Несмотря на фантастические темпы развития науки и техники и связанные с ними глобальные изменения, в человеческой цивилизации не произошло сколько-нибудь существенных прорывов в изменении культурных, социальных и т.п. институтов обществ, резко повлиявших на традиционное поведение человека, его моральные основы и принципы. Скорее всё то новое, что является результатом развития цивилизации, только частично ассимилируется традициями, которые по своей природе имеют консервативный характер и противостоят научным достижениям, часто имеющим сомнительный характер. Поэтому актуальность исследований традиционных механизмов существования и воспроизводства культуры нисколько не уменьшается, а наоборот, постоянно возрастает. Усвоение традиционного поведения своих предков позволяет человеку существовать не только как некой биологической структуре, управляемой инстинктами, но и стать полноценной частью того социокультурного пространства, в котором он находится от момента своего рождения. Человек, выросший вне социокультурного пространства, мало чем отличается от животных, так как он не может пользоваться опытом, накопленным поколениями других людей, и овладеть речью, которая значительно расширяет знания человека об окружающем мире. Тело человека, как и тело любого другого животного, является неделимой целостностью, которая сформировалась в результате длительного развития жизни на планете, и поэтому все новые формы поведения надстраиваются над уже существующими, т.е. развитие нервной системы позволяет надстраивать над уже существующими формами поведения новые смысловые слои поведения, которые превращаются в устойчивую структуру. В монографии сделана попытка разработки языка для описания формирования механизмов, управляющих поведением тела в окружающем мире, которое формируется в результате сопряжения инстинктов и потока экологической информации, до формирования правил поведения, которые управляют и управляются знаками и смыслами, сопряженными с элементами окружающего мира и внутреннего пространства человека. К рассматриваемым механизмам, позволяющим передавать и обучаться живой традиции, относятся: подражание, игра, ритуализация, социальный и культурный ритуал и магическая практика. Несмотря на развитие речи и появление письменности, роль тела в структуре социальных и культурных отношений нисколько не уменьшается. Знаково-смысловая сложность человеческого поведения становится очевидной при встрече представителей разных культур. При таких встречах собственное поведение на фоне поведения другого превращается из привычного и знакомого в нечто искусственное и малознакомое. Общение с человеком, поведение которого было сформировано иной культурной традицией, заставляет глубже осознать собственное поведение для того, чтобы установить отношения с ним и сделать свое поведение понятным для него. Это связано с тем, что собственное поведение является привычным и автоматическим и во многом протекает без осознания значения и смысла тех или иных движений и действий, которые выполнялись тысячи и сотни тысяч раз, прежде чем они превратились в привычку и стали выполняться автоматически. Развитие знакового и смыслового мышления позволяет унаследованные от животных предков формы поведения (подражание, игра, ритуализация поведения, начальный этап формирования социального ритуала) трансформировать таким образом, что знаково-смысловая сторона такого социального и культурного поведения становится основной, и такое поведение управляется уже не инстинктами, а правилами, которые из чувственных переживаний в потоке сознания превращаются в речевые структуры и письменный текст, что делает такое поведение осмысленным и позволяет строить поведение не только в виде некой схемы, но и рефлексировать каждый шаг его построения, там самым такое поведение становится управляемым социальными и культурными знаками и смыслами и им овладеть можно только в пространстве такого опыта. Традиционное поведение рассматривается не как обезличенная схема неких социальных взаимодействий, а как структура, возникшая в результате особого биологического строения тела человека и его нервной системы, которые сопряжены с условиями существования на планете и являются результатом длительной эволюции всего живого. Этот факт говорит о том, что поведение человека не может быть каким угодно, а может формироваться только в диапазоне его биологических возможностей, с их помощью реализовываться и управляться как экологической информацией, так и инстинктами и искусственными правилами – социальными и культурными знаками и смыслами. Виктор Дмитриевич Шинкаренко Выпускник МГУ им.М.В.Ломоносова. Окончил факультет почвоведения, философский факультет и факультет вычислительной математики и кибернетики, аспирантуру факультета социологии по специальности "Социология культуры". В настоящее время является докторантом Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН). Автор трех монографий: "Нейротипология культуры" (М.: URSS, 2005), "Смысловая структура социокультурного пространства: игра, ритуал, магия" (М.: URSS, 2005), "Смысловая структура социокультурного пространства: миф и сказка" (URSS, 2005). |