В условиях развертывания общемировых процессов глобализации и формирования экономики знаний, становления в России рыночных отношений и федерализма, в связи с осуществлением мирового экономического кризиса, обострением социально-экономических и экологических проблем на фоне усиления самостоятельности регионов страны в планировании и осуществлении собственной социально-экономической политики важное значение приобретает региональный менеджмент, ориентированный на реализацию модели инновационного и устойчивого развития. Подобная модель характеризует такое социально-экономическое развитие региона, которое было бы ориентировано на обеспечение не противоречащего эволюции биосферы экономического роста путем создания условий для функционирования в регионе высокотехнологичного и ресурсосберегающего промышленного производства (на основе расширения рынка инноваций, формирования и совершенствования инновационной инфраструктуры и инновационной бизнес-среды). Последнее, в свою очередь, предполагает выявление факторов, ограничений, механизмов и элементов инновационного развития, способных обеспечить формирование в регионе экономики знаний на основе повышения научно-технического потенциала, что, в то же время, должно способствовать гармонизации эколого-экономического взаимодействия. Учитывая сказанное, монография включает четыре главы. В первой главе "Теоретические основы регионального управления и развития" охарактеризовано разнообразие целей современного управления регионом, исходя из различия трактовок самого смыслообразующего понятия "регион". Показано, что управление региональным развитием осуществляется в соответствующем экономическом пространстве, важнейшими характеристиками которого выступают: целостность и единство; институциональная среда; связанность; плотность (концентрация) и равномерность распределения ресурсов. Важнейшей составляющей экономического пространства в условиях формированиях экономики знаний становится инновационное пространство региона, включающее, прежде всего, его инновационную сферу и региональную инновационную систему. В целях обеспечения эффективного формирования, функционирования и совершенствования инновационной составляющей регионального развития управление им должно базироваться на определенных принципах, которые, в свою очередь, должны соответствовать принципам социально-экономического развития региона исходя из поставленных целей и задач. Причем, учитывая сложный, многоаспектный характер современного развития регионов России в условиях изменяющейся социально-экономической ситуации (обусловленной как процессом глобализации, так и внутренними трансформациями, присущими на данном этапе российскому обществу), возникают новые цели и задачи региональной экономической политики, важнейшим ориентиром которой становится активизация инновационного процесса в регионе в целях повышения уровня жизни населения и качества окружающей природной среды путем внедрения разнообразных новшеств. Для повышения эффективности региональной политики необходим непрерывный мониторинг социально-экономической системы региона, поскольку оценочные механизмы предопределяют качество управленческих решений на основе обеспечения возможности выявлять эффективность использования региональных ресурсов для достижения поставленных целей. В России используются различные методологические подходы к оценке уровня социально-экономического развития регионов (статистический, комплексный, гуманистический, оценка экономического потенциала регионов, их конкурентоспособности и др.), что, однако не способствует обеспечению необходимой сопоставимости и прозрачности данных о результатах регионального развития существенно отличающихся по показателям социально-экономического и научно-технического потенциала регионов страны. Во второй главе монографии "Инновационное развитие региона: проблемы и перспективы" проанализированы существующие в Российской Федерации общие для всех ее субъектов социально-экономические проблемы, связанные с рыночными преобразованиями в стране, с трансформацией индустриальной экономики в инновационную, а также с кризисными явлениями в мировом сообществе. В связи с этим формирование экономики, основанной на знаниях, в регионах страны пока испытывает существенные трудности, предполагая, в то же время, возникновение таких новых тенденций в региональном развитии, как: рост инвестиций в наукоемкие отрасли экономики; расширение предпринимательского сектора в высокотехнологичной сфере; развитие рынков инновационной продукции и др. Все это требует соответствующего изменения подходов к управлению регионом, которое должно осуществляться, прежде всего, на основе формирования и совершенствования региональной инновационной системы с ее инновационной инфраструктурой, обеспечивающей возможность эффективного использования имеющегося в регионе научно-технического потенциала. Такая система должна быть создана в рамках реализации специфической региональной модели инновационного развития – как желаемого образа, ориентира функционирования социально-экономической системы региона с опорой на приоритетное развитие наукоемких отраслей на основе изменения характера используемых ресурсов (с энерго-сырьевой направленности на информационно-интеллектуальную). В третьей главе монографии "Региональный менеджмент: традиции и инновации" обобщены общепринятые методы управления регионом, раскрыты особенности их применения в современных условиях и выделены инновационные методы регионального менеджмента, позволяющие обеспечить экономию затрат при реализации стратегий и программ социально-экономического развития, учет изменений состояния как внешней, так и внутренней среды региона, максимальное достижение поставленных целей регионального развития. Применение новых методов регионального управления призвано, в частности, обеспечить повышение конкурентоспособности регионов, конструирование ее институциональных условий в формирующемся инновационном пространстве. Это обусловлено существенными изменениями в положении регионов России: в процессе рыночных преобразований они начи- нают выступать в качестве особых субъектов экономических отношений, вступающих в конкурентную борьбу на национальном и международном рынках. И одним из способов решения проблемы повышения региональной конкурентоспособности выступает совершенствование нормативно-правового регулирования регионального развития, которое должно предусматривать большую самостоятельность региональных органов власти в осуществлении законотворческих и законодательных функций. Кроме того, в целях повышения конкурентоспособности регионов России и обеспечения перспектив реализации модели инновационного и устойчивого развития необходимо предусмотреть концентрацию регионального экономического (и, прежде всего, научно-технического) потенциала на приоритетных направлениях науки, техники и критических технологий, способных обеспечить "инновационный прорыв" страны в целом и ее отдельных регионов как в направлении достижения достойных (лидирующих) позиций в мировой экономической системе, так и в направлении формирования устойчивости региональной системы "человек-общество (экономика)-природа". Причем выбор приоритетных направлений регионального развития наиболее эффективно может быть осуществлен с помощью форсайта – так называемого метода "активного управления будущим", инновационного инструмента долгосрочного прогнозирования социально-экономического и научно-технического развития, предполагающего участие всех субъектов происходящих в регионе производственно-хозяйственных процессов. В четвертой главе монографии "Управление устойчивым развитием региона" обобщено понятие такого развития (приобретшее в современных условиях смысл не просто поступательного, а гармоничного – ноосферного и коэволюционного – эколого-социально-экономического развития регионов, основанного на приоритетном внедрении эко-инноваций), показана роль регионов, как активных участников любых трансформаций в федеративном государстве, в процессе перехода к устойчивому и инновационному развитию. Дано понятие научно-технического потенциала региона в рамках концепции устойчивого развития, охарактеризованы его структура, особенности формирования и методы мониторинга (система индикаторов) с позиций обеспечения устойчивости региональной экономики. Выявлены условия, благоприятные и негативные факторы формирования в регионах России инновационной и устойчивой экономики. Анна Витальевна ЗОЛОТУХИНА Кандидат философских наук, докторант кафедры управления инновациями
и инвестициями Башкирской академии государственной службы и управления
при Президенте Республики Башкортостан (БАГСУ). Автор более 40 научных
публикаций, в том числе двух монографий; соавтор трех учебных пособий.
Область научных интересов: проблемы устойчивого и инновационного развития
региональной экономики, формирования и использования научно-технического
потенциала региона. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||