Эта книжка содержит в себе раз'яснение принципов, изложенных (под тем же заглавием) несколько лет тому назад в одной публичной лекции, напечатанной в "Воспитании, основанном на науке", в одном из томов "Библиотеки современной философии". Кое-кто из друзей убедительно просили меня высказаться подробнее относительно этого пункта великой задачи воспитания. Я тоже думаю, что не мешает сделать попытку в виду того упорства, с которым стараются уродовать молодые мозги. Спасать детей – вот к чему призываю я родителей – матерей в особенности – и воспитателей. С самого первого детства до начала ученья, положим с 4 до 11 лет, возможно познакомить ребенка с математикой в двадцать раз в большем об'еме, чем это принято, и все это – путем забав, а не пыток. Различные главы этой книжки не составляют дидактического целого, но в то же время между этими главами существует известная связь. Эта книга – руководитель для воспитателя, которой он может вдохновляться, но которая отнюдь не может освободить его от постоянного изучения мозга, который он хочет развивать. Ему придется то забегать вперед, то останавливаться, то делать перерыв, то возвращаться назад. Наибольшая опасность для учителей – это желать заходить как можно дальше, не заботясь о том, что было сделано раньше. На этих страницах вы найдете довольно много сведений.. Постарайтесь вдохновляться этим, но не подражать рассказанному рабски. Главное, всячески старайтесь заинтересовывать, забавлять ребенка, не давайте ему ничего учить наизусть, и к И годам, при среднем уме, он будет знать и понимать математику лучше, чем 9/10 наших бакалавров. Еще важнее то, что он получит к ней вкус и с удовольствием примется за ее систематическое изучение. Игры в математику (не называйте этого уроками) никогда не следует продолжать дольше того, когда начнет слабеть внимание, когда любознательность истощается. А не то у вас получатся только вредные результаты. Я хотел бы, чтобы подобные попытки могли быть сделаны и в физических и естественных науках. И это может быть сделано даже с большей легкостью для этих наук. Авось тогда будущие поколения, освобожденные от принудительной кабалы прежних поколений, смогут широко расточать человечеству сокровища ума, которому дали свободно развиться. Настоящая книжка не имеет ничего общего с математическими развлечениями, которым посвящено довольно много превосходных сочинений из тех, которые изданы на французском языке, оригинальных или переводных, – я укажу только на 4 тома Эдуарда Лукаса "Забавная арифметика", том Rouse Ball, переведенный с английского, и книжку Fourrey, наполненную преимущественно арифметическими вопросами. В математических развлечениях, как показывает самое название, занимаются применением уже известных математических теорий к забавным положениям, различным играм, комбинациям и пр., в них часто необходимы известные уже сведения, чтобы быть в состоянии понимать данные в этих книгах об'яснения. В моей же книге дано будет совершенно обратное, – мы воспользуемся забавными вопросами, как педагогическим средством, чтобы привлечь внимание ребенка и таким образом познакомить его без принудительных усилий с первыми самыми существенными математическими понятиями. А в разнообразии вопросов, на первый взгляд как будто беспорядочном, скрывается ряд идей, целесообразных, полезных, выраженных в надлежащем порядке. Стало-быть, наша "подготовка" совсем не одно и то же, что "развлечения"; то и другое имеет свою пригодность. Уже изучая серьезно математику, любознательные ученики, вспоминая игры детства, смогут извлечь для себя большую пользу из чтения "научных развлечений", которые будут тогда для них понятны; они будут возбуждать в них новые идеи, совершенствовать и обострять их ум. При этом нечего огорчаться мнениями, педагогическую власть имеющих, мнением тех, для кого дело обучения значит наводить скуку, а иногда даже – просто пытать. Пора уже положить конец их преступному владычеству. Я имел в виду особенно Францию, когда писал эту маленькую книжку, но это зло свойственно не исключительно Франции. Везде надо забыть о существовании программ, если желаешь освобождать детей; везде, если любишь детей, надо ожидать враждебного отношения учебной бюрократии, которая, кажется, поставила своей задачей задерживать умственное развитие человечества. Нечего и говорить, что не целесообразно и даже чуть не опасно давать эту книжку в руки ребенка. Она назначается только для воспитателя, чтобы служить для него руководством. Но когда наступит пора серьезного ученья, ученику будет полезно прочесть и мою книжку; тогда он вновь переживет более сознательно то, что переживал в детстве при играх в математику. |
URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 80 с. (Russian). Мягкая обложка. 5.9 EUR
Коллекция забавных историй и легенд, шуточных дефиниций и остроумных высказываний химиков и о химиках. (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el presente libro se exponen un curso rápido de estiramiento facial natural y un curso intensivo de masaje puntual de la cabeza y el rostro, los cuales le ayudarán a rejuvenecer diez o más años. Durante la elaboración de los cursos, el autor tuvo en cuenta el alto grado de ocupación de las mujeres... (Подробнее) |