Теперь, когда раскрываются все тайные пружины, направлявшие политику России в последние годы старого режима, поддается более определенному выяснению и та роль, которую в механизме самодержавного аппарата играли различные закулисные дельцы и аферисты крупной и мелкой марки. В числе этих дельцов занимает видное место "врач тибетской медицины" Бадмаев. Лаборатория тибетского врача Бадмаева изготовляла, конечно, различные чудодейственные лечебные средства, пользовавшиеся особенно большим успехом в придворном кругу. Но не в этом лечении был центр деятельности тибетского врача. Главная сфера его "работы" заключалась в области внутренней и даже внешней политики; параллельно с этим он занимался различными крупными концессионными предприятиями, теснейшим образом связанными как с закулисной политической игрой, так, и с "тибетским" врачеванием. На арену политической жизни Бадмаев выступил еще при Александре III; когда воцарился его сын и обнаружил через некоторое время наклонность к непрерывному и тесному общению с различными "странниками" и юродивыми, Бадмаев, быстро учуяв этот мистический запах, стал прилаживаться к разным "божьим людям", входившим в фавор при дворе. Отсюда – близость Бадмаева к Илиодору и позднее к самому Распутину. Именно в последние, распутинские годы с наибольшим блеском засияла и звезда Бадмаева. Несмотря на свой природный ум и свою затаенную хитрость, тобольский "старец" Распутин едва ли принадлежал к числу людей, способных самостоятельно разбираться в сложных вопросах политики; да в этом и не существовало для него особенной необходимости: важнее была его мистическая "интуиция", благодаря которой на него в романовской семье смотрели как на прозорливого, святого "старца". Но, тем не менее, и этот придворный святой, так влиявший на Романовых, в свою очередь, и сам подвергался различным влияниям со стороны других темных дельцов, связывавших свои политические, аферистические и просто мошеннические предприятия с личностью его, Распутина. И тибетский врач Бадмаев был не только видным персонажем клики Распутина, но, несомненно, оказывал на него свое непосредственное воздействие. Было бы ошибочно думать, что Бадмаев представлял собою фигуру, напоминающую какого-либо невежественного знахаря. Мы говорим, конечно, не про удельный вес его "тибетской медицины", основанной на крупнейшей дозе шарлатанства. Но, в смысле своего интеллектуального развития, он стоял не низко; он получил университетское образование и обладал значительным природным умом (близко знавший Бадмаева граф Витте считает его "типичнейшим азиатом", но человеком "весьма умным"). И, хотя весь ум Бадмаева, вся его энергия направлены были в сторону различных афер, нельзя не признать, что уже в самом размахе этих афер видна птица большого полета. Печатаемые здесь документы не охватывают, конечно, всей деятельности тибетского врача, ибо это только то, что случайно сохранилось. Но, тем не менее, и эти документы достаточно выразительны как для характеристики самого Бадмаева (что имеет вполне второстепенное значение), так еще более для обрисовки того строя, продуктом которого явился Бадмаев. Документы разбиты на пять отделов: 1) Распутин – Илиодор – Бадмаев; 2) Тибетская медицина; 3) Закулисная работа Бадмаева в 1916–1917 г.г.; 4) Авантюра на Азиатском Востоке; 5) Концессионные предприятия. – Некоторые материалы, не укладывающиеся в рамки этих отделов, напечатаны в приложении. Распутин – Илиодор – Бадмаев Мистические кликуши, стремившиеся приблизиться к романовскому трону, постоянно вели борьбу между собой, с целью столкнуть своих соперников и занять место главного придворного пророка. Было несколько претендентов на этот пост, конкурировавших друг с другом до тех пор, пока окончательно не воцарился Распутин. К числу юродивых и "странников", выдвигаемых на придворную арену, принадлежал, например, юродивый Митя Козельский (не владевший человеческой речью и подававший советы "царям" путем мычанья); претендовали на внимание: босоногий странник Вася (Ткаченко), "Матренушка-босоножка" и др. Эти люди выходили из низов народных и являлись в глазах "царей" своеобразными "народными представителями". К явлениям этого же порядка принадлежит и пресловутый иеромонах Илиодор. Конечно, Илиодор был человеком гораздо более развитым, чем все эти босоногие и косноязычные странники; он действовал потому иными средствами и другими приемами, – и, тем не менее, он стоит в кровном родстве со всеми другими разновидностями кликушеско-мистической породы. Стяжав себе громкую известность своими погромно-патриотическими выступлениями в Саратове и Царицыне, где была благодарная почва для "работы" при монастырях, Илиодор в конце 1911 г., достигнув вершины своей славы, попал и в придворные сферы. Но здесь, у царского трона, уже властвовал Григорий Распутин. Отсюда, вполне понятно, возникла борьба. И, какими бы мотивами ни прикрывался Илиодор, совершенно ясно, что именно желание свергнуть могущественного соперника и самому занять его место было основной, движущей пружиной выступления Илиодора против Распутина. Публикуемые в этой книге документы охватывают проявления этой борьбы. Главным соратником Илиодора выступил здесь его духовный начальник, епископ Гермоген, но личность его как-то стушевывается перед фигурой самого Илиодора; а ходатаем в "высших сферах" за взбунтовавшихся иеромонаха и епископа был тибетский врач Бадмаев, – позднее, когда Илиодор потерпел решительное поражение, перешедший на сторону Распутина. Изложим здесь вкратце обстоятельства знакомства Илиодора с Распутиным и последовавшего затем активного против него выступления. Илиодор познакомился с Распутиным еще в 1903 г., когда последний только что появился на петербургском горизонте и был принят под покровительство инспектора духовной академии (которую только что окончил Илиодор) иеромонаха Феофана. Еще в предшествовавшем году в кругу Феофана распространились слухи о том, что где-то в Сибири "объявился великий пророк, прозорливый муж, чудотворец и подвижник, по имени Григорий". И вот, когда этот чудотворец прибыл в Петербург, Илиодору удалось завязать с ним знакомство, а через некоторое время и сблизиться. Восемь лет длились знакомство и дружба Илиодора с Распутиным; их отношения были так близки, что Илиодор ездил с Распутиным на родину последнего в Тобольскую губернию, и "великий пророк" посвятил иеромонаха во все свои тайны. Знал Илиодор и про сношения Распутина с "царями", видел и его отношения с женщинам. И, наблюдая развратные похождения Распутина, твердо верил умный иеромонах, что дан Григорию свыше особый дар посредством сношений с женщинами освобождать их от "блудных страстей". Возникали, правда, иногда у Илиодора, – как говорит он, сам, – сомнения в подлинной святости Распутина; были колебания. Но, в конце концов, похождения "святого" всегда находили в душе иеромонаха оправдание. Оно и понятно: Распутин всячески заступался за Илиодора, покровительствовал ему, выхлопатывал для него награды. И только в 1911 г. "прозрел" Илиодор: он понял к этому времени, что Распутин "не кто иной, как диавол". Понял это Илиодор, конечно, именно тогда, когда, преувеличивая свои силы, вообразил уже себя такой крупной величиной, которая может вступить в небезуспешную, казалось, борьбу с Распутиным. Решительным моментом предпринятой Илиодором, совместно с Гермогеном, кампании против Распутина было "обличение" его, состоявшееся 16 декабря 1911 г. Распутина заманили в подворье, где жил Гермоген, и здесь, в присутствии нескольких свидетелей, Илиодор выложил Григорию все свои обвинения. Деятельным сотрудником Илиодора при этом был юродивый Митя Козельский, а духовный начальник Илиодора – Гермоген, превосходя других своею активностью, стал бить "святого старца" во время "обличения" крестом по голове. От Распутина требовали, чтобы он перестал посещать царский дом и прекратил разврат с женщинами. В конце концов Распутина заставили поклясться в этом перед иконой. Последствием этого "обличения" было то, что 17 января 1912 г. Илиодор и Гермоген были высланы из Петербурга: Илиодор – во Флорищеву пустынь, Гермоген – в Жировицкий монастырь. Оба они сперва пытались не подчиниться указу о высылке. Но через несколько дней Гермоген покорился, а Илиодор, найдя себе тайный приют у Бадмаева, старался продолжать борьбу. Именно к тому времени, когда Бадмаев скрывал Илиодора, относятся некоторые из публикуемых в настоящей книге документов. Для понимания этих документов необходимо сообщить еще следующее. Скрываясь у Бадмаева, Илиодор просил его, "как старинного царского друга", как-нибудь поправить свое дело и добиться удаления Распутина. Исполняя просьбу Илиодора, Бадмаев беседовал относительно него с дворцовым комендантом Дедюлиным, – при этом последний попросил, чтобы Илиодор записал все, что ему известно о Распутине. Илиодор написал "записку", но, по его собственным словам, она была составлена "далеко не полно". Илиодор рассчитывал, что записка эта будет через Дедюлина передана Николаю; но, по словам Илиодора, Бадмаев не направил ее по этому назначению, а передал председателю Думы Родзянко и некоторым другим членам Думы. Вследствие этого вопрос о Распутине возник в Думе, которая и сделала правительству запросы о деятельности Распутина. Прождав несколько дней у Бадмаева, Илиодор счел за лучшее открыться властям и был отправлен на место ссылки. Сидя во Флорищевой пустыни, Илиодор дополнил свою записку о Распутине новыми данными и сообщил их также Бадмаеву. Основная записка Илиодора была уже известна в печати, дополнительные же к ней письма Илиодора печатаются здесь впервые. После высылки Илиодора, в Петербурге заинтересовались хранившимися у изгнанного иеромонаха письмами Александры Федоровны и царских дочерей к Распутину; эти письма когда-то сам Распутин подарил Илиодору. За этими письмами были отправлены к Илиодору посланцы: от сотрудника "Нового Времени" Родионова (принимавшего участие во всей илиодоровско-распутинской истории) и от Бадмаева. Посланцу Родионова Илиодор передал подлинники этих писем, а для Бадмаева послал копии. Получив эти письма, Родионов передал их министру внутренних дел Макарову, а последний – царю. Что касается копий, полученных Бадмаевым, то они были им переданы председателю Думы Родзянко, который находился в постоянных сношениях с тибетским врачом. Полученные от последнего сведения Родзянко использовал для доклада Николаю II, – и одна из напечатанных в настоящей книге записок, несомненно, является отголоском этого доклада. В настоящей книге читатель найдет все письма Илиодора о Распутине; здесь же напечатаны два письма к последнему царских дочерей. Другие документы, здесь печатаемые, связаны с участием в этом деле Бадмаева. Как видно из сказанного, Бадмаев во всей этой истории действовал на стороне Илиодора. Из других напечатанных здесь документов видно, что Бадмаев настойчиво советовал "благоразумными и кроткими мерами" ликвидировать это дело и постараться привлечь к себе Илиодора. С этими советами Бадмаев обращался и прямо к царю и к Дедюлину. Последний благодарил Бадмаева "за чисто проведенное дело ликвидации грозившего для церкви и России скандала", но мнения Бадмаева об Илиодоре Дедюлин не разделял, находя, что его сделать полезным теперь уже нельзя. Защищая Илиодора, Бадмаев в то же время вел, впрочем,
очень осторожно, кампанию против Распутина. Очевидно,
тибетский врач недооценивал в данном случае его силы и слишком
доверялся счастливой звезде Илиодора. Позднее, Бадмаев
исправил свою ошибку и без колебаний перешел в лагерь
Распутина. Бадмаев Петр Александрович Выдающийся знаток тибетской медицины, знаменитый врач, ученый и дипломат. По происхождению монгол, сын кочевника-скотовода. Окончил гимназию в Иркутске с золотой медалью. В 1875 г. окончил с отличием восточный факультет Петербургского университета и поступил на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел России. В это же время был вольнослушателем Военно-медицинской академии. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Петербурге. Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления), получил широкую известность в Петербурге как врач. Играл заметную роль в политике, неоднократно ездил в Китай, Монголию и Тибет, выполняя различные поручения, связанные с расширением сферы влияния России в этом регионе. В 1894 г. вышел в отставку, посвятив себя исключительно тибетской медицине.
П. А. Бадмаев — первый переводчик на русский язык фундаментального труда «Жуд-Ши», главного руководства по врачебной науке Тибета. Будучи знатоком тибетской медицины, он достиг блестящих результатов в расшифровке закодированной древней поэмы, раскрыв тайны этой науки (обычный подстрочный перевод представляет интерес лишь как памятник культуры). Кроме того, он выступал с критикой нападок на тибетскую медицину как со стороны фармацевтов, опасавшихся конкуренции, так и хирургов, не признававших ее как науку. После его смерти тибетская медицина долгое время была под запретом, но в 1980-е гг. она была официально признана, и школа П. А. Бадмаева заслуженно считается ее классическим направлением. |
376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el presente libro se exponen un curso rápido de estiramiento facial natural y un curso intensivo de masaje puntual de la cabeza y el rostro, los cuales le ayudarán a rejuvenecer diez o más años. Durante la elaboración de los cursos, el autor tuvo en cuenta el alto grado de ocupación de las mujeres... (Подробнее) URSS. 304 с. (Spanish). Мягкая обложка. 29.9 EUR
¿Qué es la dimensión del espaciotiempo? ¿Por qué el mundo que observamos es tetradimensional? ¿Tienen el espacio y el tiempo dimensiones ocultas? ¿Por qué el enfoque pentadimensional de Kaluza, el cual unifica la gravitación y el electromagnetismo, no obtuvo el reconocimiento general? ¿Cómo se puede... (Подробнее) URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 272 с. (Spanish). Мягкая обложка. 21.9 EUR
El elemento clave de la física contemporánea es el concepto de campo cuántico. Hoy en día se considera que este constituye la forma universal de la materia que subyace a todas sus manifestaciones físicas. Este libro puede ser recomendado como una primera lectura para aquellos estudiantes y físicos de... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) |