|
КОММЕНТАРИЙ К ПОРФИРИЮ (пер. Т. Ю. Бородай)... * 5 КАКИМ ОБРАЗОМ ТРОИЦА ЕСТЬ ЕДИНЫЙ БОГ, А НЕ ТРИ БОЖЕСТВА (пер. Т. Ю. Бородай)............ 145 МОГУТ ЛИ «ОТЕЦ», «СЫН» И «СВЯТОЙ ДУХ» СКАЗЫВАТЬСЯ О БОЖЕСТВЕ СУБСТАНЦИАЛЬНО (пер, Г. Г. Майорова)... 158 КАКИМ ОБРАЗОМ СУБСТАНЦИИ МОГУТ БЫТЬ БЛАГИМИ, В СИЛУ ТОГО, ЧТО ОНИ СУЩЕСТВУЮТ, НЕ БУДУЧИ БЛАГАМИ СУБСТАНЦИАЛЬНЫМИ (пер. Т. Ю. Бородай)....... 161 ПРОТИВ ЕВТИХИЯ И НЕСТОРИЯ (пер. Т. Ю. Бородай).... 167 УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ (пер. В. И. Уколоаой и М. Н. Цейтлина)....................... 190 ПРИМЕЧАНИЯ, ; i f, 291 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.,..,............ 313 Майоров Г. Г. СУДЬБА И ДЕЛО БОЭЦИЯ........ 315 Жизнь Боэция.................. 320 Наследие Боэция................. 334 1. Квадривиум..... 336 2. Диалектика.................. 345 3. Теологические трактаты............. 374 4. «Золотая книга»...........*..,. 391
Боэций Аниций Манлий Торкват Северин Аниций Манлий Торкват Северин БОЭЦИЙ
(около 480–526) Выдающийся римский философ и государственный деятель. Родился в Риме, в аристократической семье. Рано лишился отца и был взят на воспитание знатным патрицием Симмахом, при содействии которого получил превосходное образование. Очень рано приступил к систематической литературной и научно-философской деятельности и вскоре приобрел признание и славу универсального ученого. Рано начал политическую карьеру, став сенатором, а в 510 г. — консулом. В 512 г. впервые углубился в богословскую проблематику, результатом чего были написанные в 519–523 гг. теологические трактаты. В 522 г. был назначен королем Теодорихом на высший пост в остготском государстве в Италии — пост «магистра всех служб», то есть первого министра. В 523 г., всего через год-полтора после своего назначения на высший пост, был обвинен в причастности к заговору, осужден и казнен. Литературное наследие Боэция включает в себя учебные руководства по «свободным наукам», сочинения по логике (включая переводы, комментарии и трактаты), теологические работы. В тюрьме он написал свое последнее и самое знаменитое произведение — «Утешение Философией», в котором затрагиваются многие метафизические и этические проблемы: природа Бога, предопределение и судьба, свобода воли и происхождение Вселенной. В Средние века оно было чуть ли не самым известным и популярным философским произведением, которое читали государственные деятели, поэты, теологи и философы; это сочинение Боэция перелагалось в прозе и стихах почти на все народные языки Западной Европы. |