Отличительною особенностью старейшей русской иконописи, особенностью крайне затрудняющей изследователя, является сплошная, можно сказать, анонимность. Если въ редкихъ случаяхъ и делалась запись о "моленiи" лицъ, на чьи средства была сооружена икона, или надпись о вкладе, то всетаки, въ подавляющемъ большинстве известныхъ намъ фактовъ – безъ всякаго указанiя на имя мастера, писавшаго образъ. Благочестивые иконописцы почитали греховнымъ тщеславiемъ увековеченiе памяти ихъ мастерства путемъ подписей. Летописныя записи почти исключительно говорятъ о росписяхъ церквей, исполнявшихся цвлыми товариществами мастеровь, труды которыхъ къ тому же впоследствiи неоднократно записывались и переписывались. Для определенiя индивидуальныхъ творчества и техническаго мастерства вся русская до-Петровская иконопись, за исключенiемъ подписанныхъ иконъ XVII столетiя, даетъ такое незначительное количество данныхъ, что изследователи вынуждены ограничиваться попытками распределенiя матерiала глухо – по местностямъ и по времени. По той же причине старая терминологiя даленiя на иконописныя школы сменяется указанiемъ на "письма", свойственныя извtстной эпохе или характерныя для той или другой местности. Изследователи и любители въ данномь случае пользъуются самыми разнообразными признаками и приметами: l) Цветъ лицъ. Вопросъ о такъ называемомъ вохренiи. Цветъ ликовъ на русскихъ иконахъ очень разнообразенъ. Начиная отъ совершенно белыхъ лицъ на некоторыхъ московскихъ иконахъ и до коричневыхъ – въ краснину и коричневыхъ – съ темнооливковымъ оттенкомъ на некоторыхъ памятникахъ главнымъ образомъ XVI столетiя, имеется рядь "вохренiй", группирующихся въ несколько пошибовъ. Наблюденiя надъ иконами делаютъ не сомненнымъ выводь что цветъ ликовъ отнюдь не случаенъ въ зависимости отъ вкуса иконника, а характеризуетъ определенную иконописную манеру. 2) Одежда. Въ одеждахъ какъ и въ типахъ лиць святыхъ можно подметить рядъ измененiй византiйской основы. Лица – руссифицируются продолговатый овалъ сменяется – широколицымъ русскимъ типомъ съ небольшимъ носомъ. Св.Прасъковья, напримеръ, на московскихъ иконахъ, въ полномь смысле слова "круглолица, белолица". Постепенно появляются – шубы, особые рукава, особый покрой одеждъ. Весьма типичны измененiя въ пробелке одеянiй, заимствованной изъ глубокой византiйской древности. Старые византiйцы, можетъ быть, нъсколько схематично, но все же довольно точно обрисовывали широкими штрихами складки, облегающiя формы тйла. Русские мастера постепенно все более и более искажали складки одеянiй, малопонятныхъ въ холодной, вынужденной кутаться, Руси, – въ схему чертъ, сначала широкихъ и ръзкихъ, потомъ все тоньше и тонъшe. Формы тела постепенно исчезаютъ подъ хитрымъ каноническимъ узоромъ черточекъ и полосокъ, въ какой превратилась пробелка линiями въ XVII столетiи. Лихачев Николай Петрович Выдающийся российский историк, специалист по истории книги, древнерусскому и византийскому искусству; академик АН СССР. Родился в городе Чистополе, в дворянской семье. В 1884 г. окончил историко-филологический факультет Казанского университета. В 1889 г. получил степень магистра русской истории за диссертацию "Разрядные дьяки XVI в."; в 1891 г. защитил докторскую диссертацию "Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве". С 1892 г. преподавал в Петербургском археологическом институте, где основал кафедру дипломатики. В 1902–1914 гг. — помощник директора Императорской публичной библиотеки. С 1914 г. — член Совета министра народного просвещения. В 1919–1929 гг. — сотрудник Государственной академии истории материальной культуры. В 1925 г. был избран академиком АН СССР по Отделению исторических наук и филологии; назначен директором Музея палеографии АН СССР.
Н. П. Лихачев — автор более 200 научных трудов. Он много занимался изучением русского иконописания, истории дворянского родословия, государственных учреждений и приказного делопроизводства в России XV–XVII вв. Им были разработаны целые направления вспомогательных исторических дисциплин (дипломатика, палеография, сфрагистика и другие). Он собрал уникальные коллекции русских, восточных и западноевропейских рукописей, монет, печатей, икон. В число трудов Н. П. Лихачева вошли: "Библиотека и архив московских государей в XVI столетии" (1894), "Палеографическое значение бумажных водяных знаков" (1899; в 3 ч.); "Обзор русской археографии XIX столетия" (1902), "Древнейшая сфрагистика" (1906), "Материалы для истории русского иконописания" (1906; в 2 ч.), "Западная и русская дипломатика и сфрагистика Древнего Востока" (1907), "Материалы для истории византийской и русской сфрагистики" (1928–1930; в 2 ч.) и другие. |
URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el presente libro se exponen un curso rápido de estiramiento facial natural y un curso intensivo de masaje puntual de la cabeza y el rostro, los cuales le ayudarán a rejuvenecer diez o más años. Durante la elaboración de los cursos, el autor tuvo en cuenta el alto grado de ocupación de las mujeres... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 16.9 EUR
De forma viva y amena, el autor expone una diversa información sobre el héroe del libro, la famosa constante matemática que aparece en los lugares más inesperados, obteniendo de este modo una especie de "pequeña enciclopedia" del número pi. La parte principal del libro es de carácter recreativo,... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) |