Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость
М.Сервантес
Хорошие манеры состоят из мелких жертв
Р.Эмерсон (американский философ и поэт XIX в.)
Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми
Т.Карлейль (английский писатель, философ, историк XIX в.)
Этикет -- совесть народа
Восточная мудрость
Заговори, и я скажу, кто ты
Сократ
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям
Ж.-Ж.Руссо
Неучтивость -- не один порок, а следствие многих пороков:
пустого тщеславия,
отсутствия чувства долга,
лености,
глупости,
рассеянности,
высокомерия,
зависти
Ж.Лабрюйер (французский сатирик-моралист XVII в.)
Слово -- есть поступок
Л.Толстой
От авторов |
I. | Обращение и привлечение внимания |
II. | Приветствие |
III. | Знакомство |
IV. | Приглашение |
V. | Просьба, совет, предложение |
VI. | Согласие и отказ в ответ на просьбу и приглашение |
VII. | Согласие и несогласие с мнением собеседника |
VIII. | Извинение |
IX. | Жалоба |
X. | Утешение, сочувствие, соболезнование |
XI. | Комплимент, одобрение |
XII. | Неодобрение, упрёк |
XIII. | Поздравление, пожелание |
XIV. | Благодарность |
XV. | Прощание |
Кому нужна вежливость? Она нужна всем, и поэтому данную книгу
можно рекомендовать каждому, кто хочет овладеть нормами русского
речевого этикета: и школьнику, и студенту, и специалисту. Она
может быть использована как соотечественниками, так
и иностранцами, занимающимися русским языком. Интерес к речевому
этикету возрастает с каждым годом, что объясняется широким
коммуникативным взаимодействием людей, которое невозможно
установить и поддерживать без правил речевого этикета.
Цель настоящей книги -- служить выработке навыков речевого
поведения, для чего дается перечень выражений речевого этикета
и описываются ситуации их употребления. "Русский речевой этикет" -- многоплановый практикум, который помогает развитию
стилистически окрашенной русской речи.
Под речевым этикетом авторы понимают правила речевого поведения,
определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие правила приняты
данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми
социальными группами в зависимости от возраста, социальной
принадлежности, обстановки общения и т.д. Например:
"Здравствуйте!" -- выражение речевого этикета, принятое всем
национальным коллективом носителей русского языка; "Приветствую
вас!" -- выражение, принятое в официальной обстановке;
"Привет!" -- выражение речевого этикета, принятое
в непринужденной обстановке, в молодежной среде.
Под термином "выражение" понимается предложение или часть
предложения, закрепившиеся в употреблении. Например: Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень благодарен. Я хочу
поблагодарить вас за... .
Отбор выражений речевого этикета произведен на основании записи
устной речи носителей русского языка, проверки частотности
употребления выражений, выборки из произведений современной
художественной литературы, показаний толковых словарей, а также
комментариев в разделах о культуре речи, пособий по этикету
поведения.
Книга состоит из следующих разделов: I. Обращение и привлечение
внимания. II. Приветствие. III. Знакомство. IV. Приглашение.
V. Просьба, совет, предложение. VI. Согласие, отказ в ответ
на просьбу и приглашение. VII. Согласие и несогласие с мнением
собеседника. VIII. Извинение. IX. Жалоба. X. Утешение,
сочувствие, соболезнование. XI. Комплимент, одобрение.
XII. Неодобрение, упрек. XIII. Поздравление, пожелание.
XIV. Благодарность. XV. Прощание.
Каждый раздел состоит из следующих частей: таблиц,
иллюстративного материала, упражнений, текстов из художественной
литературы. Выражения в таблицах, выделенные шрифтом, являются
основными и предназначены для активного овладения ими.
Выражения, напечатанные обычным шрифтом, предназначены для
понимания их в тексте.
В пособии даются серии таблиц, показывающих тематически единую
группу в системных ситуативных и стилистических связях. Во всех
таблицах есть графа "Ситуация употребления и комментарии",
которая содержит стилистические пометы, описание конкретной
обстановки общения и т.д.
В качестве единиц обучения приняты реплики как части
диалогического единства в вертикальном и горизонтальном срезах
диалога, что позволяет сочетать развитие навыков диалогической
и монологической речи.
Доминирующим является диалог, позволяющий развивать навыки
спонтанной речи в полном объеме. Большое внимание уделяется
не только первой стимулирующей реплике, но и второй реплике диалога -- реплике-реакции.
Отрывки из произведений писателей, отражающие современную речь,
имеют своей целью показать употребление выражений речевого
этикета в естественном широком контексте, в живой речевой
действительности.
Пособие не претендует на полноту охвата излагаемых тем. Авторы
стремились лишь собрать выражения речевого этикета в единые
тематические группы, что может способствовать более
целеустремленной работе над речевым употреблением выражений.
Акишина Алла Александровна
Кандидат филологических наук, профессор. Филолог, лингвист, методист. Долгие годы успешно преподает русский язык иностранцам; работала в США, Японии, Испании, Корее, Монголии, Финляндии, Венгрии, Италии, Чехии и многих других странах. Известный специалист в области русского речевого этикета, языка жестов и межнациональных общений. Автор более 140 научных работ по методике и лингвистике и 30 учебников по русскому языку для иностранных учащихся, которые печатались не только в России, но и в Японии, Корее, США.
Формановская Наталья Ивановна
Доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования. Автор монографий, учебных пособий, статей, в числе которых: «Употребление русского речевого этикета» (М., 1984); «Русский речевой этикет в зеркале чешского» (соавт. П. Тучны, М.—Прага, 1986); «Русский речевой этикет в зеркале венгерского» (соавт. Э. Сепеши, М.—Будапешт, 1986); «Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения» (М., 1998); «Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход» (М., 2002); «Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст» (М., 2002); «Сложное предложение: семантико-стилистические аспекты» (М., URSS); «Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты» (М., URSS) и многие другие.