URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Игра, ритуал, магия Обложка Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Игра, ритуал, магия
Id: 105414
604 р.

Смысловая структура социокультурного пространства:
Игра, ритуал, магия. Изд. 2

2010. 232 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Социальное и культурное поведение человека формируется как непрерывная цепь живой традиции, уходящая своими корнями в глубокую древность. В результате этого процесса такое поведение становится многослойным, так как различные слои появились и формировались не одновременно, что делает их освоение неодинаковым по сложности тех или иных задач, решаемых смысловой стороной такого поведения. К рассматриваемым механизмам относятся: подражание,... (Подробнее)


Содержание
top
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ИГРА
 1.1.Игра как предмет научных исследований
  Ф.Шиллер
  Г.Спенсер
  Игра в психофизиологических исследованиях
  К.Гросс
  Ст.Холл
  Ж.Пиаже
  Л.С.Выготский
  С.Л.Рубинштейн
  Д.Б.Эльконин
  Г.Бейтсон
  Э.Берн
  Философское осмысление игры
  Й.Хейзинга
  Р.Кайуа
  Э.Финк
  Г.Г.Гадамер
  Л.Т.Ретюнская
  Игра в социокультурном контексте исследований
  М.М.Бахтин
  Ролан Барт
  М.Маклюэн
  Ю.М.Лотман
  А.Дандес
  П.Бурдье
  Ю.М.Левада
  Т.А.Кривко-Апинян
  С.А.Кравченко
  Игра и математика
 1.2.Структура и функции игры
  Человек и игра
  Детские игры
  Мир и игра
  Самое привычное и естественное занятие
  Игры в игре
  Игра и уровни построения движений
  Состязательный характер игры
  Правила игры
  Нарушение правил игры
  Игровое пространство и время
  Моделирование реальности в игре
  Формы игровых отношений
  Игроки
  Коммуникация как механизм развития игры
  Цели в игре
  Стратегии
  Судейство в игре
  Мистицизм и магия игры
  Игровые элементы культуры
  Игра и новые стандарты жизни
  Игра и повседневность
  Игра и религия
  Игра и власть
ГЛАВА 2.РИТУАЛ
 2.1.Ритуал в общественном сознании и жизни общества
  Биологические корни ритуала
  Н.Тинберген
  Кондрат Лоренц
  Социокультурные исследования ритуала
  Робертсон Смит
  А.Ван Геннеп
  Э.Дюркгейм
  Мирча Элиаде
  Б.Малиновский
  А.Рэдклифф-Браун
  Х.Ортега-и-Гассет
  Р.Генон
  Э.Берн
  В.Буркерт
  К.Леви-Строс
  Э.Лич
  В.Тэрнер
  М.Дуглас
  В.Н.Топоров
  А.К.Байбурин
 2.2.Ритуал в структуре общества
  Происхождение ритуала
  Стадии развития ритуала
  Тело в ритуале
  Происхождение элементарного социального ритуала
  Смысловая структура ритуала
  Элементарные социальные ритуалы
  Регулирование социальной структуры общества
  Культурный ритуал
  Правила ритуала
  Нарушение правил ритуала
  Пространство и время в ритуале
  Ритуал и игра
  Ритуал и власть
ГЛАВА 3.МАГИЯ
 3.1.Магическое сознание и восприятие мира
  Магия как предмет научных исследований
  Г.Спенсер
  Э.Тайлор
  Дж.Фрэзер
  Марсель Мосс
  Роберт Маретт
  А.Ван Геннеп
  Б.Малиновский
  Э.Э.Эванс-Причард
  А.П.Элькин
  К.Леви-Строс
  В.Тэрнер
  Э.Лич
  Р.Фирт
  С.А.Токарев
  Теория и практика магии глазами самих магов
  Алистер Кроули
  Д.М.Крэг
  Карлос Кастанеда
  Даосская алхимия
 3.2.Магия как способ познания и управления миром
  Магическое устройство мира
  Психобиологические основы магического мышления
  Магия и религия
  Происхождение и развитие магии
  Правила магии
  Жертва
  Элементарные ритуалы в магии и религии
  Табу
  Ритуальная магия и происхождение работы
  Магия в структуре общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
top

Несмотря на фантастические темпы развития науки и техники и связанные с ними глобальные изменения, в человеческой цивилизации не произошло сколько-нибудь существенных прорывов в изменении культурных, социальных и т.п. институтов обществ, резко повлиявших на традиционное поведение человека, его моральные основы и принципы. Скорее всё то новое, что является результатом развития цивилизации, только частично ассимилируется традициями, которые по своей природе имеют консервативный характер и противостоят научным достижениям, часто имеющим сомнительный характер. Поэтому актуальность исследований традиционных механизмов существования и воспроизводства культуры нисколько не уменьшается, а наоборот, постоянно возрастает. Усвоение традиционного поведения своих предков позволяет человеку существовать не только как некой биологической структуре, управляемой инстинктами, но и стать полноценной частью того социокультурного пространства, в котором он находится от момента своего рождения. Человек, выросший вне социокультурного пространства, мало чем отличается от животных, так как он не может пользоваться опытом, накопленным поколениями других людей, и овладеть речью, которая значительно расширяет знания человека об окружающем мире.

Тело человека, как и тело любого другого животного, является неделимой целостностью, которая сформировалась в результате длительного развития жизни на планете, и поэтому все новые формы поведения надстраиваются над уже существующими, т.е. развитие нервной системы позволяет надстраивать над уже существующими формами поведения новые смысловые слои поведения, которые превращаются в устойчивую структуру. В монографии сделана попытка разработки языка для описания формирования механизмов, управляющих поведением тела в окружающем мире, которое формируется в результате сопряжения инстинктов и потока экологической информации, до формирования правил поведения, которые управляют и управляются знаками и смыслами, сопряженными с элементами окружающего мира и внутреннего пространства человека. К рассматриваемым механизмам, позволяющим передавать и обучаться живой традиции, относятся: подражание, игра, ритуализация, социальный и культурный ритуал и магическая практика. Несмотря на развитие речи и появление письменности, роль тела в структуре социальных и культурных отношений нисколько не уменьшается.

Знаково-смысловая сложность человеческого поведения становится очевидной при встрече представителей разных культур. При таких встречах собственное поведение на фоне поведения другого превращается из привычного и знакомого в нечто искусственное и малознакомое. Общение с человеком, поведение которого было сформировано иной культурной традицией, заставляет глубже осознать собственное поведение для того, чтобы установить отношения с ним и сделать свое поведение понятным для него. Это связано с тем, что собственное поведение является привычным и автоматическим и во многом протекает без осознания значения и смысла тех или иных движений и действий, которые выполнялись тысячи и сотни тысяч раз, прежде чем они превратились в привычку и стали выполняться автоматически. Развитие знакового и смыслового мышления позволяет унаследованные от животных предков формы поведения (подражание, игра, ритуализация поведения, начальный этап формирования социального ритуала) трансформировать таким образом, что знаково-смысловая сторона такого социального и культурного поведения становится основной, и такое поведение управляется уже не инстинктами, а правилами, которые из чувственных переживаний в потоке сознания превращаются в речевые структуры и письменный текст, что делает такое поведение осмысленным и позволяет строить поведение не только в виде некой схемы, но и рефлексировать каждый шаг его построения, там самым такое поведение становится управляемым социальными и культурными знаками и смыслами и им овладеть можно только в пространстве такого опыта.

Традиционное поведение рассматривается не как обезличенная схема неких социальных взаимодействий, а как структура, возникшая в результате особого биологического строения тела человека и его нервной системы, которые сопряжены с условиями существования на планете и являются результатом длительной эволюции всего живого. Этот факт говорит о том, что поведение человека не может быть каким угодно, а может формироваться только в диапазоне его биологических возможностей, с их помощью реализовываться и управляться как экологической информацией, так и инстинктами и искусственными правилами – социальными и культурными знаками и смыслами.


Об авторе
top

Виктор Дмитриевич Шинкаренко

Выпускник МГУ им.М.В.Ломоносова. Окончил факультет почвоведения, философский факультет и факультет вычислительной математики и кибернетики, аспирантуру факультета социологии по специальности "Социология культуры". В настоящее время является докторантом Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН).

Автор трех монографий: "Нейротипология культуры" (М.: URSS, 2005), "Смысловая структура социокультурного пространства: игра, ритуал, магия" (М.: URSS, 2005), "Смысловая структура социокультурного пространства: миф и сказка" (URSS, 2005).