I. Народное хозяйство.-Понятiе о хозяйстве гораздо древнее, чемъ понятiе о народномъ хозяйстве. Со времени греческихъ философовъ домашнее хозяйство семьи, связанный съ нимъ меновой и денежный оборотъ, а также и хозяйство целыхъ общинъ, обращаютъ на себя вниманiе, какъ особые предметы, достойные спецiальнаго разсмотренiя; культурные народы, на которыхъ простиралось влiянiе этихъ философовъ, вопросы, связываемые съ этимъ разсмотренiемъ, объединили и отличили отъ другихъ подъ именемъ хозяйственныхъ или экономическихъ. Домоводство и прiобретенiя семьи и городской общины составляли средоточiе представленiй. которыя выделяли какъ хозяйственныя. Техническiе способы, употребляемые людьми для прiобретенiя средствъ питанiя, одеянiя, постройки жилищъ, хотя и входили въ это понятiе, однако отступали на заднiй планъ передъ соцiальной организацией порядка отношенiй, у становляемаго семьей и общиной, рынкомъ и оборотомъ. По скольку мы имеемъ сведенiя объ экономическимъ изследованiяхъ древности, они относятся къ нравственной и политической стороне хозяйственныхъ отношенiй Немецкiя слова: Wirth "хозяинъ", Wirtschaft – "хозяйство", означали первоначально хозяина дома, домашнее хозяйство, подобно тому какъ слово экономiя происходитъ отъ греч. домъ. Wirt есть прежде всего Haiiswirt – "хозяинъ дома", Landwirt – "сельскiй хозяинъ", Gastwirt – "хозяинъ гостинницы". Мы можемъ, поэтому, определить хозяйство этого времени, какъ совокупность или замкнутый кругъ техъ средствъ, которыя одно или нисколько совместно живущихъ лидъ создали при посредстве своего труда, воздействiя на внешнiй матерiальный мiръ и менового оборота въ интересахъ обезпеченiя себе содержанiя, и техъ отношенiй, въ которыя они вступали ради этой цели прежде всего и главнымъ образомъ другъ съ другомъ, а затемъ и съ третьими, посторонними лицами. Всякое частное хозяйство предполагаетъ другое рядомъ съ нимъ существующее, отделенное отъ него юридическими границами, но связанное племеннымъ родствомъ, общинными, государственными или международными связями, благодаря которымъ одни изъ этихъ хозяйствъ входятъ въ более близкiя, другiя въ более отдаленныя отношенiя другъ съ другомъ черезъ посредство общаго труда обмена благъ и услугъ. Покоющееся всецело на своихъ собственныхъ силахъ и направленное на удовлетворенiе только собственныхъ потребностей, а не потребностей рынка, домашнее хозяйство древнихъ временъ стояло въ связи съ хозяйствомъ своихъ соседей только по стольку, по скольку односельчанамъ и соплеменникамъ приходилось действовать совместно при обработке общаго поля, постройкахъ, защите, кочевыхъ передвиженiяхъ и походахъ за добычей. Более позднее крестьянское хозяйство, какъ и хозяйство древняго городского торговца и ремесленника, знаетъ уже сверхъ этой связи и отношенiя местнаго менового и рыночнаго оборота. Однако здесь еще нетъ речи о народномъ хозяйстве. Меновой оборотъ остается и фактически, и въ силу своей политико-юридической организацiи по преимуществу местнымъ. Развивавшiяся хозяйственныя учрежденiя общинъ и государства лишь позднее сосредоточиваютъ на себе вниманiе. Великiя имперiи древности, даже римская, оставались союзами городскихъ общинъ или военными диктатурами надъ большимъ количествомъ таковыхъ. Въ теченiе всехъ среднихъ вековъ хозяйство общинъ, деревень, городовъ и округовъ, – въ смысле определеннаго состава или соединенiя того или иного числа совместно живущихъ, связанныхъ между собою соседствомъ и обменомъ домашнихъ хозяйствъ, – делаетъ также не особенно значительные шаги впередъ, даже тамъ, где языкъ, военный, церковный и политически строй создали уже между ними несколько большую общность интересовъ, а торговля установила и более широкiя связи. Только въ государствахъ, начинающихъ создаваться съ конца среднихъ вековъ, а главнымъ образомъ въ вполне сложившихся великихъ нацiональныхъ государствахъ настоящаго времени сделалось заметнымъ образованiе того, что мы называемъ народнымъ хозяйствомъ. Подобно языкамъ и литературе, военной, финансовой, полицейской и государственной организацiи, и современное народное хозяйство является причиной и следствiемъ образованiя этихъ государствъ. Когда говорятъ о политической экономiи, то вместе съ этимъ представляютъ себе именно экономическую сторону образованiя этихъ большихъ государствъ. Генiй языка выразилъ здесь, какъ это часто случается, смыслъ понятiя гораздо лучше, чемъ это делаетъ часто ученая мудрость, создавая новыя выражения. Предпосылая слово народъ слову хозяйство, языкъ словомъ "народное хозяйство" создаетъ столько-же собирательное, сколько и индивидуальное понятiе. Будучи выраженiемъ, указывающимъ на совокупность отдельныхъ хозяйствъ, онъ даетъ вместе съ темъ и идею о томъ, что эти хозяйства стоятъ между собою въ связи, и что они, подобно семье, общине, государству, могутъ и должны быть понимаемы, какъ реальное целое. Слово народъ употребляется при этомъ съ одной стороны въ значенiи совокупности представленiй о той связи, которая соединяетъ отдельныхъ членовъ народа въ смысле нацiи, а съ другой какъ выраженiе, заменяющее обозначенiе всякаго рода внутреннихъ, психоморальныхъ союзовъ людей. Говоря о народномъ хозяйстве, стремятся обособить общественную сторону хозяйственныхъ явленiй и сделать ее главнымъ пред метомъ своего вниманiя, отодвинувъ на заднiй пданъ техническую и семейно-хозяйственную сторону. Слово отличаетъ также две стороны и въ области политическихъ и общественныхъ явленiй и обращаетъ вниманiе лишь на одну изъ нихъ, хозяйственную. Въ Германiи для обозначенiя этой стороны предмета употребляли прежде выраженiе государственное хозяйство Staatswirthschaft, но его совершенно справедливо заменили нотомъ словами народное хозяйство – Volkswirthschaft, такъ какъ выраженiе государственное хозяйство могло подать поводъ къ побочной мысли о томъ, будто-бы въ задачу государственной власти входитъ руководство всеми хозяйственными действiями гражданъ даннаго государства. Вытекающее изъ словъ "народное хозяйство" указанiе на то, что народъ ведетъ хозяйство, какъ отдельный субъектъ, также подало поводъ къ некоторымъ ложнымъ толкованiямъ и возраженiямъ. Последнiя, однако, легко устранить, если обращать вниманiе на правильный смыслъ словъ и основное ядро связанныхъ съ ними представленiй. Подъ народомь мы понимаемъ совокупность множества лицъ, соединенныхъ на почве языка, происхожденiя, обычаевъ и нравовъ, по большей части также на почве права и церкви, исторiи и государственного устройства, и стоящихъ въ тысячи-миллiоны разъ более тесной связи другъ съ другомъ, чемъ съ членами другихъ народовъ. Эта связь безконечно укрепляется черезъ посредство современныхъ нацiональныхъ языковъ, литературы, современнаго школьнаго воспитанiя, печати и общественнаго мненiя. Въ то время какъ прежде сильная внутренняя психическая связь существовала только между семьями, общинами и членами племени, теперь она образовалась между членами одного народа. Единыя чувства воодушевляютъ народъ, единыя представления выступаютъ за порогъ нацiональнаго сознанiя и родятъ то, что мы называемъ единымъ народнымъ духомъ. Онъ выражается въ единыхъ обычаяхъ, стремленiяхъ и действiяхъ,- господствуетъ надъ склонностями и поступками отдельныхъ лицъ и въ области ихъ хозяйственной деятельности. Среди многочисленныхъ концентрическихъ и эксцентрическихъ круговъ психическаго единенiя людей, которое создаетъ въ духовной жизни общества единыя силы и ихъ средоточiе, кругъ, обозначаемый, нами словомъ народъ, является самымъ высшимъ и наиболее могущественнымъ. Съ нимъ рядомъ существуютъ и действуютъ и более широкiе круги, какъ напр. международный союзъ, и более тесные, которые онъ включаетъ въ себя, надъ которыми господствуетъ и которые иногда стоятъ съ нимъ въ антагонизме. Но онъ прежде всего создаетъ то основное умственное и волевое единство между своими членами, съ которымъ, говоря о народе въ высшемъ значенiи этого слова, соединяютъ представленiе объ единой, направляющей безъ всякой внешней организацiи, отчасти сознательной, отчасти безсознательной силе. Въ этомъ смысле обладаетъ единствомъ и народное хозяйство, основывающееся на психическихъ силахъ, ихъ концентрацiи и соглашенiи. Но не только на одномъ этомъ. Отдельныя хозяйства одной общины и одного округа были уже и раньше связаны между собою посредствомъ обмена и разделенiя труда, – теперь эта связь имеетъ место относительно отдельныхъ хозяйствъ целаго народа и государства. Свободный внутреннiй рынокъ для товаровъ и услугъ, свобода переселенiя, нацiональное разделенiе труда, современныя средства сообщенiя связываютъ теперь отдельныя хозяйства одного и того-же государства такимъ образомъ, какъ прежде были связаны соседскiя хозяйства. Многочисленный схожiя нити выходятъ теперь уже и изъ пределовъ государства, производя мiровое хозяйство, но оне много слабее, чемъ существующiя внутри государства. Народное хозяйство теперь-все еще основной видъ хозяйственной деятельности. Образуется-ли въ позднейшiя столетiя мiровое хозяйство, это еще пока вопросъ; когда это произойдетъ, можетъ быть, изменится и словоупотребленiе. Къ свободному единенiю члены одного и того-же государства при помощи разделенiя труда и оборота, присоединяется также единенiе юридическое и организацiонное, выражающееся въ единомъ хозяйственномъ праве и государственныхъ экономическихъ учрежденiяхъ. Единая торговая, промышленная и поземельная политика, единое податное таможенное и финансовое устройство, государственная денежная и кредитная система, организация государственныхъ и общинныхъ займовъ, государственныя, военныя, школьныя, воспитательныя учрежденiя и призренiе бедныхъ, государственные пути сообщенiя въ виде железныхъ дорогъ, каналовъ, пароходныхъ рейсовъ, государственныя колонiи и международные договоры – все эти учрежденiя господствуютъ теперь надъ отдельными хозяйствами въ такой степени, какъ никогда раньше, и делаютъ изъ нихъ зависимыхъ членовъ "народнаго хозяйства". Такимъ образомъ мы можемъ определить народное хозяйство, какъ совокупность связанныхъ между собою внутреннимъ единствомъ отдельныхъ хозяйства даннаго государства, включая сюда и финансовое хозяйство самого государства, – хозяйствъ, которыя отчасти стоятъ рядомъ другъ съ другомъ, отчасти занимаюсь господствующее, а иногда и руководящее положенiе по отношенiю другъ къ другу. Мы понимае мъ подъ этой совокупностью единую систему сопiально-экономическихъ установленiй и учрежденiй народа, видимъ въ ней единое реальное целое, не смотря на самостоятельность частей. Она подчиняется единымъ психическимъ и матерiальнымъ причинамъ; все ея части стоятъ въ тесномъ взаимодействiи; центральные органы ея оказываютъ руководящее воздействiе на все части; наше представленiе о народномъ хозяйстве въ его целомъ объеме, не смотря на постоянный перемены въ отдельныхъ частяхъ, остается по существу неизменнымъ, и мы смотримъ на все измененiя, происходящая въ одномъ и томъ-же хозяйстве, какъ развитiе одной и той-же сущности. Шмоллер Густав Известный немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель так называемой новой (молодой) исторической школы в политической экономии. Родился в Хейльбронне, на юге Германии. В 1857–1861 гг. учился в Тюбингенском университете. Профессор университетов в Галле (с 1864 г.), Страсбурге (с 1872 г.), Берлине (с 1882 г.). Член Прусского государственного совета (с 1884 г.) и Прусской палаты господ (с 1899 г.). Один из основателей (1872) и председатель (1890–1917) «Союза социальной политики» — общества, объединяющего немецкоязычных экономистов. Член Берлинской академии наук (с 1887 г.), иностранный член-корреспондент (с 1890 г.) и иностранный почетный член (с 1901 г.) Петербургской академии наук.
Густав Шмоллер — автор многочисленных исследований по социально-экономической и политической истории Германии и других стран Западной Европы, в особенности по вопросам мелкой индустрии ремесленных корпораций, истории прусской экономической политики; ему также принадлежит ряд работ по проблемам социальной реформы и рабочего законодательства. Основываясь на идеях исторической школы, он выступил с критикой формально-дедуктивных построений классической буржуазной политэкономии. По его мнению, созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, объект которого — намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер социальных институтов, природные и другие условия, определяющие поведение экономических субъектов. Являясь активным сторонником государственного вмешательства в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики, Г. Шмоллер наметил ряд мер (целесообразное фабричное законодательство, страхование рабочих и др.), направленных на постепенное улучшение положения рабочих классов и смягчение социальной несправедливости. |
URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR
Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el presente libro se exponen un curso rápido de estiramiento facial natural y un curso intensivo de masaje puntual de la cabeza y el rostro, los cuales le ayudarán a rejuvenecer diez o más años. Durante la elaboración de los cursos, el autor tuvo en cuenta el alto grado de ocupación de las mujeres... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 80 с. (Russian). Мягкая обложка. 5.9 EUR
Коллекция забавных историй и легенд, шуточных дефиниций и остроумных высказываний химиков и о химиках. (Подробнее) URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее) |