URSS.ru Магазин научной книги
30 лет Издательской группе URSS
Обложка Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран Обложка Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран
Id: 234654
12.9 EUR

Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран Изд. стереотип.

URSS. 200 с. (Russian). ISBN 978-5-397-06221-3.
Типографская бумага

Аннотация

В книге рассказывается о зарождении и развитии росписи, художественной резьбы и скульптуры древнейших Египта, Ханаана и отчасти Нубии и Западной Сахары. Этот исторический период --- долгий период поисков и постепенного развития --- обычно выпадает из поля зрения исследователей, в результате чего создается ложное представление о развитии египетского искусства. В настоящей книге много внимания уделяется культуре и быту названных стран ...(Подробнее)в указанный период; рассматривается изготовление и использование мебели, употребление различных орудий, особенности одежды и украшений древних египтян и многое другое.

Книга будет интересна историкам-востоковедам, археологам, культурологам, а также широкому кругу читателей --- любителей древней истории.

Подробная информация:
Оглавление Введение Об авторе

Оглавление
top
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
 Мебель
 Сосуды
 Орудия и рукоятки к ним
 Палетки
 Косметические ложки и палочки
 Печати
 Одежда и личные украшения
Глава II. РОСПИСЬ
 Живопись Ханаана
 Живопись Египта
Глава III. РЕЛЬЕФ И КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА
 Рельеф
 Круглая скульптура
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
top

Искусство древнейшего Египта, восточного побережья Средиземного моря и отчасти сопредельных с Египтом Нубии и Западной Сахары давно привлекало внимание ученых. Обычно в общих трудах по истории искусства принято описывать примеры высокого искусства фараоновского Египта, упуская при этом из виду, что их появлению предшествовал долгий период поисков и постепенного развития. В таких работах период этот совершенно выпадает из поля зрения авторов. В результате создается ложное представление о развитии египетского искусства. Исключением является работа М.Э.Матье "Искусство древнего Египта" [9], в которой даны довольно подробная характеристика и искусствоведческий анализ некоторых групп художественного ремесла древнейшего Египта. В других работах, посвященных общим проблемам или более частным вопросам искусства, содержатся лишь упоминания о древнейших египетских палетках с рельефами, о пышно украшенных рукоятках для ножей и многое другое. Но все это чисто внешнее упоминание, так как существо дела не раскрывается; в лучшем случае уделяется внимание лишь определенным деталям. Отдельные вопросы древнейшего искусства интересующих нас стран затрагиваются и в археологической литературе. Она очень велика, и по мере изложения материала мы будем не раз обращаться к ней. Особого упоминания заслуживает работа Ж.Вандье "Руководство по археологии

Египта" [169], в которой встречается немало замечаний, касающихся изделий художественного ремесла. Однако, за исключением фундаментального для своего времени труда Ж.Капара "Начала искусства в Египте" [38], вышедшего в начале нашего века, сводных трудов по искусству интересующих нас стран до сих пор нет. Ж.Капар ставил перед собой задачу впервые ознакомить читателей с древнейшими египетскими памятниками искусства, которые были открыты лишь за десятилетие, предшествующее появлению его работы. Во многих случаях Ж.Капар отметил художественные достоинства изделий и дал оценки, не утратившие своего значения и сегодня. Для интерпретации материала он широко привлекал известные в то время данные этнографии. Однако некоторые выводы Ж.Капара за истекшие 70 лет успели устареть, так как за это время был открыт новый материал, освещающий целые эпохи в истории Египта (например, периоды неолита и перехода от неолита к энеолиту), которые в то время вовсе не были известны. Примерно то же можно сказать и о книге У.М.Флиндерса Питри "Искусства и ремесла древнего Египта" [136], вышедшей несколькими годами позже книги Ж.Капара. В ней также встречаются очень важные замечания по отдельным вопросам художественного ремесла и техники.

Что же касается древнейшего искусства окружающих Египет стран, то ему посвящено лишь небольшое количество работ – главным образом описания археологических находок. Только некоторые вопросы художественного ремесла, как, например, резьба древнейших жителей Северного Негева по кости, нашли отражение в небольших специальных работах Ж-Перро [120, 125].

Археологический материал из Египта богат и разнообразен. Но до нас дошли в основном те изделия, которые были положены в погребения. В местах древних поселений, как правило, найдены лишь единичные предметы. Крайне скуден и археологический материал, освещающий развитие искусства древнего Ханаана.

Что же касается искусства Западной Сахары, то оно известно главным образом из описания наскальных рисунков Северной Африки. За последние сто лет эта литература чрезвычайно пополнилась, но комплексное изучение материала лишь начинается. Поэтому настоящую работу следует рассматривать как попытку дать примерную картину зарождения древнейшего искусства в Египте и Ханаане и выяснить некоторые закономерности его развития. Поскольку искусство и ремесло неотделимы, в работе будет уделено внимание и вопросам техники.

Важность изучения художественного ремесла этих стран определяется и тем, что становление искусства в Египте и в соседних с ним странах – это не только становление данного конкретного искусства, но и одна из страниц всей истории искусства. Кроме того, мы задались целью не только рассмотреть художественное ремесло, но и попытаться восстановить некоторые черты быта и культуры древнейшего населения Египта и сопредельных стран.

В период от VI–V и до начала III тысячелетия в Египте и от VIII до начала III тысячелетия в Ханаане господствовал первобытно-общинный строй. В IV тысячелетии завершился процесс складывания земледельческо-скотоводческого хозяйства. Эти высокоразвитые формы хозяйственной жизни способствовали и развитию искусства. Немаловажное значение имело и наличие благоприятных природных условий в указанных странах [2, 16–18, 32–33, 142–143, 161–162, 174]. В связи с этим некоторая часть населения этих стран очень рано, уже в VIV тысячелетиях, могла уделять много времени изготовлению различных художественных изделий. Однако в древнейшем Египте уровень развития производительных сил был выше, чем в соседних странах, а более развитое хозяйство делало и духовную жизнь населения более полной и богатой. Следствием этого было то, что в конце IV – начале III тысячелетия в Египте были созданы образцы росписи, рельефа, а также скульптуры, равных которым не знали окружавшие его в то время страны.

При изучении древнейшего искусства нам приходится мысленно переходить из мира современного в мир древний. Иной общественный строй и иной быт древнего населения этих стран затрудняют и понимание их искусства. К древнему искусству надо подходить с другими требованиями и мерками. Многое из того, что определяет произведения искусства более позднего времени, еще отсутствует в нем. В некоторых случаях мы в той или иной степени можем догадаться, что изготовителями этих памятников руководили те или иные представления, верования, но в других случаях вещи были изготовлены явно исходя из эстетических потребностей.

Терпеливо, постепенно знакомясь с отдельными группами изделий, мы можем определить художественный вкус и эстетические взгляды, господствовавшие в те времена, а также установить, каким видам искусства в то время принадлежало ведущее место. В свою очередь это поможет выявить истоки и пути развития искусства последующих периодов. В этом смысле древнейшие рисунки, рельефы и скульптуры можно рассматривать как своего рода документ эпохи. Нельзя упускать из виду и их познавательную ценность.

В изучении древнейшего искусства определенные трудности создает проблема хронологии. Абсолютная датировка предметов из древних слоев очень затруднена [2, 5]. Египетскую додинастическую материальную культуру не принято датировать обычным образом – их относительную хронологию определяют по типам изделий, форма которых изменялась последовательно. По терминологии У.М.Флиндерса Питри способ этот называется системой относительных дат (о. д.) |[3, 11–12]. Датировка древнейших памятников Ханаана возможно еще приблизительнее. Поэтому в обоих случаях мерой времени будут века.

Для древней истории Египта принята следующая периодизация:

1) неолит – VI–V тысячелетия;

2) энеолит (медно-каменный век) – IV тысячелетие;

3) Раннее царство – около начала III тысячелетия – XXVII (?) в. (правители, предшествующие царям I дин., и цари I–II дин.);

4) Старое царство – XXVII (?) – XXII вв.;

5) Среднее царство – XXII–XVII вв.;

6) Новое царство – XVI–XI вв.

Внутреннее подразделение эпохи энеолита в Египте приходится на первый и второй додинастические периоды, иногда называемые соответственно амратский и герзейский (по месту находок памятников в поселениях Амра и Герзе). В Северном Египте неолит представлен находками у поселения Меримде и у оазиса Файюм. Кроме того, в Верхнем Египте были обнаружены культуры неолита (поселение Таса) и переходного периода от неолита к энеолиту (поселение Бадари). От этих названий мест раскопок и культуры получили название тасийской и бадариской. По абсолютной хронологии последние две культуры отстоят недалеко одна от другой. Тасийский культурный комплекс можно отнести к концу V тысячелетия, а бадариский – к самому началу IV. Северный неолит относится к более раннему времени, но в пределах того же V тысячелетия. Первый и второй додинастические периоды соответствуют примерно первой и второй половине IV тысячелетия.

Периодизация древней истории Ханаана носит более общий характер. Докерамический и керамический неолит приходятся на VII–V тысячелетия, энеолит – на IV тысячелетие. Период III–II тысячелетий разделен на эпохи древней, средней и поздней бронзы. Длительность эпохи древней бронзы определяют в тысячу лет (3200–2200).

Древнейшее искусство интересующих нас стран – преимущественно искусство малых форм. Потому мы сочли возможным дать и соответствующее название книги.

При работе над данной книгой автор воспользовался некоторыми замечаниями Е.С.Богословского, И.А.Лапис и Ю.Я.Перепёлкина и выражает им свою признательность.


Об авторе
top
dop Хильда Августовна КИНК (1918–2006)

Египтолог, историк древнего Ближнего Востока. Кандидат исторических наук. Родилась в Ревеле (ныне Таллинн), в рабочей семье. В 1926 г. переехала с родителями в Ленинград, где в 1937 г. закончила школу и в 1941 г. – исторический факультет Ленинградского государственного университета. В 1956  г. поступила в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории АН СССР по специальности "египтология" и под руководством Ю. Я. Перепелкина начала работать над диссертацией "Эпоха перехода от доклассового общества к классовому в древнем Египте". В эти годы Х. А. Кинк не только совершенствовала знание древнеегипетского языка, но и, работая в археологической экспедиции под руководством Б. Б. Пиотровского, проявила интерес к изучению материальной культуры, что в дальнейшем стало составляющей частью ее исследований. В мае 1959 г. Х. А. Кинк была переведена в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, которую успешно окончила в декабре 1959 г. С начала 1960 г. и до ухода в 1976 г на пенсию была сотрудником этого института. В 1963 г. защитила кандидатскую диссертацию и на ее основе опубликовала первую книгу "Египет до фараонов" (1964).

В сферу научных интересов Х. А. Кинк входили история и археология доклассовых и раннеклассовых обществ Египта и Передней Азии. Х. А. Кинк являлась крупным специалистом в области материальной культуры древнейшего Египта и сопредельных стран. В число ее работ входили "Восточное Средиземноморье в древнейшую эпоху" (1970), "Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран" (1976), "Древнеегипетский храм" (1979).

Информация / Заказ
URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 16.9 EUR

De forma viva y amena, el autor expone una diversa información sobre el héroe del libro, la famosa constante matemática que aparece en los lugares más inesperados, obteniendo de este modo una especie de "pequeña enciclopedia" del número pi. La parte principal del libro es de carácter recreativo,... (Подробнее)


Информация / Заказ
896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR

Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы.

В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR

Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой.

В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести.

Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR

Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR

En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR

La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 304 с. (Spanish). Мягкая обложка. 29.9 EUR

¿Qué es la dimensión del espaciotiempo? ¿Por qué el mundo que observamos es tetradimensional? ¿Tienen el espacio y el tiempo dimensiones ocultas? ¿Por qué el enfoque pentadimensional de Kaluza, el cual unifica la gravitación y el electromagnetismo, no obtuvo el reconocimiento general? ¿Cómo se puede... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR

La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR

La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR

Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее)