Обложка Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века: Очерки из новейшей истории раскола
Id: 236088
13.9 EUR

СТАРООБРЯДЧЕСТВО во второй половине XIX века:
Очерки из новейшей ИСТОРИИ РАСКОЛА Изд. 4, стереотип.

Старообрядчество во второй половине XIX века: Очерки из новейшей истории раскола
URSS. 280 с. (Russian). ISBN 978-5-9710-5242-5.
Белая офсетная бумага
Издание в твердом переплете и с офсетной бумагой. Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1904 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга русского историка, этнографа и публициста А.С.Пругавина (1850--1920), посвященная исследованию старообрядчества в России второй половины XIX века. В книгу вошли статьи и очерки, составленные по данным, извлеченным из местных малодоступных архивов. Автор рассматривает проблемы учета численности староверов и членов различных сект. На примере Урала выявляются общие и особенные черты жизни старообрядческого... (Подробнее)


Отъ автора
Два миллиона или же двадцать миллионов?
Уральское старообрядчество
 I. Статистика уральскаго старообрядчества
 II. Единоверцы поневоле
 III. Фиктивное православие
 IV. Расколъ растетъ
Отчего растетъ расколъ? Официальное решение вопроса
 I. Записка князя С.П.Гагарина
 II. Записка Б.В.Струве
Запросы и проявления культурной жизни въ расколе
 I. Порывы къ свету
 II. Право на образование
 III. Гуслицкия школы
 IV. Преграды и тормозы
 V. Типографии
 VI. Книжное дело въ расколе
 VII. Раскольническая литература
 VIII. Газеты
 IX. Братства
Старооорядческие архиереи въ суздальской крепости
 I. Мнимодуховныя лица
 II. Архиепископъ Аркадий и епископъ Алимпий
 III. Епископъ Кононъ
 IV. Епископъ Геннадий
 V. Арестъ
 VI. Секретный совещательный комитетъ
 VII. "Лже-попы" и "лже-монахи"
 VIII. Неудавшаяся попытка
 IX. Подъ стражею
 Х. Прошлое Геннадия
 XI. "Въ монастырь, на увещание"
 ХII. Въ крепости
 XIII. Освобождение
Старообрядческий епископъ Савватий

Отъ автора

Статьи и очерки, вошедшие въ настоящий сборникъ, были напечатаны въ разное время и въ разныхъ периодическихъ изданияхъ. Такъ, статья "Два миллиона или же двадцать миллионовъ?" была помещена въ "С.-Петербургскихъ Ведомостяхъ" за 1902 годъ; статья "Уральское старообрядчество" появилась въ газете "Голосъ" двадцать летъ тому назадъ, статья "Отчего растетъ расколъ?" была напечатана въ "Русскихъ Ведомостяхъ", 1883 года, "Запросы и проявления культурной жизни въ расколе" -- въ журнале "Русская Мысль", 1884 года, очеркъ "Старообрядческие архиереи въ Суздальской крепости" -- въ "Историческомъ Вестнике", 1883 и 1903 гг., "Старообрядческий епископъ Савватий" -- въ газете "Русский Курьеръ", 1883 г.

Раскиданныя въ разныхъ газетахъ и журналахъ на протяжении целыхъ 20-ти летъ, статьи эти, естественно, могли затеряться и ускользнуть отъ внимания лицъ, интересующихся религиозно-бытовыми движениями русскаго народа. Желая сделать эти статьи более доступными для читающей публики, мы решили собрать ихъ въ отдельномъ издании. Думаемъ, что подобное издание будетъ не безполезнымъ материаломъ въ рукахъ людей, следящихъ за духовной, религиозно-этической жизнью русскаго народа, темъ более, что почти все статьи, вошедшия въ этотъ сборникъ, составлены по даннымъ, извлеченнымъ авторомъ изъ местныхъ и притомъ очень мало доступныхъ архивовъ.

С.-Петербургъ,
12 мая 1903 г.

Об авторе
Пругавин Александр Степанович
Русский историк, этнограф, публицист, видный исследователь старообрядчества и сектантства. Родился в Архангельске, в семье смотрителя народных училищ. С 1869 г. учился в Петровской земледельческой и лесной академии в Москве; участвовал в революционных студенческих волнениях 1869 г. Привлекался в 1871 г. по «делу нечаевцев» и в том же году был выслан в Архангельскую губернию (освобожден от надзора в 1879 г.). С 1877 г. изучал старообрядчество. Знакомство с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере побудило А. С. Пругавина заняться изучением последних; результатом этого изучения стали многочисленные статьи в «Голосе», «Новом времени», «Русском курьере», «Русской мысли», «Неделе» и других изданиях. Во время Октябрьской революции уехал из Петербурга сначала на Волгу, а затем в Сибирь, где редактировал белогвардейскую военную газету. В 1920 г. был арестован большевиками и умер в тюрьме г. Красноярска.

В своих трудах о расколе А. С. Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников; он доказывал «тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа». Его статьи привлекли внимание влиятельных людей — великого князя Константина Николаевича, писателя Льва Толстого и других, в результате чего были освобождены из тюрем некоторые старообрядцы и сектанты. Попытки А. С. Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей из-за вмешательства цензуры; позже, в начале XX века, вышли его книги «Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости», «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством», «Раскол и сектантство в русской народной жизни», «Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде», «В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем» и другие.