ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ............................................5
Часть I. МИФОЛОГИЯ И ИСКУССТВО СКИФОВ........................15
О синкретизме образов скифского искусства
в связи с особенностями религиозных представлений иранцев........17
Скифское искусство как отражение мировоззрения
одной из групп индоиранцев...................................20
О семантике изображений на Чертомлыцкой вазе...................36
Конь в религии и искусстве саков и скифов.......................47
Сюжет противоборства двух животных
в искусстве азиатских степей...................................74
Сцена терзания в искусстве саков...............................81
Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве «звериного» стиля
евразийских степей скифской эпохи.............................90
Роль царицы в обществе скифов...............................103
Проблема реконструкции
идеологических представлений сако-скифов......................105
О «прочтении текста» изобразительных памятников искусства евразийских степей скифского времени. Методика анализа памятников..........................................109
Опыт интерпретации некоторых памятников
скифского искусства.........................................124
Ancient Iranian and Near Eastern elements in Scythian art.............146
The motif of the lion --- bull combat in the art of Iran, Scythia, and Central Asia and its semantics...........167
Часть II. ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ БАКТРИЙЦЕВ...................181
Сокровища Кобадиана.......................................183
Греческий курос в Бактрии....................................191
Семантика изображения на серебряном диске
и некоторые вопросы интерпретации Амударьинского клада.........199
Бактрия и эллинский мир в эпоху до Александра..................208
О двух перстнях Амударьинского клада с изображением цариц......220
Золотая пластина с птицами из Амударьинского клада.............235
Два головных убора из погребений Тилля-тепе и их семантика.......243
Les liens entre la Bactriane et PIranaux VII-IV siecles avant notre ere....... 253
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................265
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...........................................271
ЦВЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ.........................................274
Кузьмина Елена Ефимовна
Окончила МГУ имени М. В. Ломоносова в 1954 г. с отличием, в 1957 г. — аспирантуру Института археологии. Среди ее учителей были великий иранист М. М. Дьяконов и выдающийся археолог М. П. Грязнов. С 1957 по 1986 гг. работала в Институте археологии, возглавляла экспедицию на Урале, участвовала в раскопках в Средней Азии, Индии, Шри-Ланке. С 1986 г. по настоящее время — главный научный сотрудник Российского института культурологии. Основные научные интересы Е. Е. Кузьминой — происхождение и культура древнейших индоиранцев, а также анализ семантики искусства их потомков — скифов I тыс. до н. э. Является автором более 300 научных публикаций и 14 монографий, среди которых: «Откуда пришли индоарии?» (М., 1994), «Арии — путь на юг» (М., 2008), «Предыстория Великого шелкового пути: Диалог культур Европа—Азия» (М.: URSS, 2010). Член-корреспондент Германского археологического института (1982), действительный член Европейского общества иранологии (1996), заслуженный деятель науки РФ (2002). Лауреат престижной международной премии «Лучшая книга года по истории Ирана».