных сущностях и узловых взаимодействиях. Ущербность теоретически недоученного выпускника ведет к тому, что в практическую капиталистическую экономику вступают "специалисты", не имеющие чётких представлений о главном – сущностных понятиях этой сферы.. Каждый понимает основные сущности по-своему и в целом ущербно или не понимает вовсе... На самом верхнем уровне управления страной люди не знают о чем говорят (поскольку изначально в их экономическом мышлении не заложено никакой определенности), что имеет ввиду каждый из них, повествуя о финансах, прибыли, стоимости, капитале, деньгах, об экономическом или финансовом механизме... Практический результат операций с непознанными сущностями, как правило, негативный – что и показал "свалившийся на голову" финансовый и экономический кризис. Если же имеются некоторые достижения, то они не системны, случайны и недолговременны. Поэтому мы полностью разделяем известное в ученом мире мнение о том, что нет ничего практичней хорошей теории. Поскольку все экономические сущности так или иначе связаны с финансами, комплекс знаний этой сферы логично объединить в "Финансовом учебнике". Предостережение: в Интернете распространяются "бесплатные знания" в сфере экономики (такова "Азбука инвестирования" с украинского сайта) – чаще всего это доморощенные представления, вычитанные из зарубежных откровений удачливых миллионеров. Такие рассылки содержат явное непонимание экономических сущностей, запутывают читателя и даже вводят в заблуждение – противоречат истине. Поэтому в самообразовании лучше обратиться к российскому каналу РБК, где учебная информация дается системно и качественно. В то же время, без знаний, изложенных в этой книге, все представления о финансах и других сущностях экономики остаются неполными и ущербными. Критика представлений о финансах и задачи учебного курса. Финансы в архитектуре экономической теории.Финансы часто ассоциируют, путают с деньгами. Виной тому – отсутствие надлежащей определенности этой сущности во всех учебниках и словарях. Утверждая, что "финансы – это не деньги", большинство авторов в качестве формулировки предлагают считать, что это "экономические отношения по распределению дохода и созданию фондов денежных средств"... к этому часто добавляется характеристика фондов как "централизованных и децентрализованных"... Критическое рассмотрение этой "формулы" показывает её несостоятельность. Во-первых, не определены "экономические отношения" - что это, каковы характеристики; во-вторых, не определено понятие "дохода" - что это такое, какова его природа; в-третьих, не определено содержание "фондов денежных средств" - что это, деньги и денежные средства – не одно и то же, и что такое "фонды", и как эти три термина увязаны, если "финансы – это не деньги"- см.выше... Как можно вообще физически, образно представить себе содержание этой "формулировки"... (представляют ли сами себе этот словесный набор его авторы?). Добавим, что если в качестве "децентрализованных" имеются в виду фонды предприятий, то это вообще противоречит бухгалтерскому учету и является нарушением закона, поскольку формирование таких фондов не предусмотрено. Неопределенность в сущности финансов и непонимание этой сущности не мешает писать толстые учебники, преподавать учебные финансовые курсы и практиковать в финансовой сфере – аналогично тому, как электрики меняют лампочки и починяют электропроводку, да и обучают новичков, без научных знаний об электричестве, законах Ома, Ампера, и о других тонкостях... Задачей нашего курса является как раз достижение наиболее полной определенности финансов – чтобы каждый усвоивший эти знания, мог с полным основанием называться финансистом, понимающим научные тонкости этой категории, способным объяснить сущность финансов перед любой аудиторией (а не только на экзамене). Причем, это знание должно быть основано не на запоминании-заучивании, но легко и логично выводиться каждый раз при обращении к экономико-финансовой сфере. Таким образом, настоящее издание компенсирует бездействие государственных образовательных органов в отношении обеспечения истинных знаний для граждан в экономической сфере, начиная с экономической теории. Экономическая теория опирается на философию и также вся пронизана диалектической двойственностью. Естественное единство противоположностей экономической теории заключено в отношении между человеком и природой в связи с выживанием, экспансией и несением человеческой миссии в окружающий мир. Так, одним из основных вопросов экономической теории является соотнесение собственности и ответственности в отношении природы, а также искусственных объектов, созданных из природного вещества. Экономическая теория абстрагируется от хозяйственной текучки и выводит изначальные-вечные постулаты учения, даёт определенность главным сущностям, выводит фундаментальные законы. Она вводит системные понятия собственности и стоимости, капитала и прибыли, денег и кредита, труда и финансов; в рамках теории доказываются законы взаимодействия стоимости и собственности, или имущества и отношений ответственности; самовозрастания стоимости, или возрастания капитала во времени; преобразования природного вещества в стоимость, или оценки природы прибылью. И если практика показывает отклонение или непонимание этих законов, то такое положение нисколько не отрицает теоретических априорных и доказательных теоретических положений, или, как заметил известный физик-теоретик: если практика не подтверждает теорию – тем хуже для практики... Это положение как нельзя лучше демонстрирует фактическое отрицание амортизационного источника восстановления капитала в российской экономической практике (см. "Финансовые механизмы"). Содержание экономической теории обеспечивает фундамент экономического знания и единообразного понимания главных сущностей, которые в реальности уже имеют место и будут дальше развиваться, действовать, исследоваться и применяться – но уже получившими истинные знания, теоретически грамотными специалистами. В архитектуре экономической теории фундаментом является капитал и явление стоимости (см.Новая экономическая теория. М.: ЛКИ, 2008). Финансы являются продуктом работы капитала в социально-политической экономике, где пересекаются интересы разных лиц по созданию искусствен-ных благ и присвоению природы – в стоимостной оболочке натуральных потребляемых продуктов-товаров. Финансовыми нитями-связями пронизаны все конструкционные элементы экономического здания государства. Если применить биологическую аналогию, то в "архитектуре дерева" корневой капитал, питаясь соками земли, "производит" древесину ствола, в теле которого возникают финансовые напряжения и распределенные токи питательной жидкости, направленные на создание "итоговых" плодов... Вся сфера экономической жизнедеятельности человека исторически и географически связана с природой естественной. Экономика есть организованное человечеством природопользование с присвоением природного естества (переработанного в искусственные блага) в собственность субъектов, имеющих политические интересы и опирающихся на право. Вся история человечества свидетельствует об этом – формированием государств с их территориальными границами, с установлением частной и общественной собственности на землю. То есть история экономики начинается с прямого природопользования и присвоения естественной природы, а потом уже распространяется и на искусство производства новых неведомых природе продуктов с эксплуатацией труда. Философские представления о месте человечества в мироздании так или иначе сказываются на экономике. Как человек-потребитель отличен от человека-миссионера, так нефилософская потребительская экономика отлична от миссионерско-вселенского осмысления общественной жизнедеятельности. Конечно, обе линии переплетаются в практической жизни – наряду с производством благ организуется наука, образование, ведутся исследования природы и космоса с использованием мощного технического инструментария. Во взаимодействии этих процессов потребляется естественная и формируется новая природа (в этом процессе каждое поколение формирует нового человека).Однако, здесь действует мощный противоположный фактор – уничтожение ценностей военными действиями в связи с противостоянием политических позиций разных стран. При рассмотрении экономических сущностей с целью придания им определенности, следует опираться на известные и усвоенные знанием сущности естественного мира, определенные в строгих научных понятиях и терминах. В этом процессе важнейшим обстоятельством является сопоставимость и соизмеримость сущностей, обитающих в разных познавательных сферах. Так, единой мерой всех сущностей может выступать энергия, поскольку любой объект создается (исторически был создан) посредством затрат энергии, количество которой можно считать "стоимостью" данного объекта; кроме того, все процессы взаимодействия объектов (тел, частиц, элементов) сопровождаются выделением либо поглощением энергии, количество которой можно считать "стоимостью" процесса, с увеличением (добавлением к) и/или с уменьшением стоимости участвующих объектов, с созданием нового объекта за счет объектов-участников. В экономике действует финансовая энергия – в неё при производстве искусственных благ преобразуются все известные виды природной энергии – это энергия труда (живого и машин) соединенная с энергией природного вещества и оцененная в деньгах (универсальной мере объектов благ и отношений в экономике). Юрий Николаевич ЛАЧИНОВ Кандидат экономических наук, профессиональный преподаватель высшей школы. Создатель ноологии и миссиологии – универсального метода познания, реализованного в книге "Универсальный учебник: Познание через определенность сущностей" (URSS, 2007). Автор новой экономической теории с фундаментом из опорных сущностей стоимости-собственности, капитала, прибыли, денег и финансов – в их определенности и взаимодействиях, описанных доказательными законами. В архитектуре этой теории и в экономической практике особая роль отведена финансам, сущность которых становится понятной только с применением диалектики, определением их естественной природы, а также в связях этой категории с капиталом, стоимостью, деньгами, кредитом, ценными бумагами. Впервые в образовательной практике автор свел названные сущности в единый учебный комплекс – "ФИНАНСОВЫЙ УЧЕБНИК" (связав дисциплины, преподаваемые разными преподавателями по различным учебникам) на базе общей концепции экономики как природопользования. Именно в этой связи становятся понятными истоки финансовых кризисов и роль финансовых механизмов, способных в умелом управлении найти путь антикризисного развития. |