URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Бугера В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше Обложка Бугера В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше
Id: 102337
491 руб. 449 р.

Социальная сущность и роль философии Ницше Изд. 2

2010. 168 с.
Газетная пухлая бумага
Внимание: АКЦИЯ! Только по 06.02.25!

Аннотация

В книге анализируется социальная сущность философии Ницше и та общественно-политическая роль, которую ницшеанство играло и продолжает играть в истории человечества. В частности, исследуется преемственная связь между философией Ницше и идеологией германского нацизма, а также современных русских и украинских фашистов. На обширной базе фактических данных доказывается органический, глубинный характер этой связи, родство мировоззрения Ницше и... (Подробнее)


Оглавление
top
1Ницше о себе
  1.Философия Ницше – философия господ
  2.Социальная мифология Ницше. Его расизм и антисемитизм
  3.Ницше настоящий и Ницше выдуманный
  4.Резюме философии Ницше
2На кого и как повлиял Ницше
  1.Влияние ницшеанства на идеологию нацизма
  2.Идеология других разновидностей европейского фашизма первой половины XX века и ницшеанство
  3.На кого еще влиял Ницше
  4.Влияние ницшеанства на взгляды современных фашистов
3Классовый характер философии Ницше
  1.Ницшеанство – философия монополистической буржуазии
  2.Причины популярности ницшеанства среди гуманитарной интеллигенции
Заключение
Приложения
  1.Любимый враг Фридрих Ницше с точки зрения революционного большевизма
  2.Выдержки из интервью, взятого у В.Бугеры Д.Фьюче, администратором сайта www.nietzsche.ru
Литература

Заключение
top

Подведем итоги нашего исследования. Определяя социальную сущность философии Ницше, мы пришли к выводу, что она является философией монополистического капитала, последовательно выражающей самые общие и существенные интересы его владельцев. Философия Ницше стала теоретической основой идеологии большинства крайне правых и фашистских организаций и движений в мире, а также сыграла большую роль в творчестве ряда фашиствующих философов и деятелей искусства разных стран. Здесь она сыграла социальную роль, адекватную своей социальной сущности.

В то же время она использовалась многими политическими идеологами, философами и деятелями искусства неадекватно своей социальной сущности (т.е. играла социальную роль, неадекватную последней) – главным образом для обоснования таких тенденций в политике, философии и искусстве (индивидуалистических, либеральных, анархических и пр.), которые либо непоследовательно выражают самые общие и существенные (коренные) интересы монополистической буржуазии, либо вообще выражают коренные интересы переходных, "средних" классов.

Причиной тому послужило прежде всего элитарное самосознание гуманитарной интеллигенции XX века, очень обостренное в силу ее специфического социального положения и делающее крайний элитаризм Ницше очень привлекательным для этой части "средних слоев" общества (делающее это, разумеется, главным образом в тех капиталистических странах, где работы Ницше доступны читающей публике).

При таком неадекватном использовании ницшеанство подвергалось – и по сей день подвергается – интерпретациям, искажающим его подлинный облик, так что одной из актуальных задач современных исследователей является разоблачение мифов и легенд, заслоняющих истинный облик ницшевской философии.


Выдержки из интервью, взятого у В.Бугеры Д.Фьюче, администратором сайта www.nietzsche.ru
top

...Шпенглер говорит и то, что социализм – это власть, власть и власть. Однако я предлагаю четко различать социализм как стадию развития общества и социалистическую идеологию, провозглашающую устремление к этому обществу. Социализм как форма устройства общества, безотносительно к его возможности, – это безвластное общество, к которому также приложим термин "анархия". А вот социалистическая доктрина действительно может быть орудием власти меньшинства над большинством: в доктрине утверждается дорога к бесклассовости, а между тем вожаки, поводыри по этой "дороге" вовсю укрепляют свою власть, как это происходило, например, в Советском Союзе.

...Геббельс говорил: "Когда я слышу слово "культура", мне хочется хвататься за пистолет". Могу ответить так: "Когда я слышу слова "общечеловеческие ценности", мне хочется бежать к унитазу. Меня тошнит". За что я люблю Ницше, за что он мой "очень любимый враг", так это за то, что... он очень хорошо понимал, какая суть "лажа" вот эти вот "общечеловеческие ценности", и за то, что он (чуть другими словами, чем марксисты) ясно и сознательно проводил ту мысль, что всюду нужно делить на классы. Замена классов "расой господ" и "расой рабов" дела не меняет.

...У одного китайского сатирика 30Нх гг., Чжан Тянь-и, который был коммунистом, есть хорошая книжка, содержащая глубокую философскую сатиру на современное капиталистическое общество, выраженную очень скупыми сатирическими средствами. Этот, на первый взгляд поверхностный, памфлет можно неоднократно перечитывать, все время открывая новые стороны. Его автор как раз из тех великих и неизвестных философов, которых на самом деле весьма много, хотя мы в большинстве случаев и не подозреваем об их величии. И вот он, скупо и мимоходом, выражает ту мысль, что одним из мощнейших орудий сохранения классового общества и существующей в нем иерархии является установка на карабканье людей из низов наверх.

То есть до тех пор, пока будет существовать воля к власти, пока будет развиваться стремление у представителей низов самореализоваться, сделав карьеру в рамках существующей системы (не меняя ее), и пока будут для этого предоставляться реальные возможности, до тех пор Система и Иерархия незыблема. Именно поэтому был незыблем сталинизм во времена жизни Сталина и некоторое время позже, несмотря на те потрясения, которые ему пришлось выдержать, несмотря на всю враждебность окружающего мира и на миллионы внутренних жертв. Сами репрессии открывали возможности для инициативных людей к самореализации в рамках сталинской системы, а сколько бы массы ни бунтовали – их вожди как пылесосом высасывались этой системой наверх. Фашизм был такой же высочайше стабильной системой, которую смогли уничтожить только внешние, но никак не внутренние враги.

Думаю, что Ницше очень полюбил бы сталинизм или фашизм. В свой либеральный период, в "Человеческом, слишком человеческом", он писал, что если бы возникло такое общество, в котором все достойные индивиды снизу перемещаются наверх, а недостойные сверху вниз, то оно было бы настолько идеальным, что дальше открывался бы простор лишь для совершенно непредставимых желаний. Продолжая мысль Ницше, если бы такое общество возникло, то осталось бы сказать: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" – все основное было бы достигнуто. Сталинизм и был, хоть и на короткое время, но именно таким обществом. А еще Ницше полюбил бы Сталина так же, как он любил Наполеона, ибо последний был для Франции начала XIX в. таким же Сталиным. Ницше вообще любил таких деятелей, которые являлись из революций, становились новыми владыками и клали конец этой самой революции. В этом же смысле компания Дугина и национал-большевиков есть компания подлинных ницшеанцев.

Все это я говорю к тому, что хотя в своих работах я подчеркиваю противоположность либералов (как неистинных ницшеанцев) и фашистов (как истинных ницшеанцев), но если взглянуть глубже... между этими противоположностями появилось очень глубокое сродство.

Что это за сродство? В XX в. либералы утратили те остатки своей революционности, те родимые пятна, указывающие на их происхождение из низов, из бунтующих рабов, которые были у них в XIX в. Либеральная идеология, идеология "общечеловеческих ценностей", стала стопроцентным орудием власти меньшинства над большинством, стала средством внушить массам мысль, что они могут реализоваться в этом обществе, пройдя по всем его ступенькам и развивая в себе волю к власти. Почему так произошло? Исключительно по социальным причинам, исключающим всякий субъективный момент. Общество XX–XXI вв. в любой своей модификации тоталитарно, авторитарные отношения в нем всегда преобладают, а наличие парламентаризма, многопартийности, избирательных кампаний ничего не меняют. Технологии власти доведены до такого совершенства, что демократия стала чистой фикцией, красивым фасадом для обмана масс. Демократия стала формой власти элиты – это очевидно.

И поэтому либералы постепенно превращаются из неадекватных в адекватных ницшеанцев – поборников иерархического, тоталитарного общества. Фашисты в этом смысле лишь менее лицемерны, ибо более открыто заявляют о своих устремлениях, более открыто проводят в жизнь ницшевские идеи.

Ницше писал предельно честно и... открыто указывал господам, что массы обманывать вовсе незазорно, если это необходимо в интересах власти. Либералы именно это и делают. Однако они отличаются от фашистов тем, что большинству из них (кроме либеральной верхушки – отличающейся от фашистов прежде всего куда как большим лицемерием, проявляющимся в использовании демократических побрякушек для укрепления тоталитарной власти меньшинства – и их спонсоров) свойственно обманывать прежде всего самих себя (потому они легко обманывают и других), свойственно действительно верить, что за "общечеловеческими ценностями" лежит какое-то "благо для всех".


Выдержки из рецензий
top

В монографии раскрыт характер философии Ницше как общественного явления, ее социальной сущности и роли, сыгранной ею в новейшей истории человечества. На основе богатой фактической базы автор исследовал общественный характер философского учения Ницше и разнообразных политических идеологий, выросших из этого учения или так или иначе подвергшихся его воздействию. В частности, исследован и раскрыт вопрос о связи идеологии современного фашизма с ницшеанством, что придает особую актуальность данной монографии.

Идеи, выдвигаемые автором, характеризуются теоретической ценностью и научной новизной.

Книга может быть полезна не только профессиональным философам и политологам, но вообще всем, кто интересуется теми актуальными проблемами, которые рассматриваются в рамках соответствующих наук.

Доктор исторических наук, профессор кафедры философии МФТИ Ю.И.Семенов


Монография представляет собой анализ философии Ницше как общественного явления, ее социальной сущности и роли, сыгранной ею в новейшей истории человечества. На богатом фактическом материале автор исследовал социальный характер философского учения Фридриха Ницше и многообразных политических идеологий, выросших из этого учения или так или иначе подвергшихся его влиянию. В частности, глубоко изучен вопрос о связи идеологии современного фашизма с ницшеанством, а также дана критика неадекватной интерпретации учения Ницше современными "левыми" ницшеанцами, что придает особую актуальность монографии В.Е.Бугеры.

Благодаря популярному изложению, характер которого приближается к публицистическому, книга может быть полезна не только профессиональным философам и политологам, но вообще всем, кто интересуется теми актуальными проблемами, которые рассматриваются в рамках соответствующих наук.

Зав. кафедрой философии РХТУ им.Д.И.Менделеева, доктор философских наук, профессор. В.И.Метлов