В течение последнего десятилетия идеи синергетики завладели не только умами физиков, где они, собственно, и зародились, но и умами математиков, биологов, генетиков и представителей других наук. Педагогика, как одна из наиболее традиционалистских наук, пока неохотно принимает идеи синергетики. Однако именно педагогика имеет своим предметом область, канонически синергетическую, для исследования которой методы синергетики могут оказаться чрезвычайно плодотворными. Действительно, педагогика всегда имеет дело не с набором элементов, но с системой в ее синергетическом понимании (обладающей эмерджентным свойством). Таковая система всегда сложна, открыта, нелинейна в силу ее человекоразмерности. А в последнее десятилетие система российского образования переживает этап неустойчивого, кризисного развития, для исследования которого синергетика разработала стройную методологическую основу. Поэтому, казалось бы, педагоги должны быть крайне заинтересованы в распространении идей синергетики в образовании, особенно, после выхода книги В. Г. Буданова "Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании". Однако, пока этого не произошло. Напротив, педагогическая общественность стремится дистанцироваться от модной и не очень понятной синергетики. Автор этой монографии более тридцати лет стоит в должности преподавателя у доски, работала в системе государственного и негосударственного, технического и гуманитарного, школьного и вузовского, а также послевузовского образования. Это обстоятельство, а также осознание своей работы как призвания побудило меня к написанию этой книги. Задачу этой монографии я вижу, во-первых, в том, чтобы продемонстрировать педагогам возможности процедуры синергетического моделирования в анализе тех процессов, которые происходят сегодня в образовании. Во-вторых, в том, чтобы показать практикующим педагогам несомненную пользу такого моделирования, доведенную до определенных дидактических принципов и приемов, которые, я надеюсь, будут способствовать повышению качества образования в России. В первой главе монографии кратко излагаются основные положения современной постнеклассической научной парадигмы и определяется место педагогики в этом новом знании, а также рассматриваются понятия, связанные с процедурой моделирования: понятие модели, методологии моделирования, иерархии моделей, основные понятия синергетики и другие понятия, без которых невозможно дальнейшее изложение. Во второй главе обсуждаются некоторые базовые синергетические модели различных иерархических уровней, позволяющие сформулировать перспективы развития системы образования России. Третья глава имеет практический характер и посвящена анализу тех дидактических принципов и педагогических технологий, которые являются следствием выводов, полученных в главе 2, и могут оказаться полезными как преподавателю вуза, так и педагогу школы в повседневной профессиональной деятельности на благо будущего поколения. Книга написана не в традиционном ключе монографической научной литературы и уж совсем не в стиле педагогических монографий: в ней вы найдете не только сугубо научные цитаты, но и заимствованные из художественной литературы, причем не только из классической, но и из современной; увидите фотографии, сделанные самим автором; найдете образные названия формул и коэффициентов. Все эти "вольности" я позволяю себе в силу двух причин: во-первых, потому что взялась за сугубо субъективное дело – моделирование системы образования, а значит, и интерпретация подходов к этому занятию и его результатов субъективны и отражают мою, авторскую точку зрения на предмет. Такова сегодняшняя наука. Во-вторых, современная наука – наука междисциплинарная, и я старалась оправдать этот статус. Выражаю признательность всем соратникам по синергетическому движению, не раз обсуждавшим идеи, изложенные в монографии, – Г. Г. Малинецкому, В. Г. Буданову, Г. Ю. Ризниченко, О. П. Иванову, И. Н. Бабич, В. А. Харитоновой. Благодарю всех сотрудников моей родной кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, одобривших и поддержавших инициативу издания этой книги. Особую благодарность приношу своему коллеге, доценту Ю. П. Антонову – первому, с кем обсуждались все полученные результаты и с кем совместно написан раздел 2.3. Раздел 2.7 написан моей ученицей, кандидатом педагогических наук Н. В. Копытовой. Книга предназначена педагогам, математикам, занимающимся проблемами моделирования социальных систем, а также аспирантам, посвятившим себя исследованию педагогических проблем. Автор понимает, что не все, что задумано, воплощено в равной степени успешно, тем более что за тридцать лет преподавательской деятельности накопилось столько мыслей и идей, что не всё укладывается в общую систему. Поэтому автор будет признателен любой доброжелательной критике в свой адрес, а также любым пожеланиям и предложениям по поводу работы. E-mail: esolodova@rambler.ru Уже сегодня, накануне издания книги, мне хочется многое переделать. Успокаивает понимание того, что таково свойство развития, являющегося ключевым понятием педагогики и синергетики: стремление к неравновесности, к накоплению всё новых степеней свободы. Солодова Евгения Александровна Профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Член союза писателей России, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Автор более 200 научных трудов. Под руководством Е. А. Солодовой защищено 9 кандидатских и докторских диссертаций. Научные интересы лежат в области исследования интеллектуальных систем с памятью, теории обучения, теории самоорганизации.
Е. А. Солодова — руководитель секции естественно-научного и гуманитарного образования Межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании», где на протяжении восьми лет она является руководителем детского образовательного проекта «Форос»; член научного комитета Международного интеллект-клуба «Глюон», осуществляющего сопровождение интеллектуальной и творческой одаренности молодежи; в течение 14 лет научный руководитель федеральной инновационной образовательной площадки на базе гимназии № 56 г. Ижевска. |
URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el presente libro se exponen un curso rápido de estiramiento facial natural y un curso intensivo de masaje puntual de la cabeza y el rostro, los cuales le ayudarán a rejuvenecer diez o más años. Durante la elaboración de los cursos, el autor tuvo en cuenta el alto grado de ocupación de las mujeres... (Подробнее) URSS. 80 с. (Russian). Мягкая обложка. 5.9 EUR
Коллекция забавных историй и легенд, шуточных дефиниций и остроумных высказываний химиков и о химиках. (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее) URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) |