Показать ещё...
Научная конференция, прошедшая 31 октября – 2 ноября 2007 г., вызвала значительный интерес среди архитекторов и искусствоведов. Основной доклад, сделанный акад.РААСН, докт.иск. С.О.Хан-Магомедовым, и более сорока научных сообщений показали, что архитектура эпохи, которую в истории советского периода принято называть "сталинской", – явление сложное, противоречивое и на сегодняшний день не только до конца не осмысленное, но и по-настоящему не изученное. Конференция проводилась в рамках многолетнего планового исследования института "Стилеобразующие процессы и изменения критериев оценки в архитектуре", предусматривающего, в частности, подготовку и проведение серии научных дискуссий по наиболее острым и спорным проблемам архитектурного формо- и стилеобразования с целью их всестороннего анализа и адекватной оценки. Тематика докладов в основном группировалась по шести общим направлениям: феномен "сталинской архитектуры" как социокультурное явление; проблемы формы и стиля; застройка Москвы и Ленинграда как носитель архитектурно-художественных "эталонов" эпохи; творчество крупнейших мастеров архитектуры; специфика архитектурно-градостроительных процессов в регионах России и бывших национальных республиках; зарубежные аналогии и взаимовлияния с отечественной архитектурой. Столь масштабная конференция, посвященная изучению архитектуры и градостроительства советского периода, была проведена НИИТАГ РААСН впервые за последние шестнадцать лет, а специальных научных мероприятий по истории архитектуры сталинского периода ранее никогда не проводилось. Сборник, представляемый вниманию читателя, не является точной стенографической копией кратких сообщений, прочитанных на конференции. Все тексты были написаны авторами специально для этой книги, с целью развития и углубления заявленных ранее тем. Следует отметить, что многие статьи сборника написаны молодыми людьми, только вступающими в научную жизнь. Это важно по двум причинам. Во-первых, новое поколение исследователей архитектуры советского времени продемонстрировало высокий интеллектуальный уровень и прекрасное владение материалом. Во-вторых, хотелось бы думать, что благодаря этим докладам мы, по-видимому, можем констатировать конец определенного этапа, для которого было характерно достаточно политизированное отношение к советской архитектуре вообще и к архитектуре сталинской эпохи в частности как к чему-то такому, что целиком и полностью определялось указаниями сверху. Это явление постепенно начинает вставать во всей своей полноте и неоднозначности, привлекая все большее число исследователей прежде всего сложностью взаимоотношений творческого начала и системы гуманитарных ценностей, лежащих в основе архитектурной профессии, с условиями социального и политического бытия страны, мягко говоря, не располагавшего к свободе самовыражения. В этом своем качестве архитектура, которая сегодня получила достаточно условное, по сути, рабочее название "сталинский ампир", подчас предстает как во многом непознанный феномен, некий "реактор", где происходили таинственные процессы, о которых мы можем только догадываться, и где дух творчества, профессиональная культура проявляли, несмотря на тяжелую поступь эпохи, недюжинную стойкость, выливаясь в новые, порой неожиданные формы. Мы привыкли видеть эту архитектуру практически в любом городе или поселке, она пока еще во многом определяет облик центральных улиц и площадей, набережных и призаводских жилых районов. Но в научном смысле мы еще многого не знаем о том, что было построено, особенно за пределами столиц и крупнейших городов, и тем более не знаем о том, что не сумело воплотиться в жизнь. Не знаем имен и биографий многих сотен архитекторов – достойных профессионалов, чьими усилиями создавалась среда обитания для миллионов людей. Все эти вопросы ждут своих исследователей. Конференция, возможно, не столько выявила, сколько подтвердила тезис о том, что архитектура сталинской эпохи – это до сих пор "горячее", более того, обжигающее прошлое. О каких бы, казалось, сугубо профессиональных вопросах ни шла речь, все равно рано или поздно их пристальное рассмотрение упирается в факты, вызывающие жгучую боль у людей, переживших эту эпоху или хотя бы захвативших ее на ранних этапах своей жизни. И в этом смысле сейчас наступает новое время, потому что выросло и вступило в научную жизнь поколение людей, родившихся в 1980-е гг. Возможно, именно это "постсоветское" поколение наконец найдет в себе моральные силы отнестись к архитектуре сталинской эпохи так, как и полагается относиться исследователю к любому историческому материалу: с уважением и интересом, но без субъективно окрашенных эмоций, пытаясь оценить именно уровень профессиональной работы архитекторов в заданных временем условиях. Доклады, сделанные на конференции, значительно обострили еще одну проблему – поиск адекватной научной терминологии, или, точнее, емкой вербальной формулы, пригодной для обозначения феномена архитектуры сталинской эпохи. Из содержания докладов, сделанных на конференции, становится очевидным, что получившее на сегодняшний день наибольшее распространение название "сталинский ампир" далеко не покрывает содержания этого сложного явления, в котором переплелись, а порой и удивительным, парадоксальным образом сплавились в единое целое едва ли не все творческие течения XX в. и "большие стили" предшествующих эпох. Очевидно, коллекционирование и анализ многочисленных названий и эпитетов, которыми награждали эту архитектуру различные исследователи, – это отдельная, не лишенная интереса и содержания работа. Но есть ли, в самом деле, необходимость искать подобное обобщенное название? Не будет ли это в любом случае заведомым упрощением содержания объекта исследования, в котором прихотливо свиты различные школы, направления, который непрерывно изменялся во времени и пространстве? Гораздо больший интерес представляет то мощное творческое начало, которое, несомненно, пробивалось на свет, несмотря на многочисленные запреты, ограничения и противоречивые требования. Еще одна проблема, которая обозначилась в целом ряде докладов, это правомерность не только уже привычного нам противопоставления архитектуры сталинской эпохи архитектуре других периодов советской истории, но и более пристального изучения преемственности между различными временными этапами. Эти процессы не столь очевидны, они скрыты от поверхностного наблюдения, но они, несомненно, имели место и должны быть внимательно отслежены – только в этом случае мы сможем говорить о построении современной целостной концепции истории советской архитектуры. Конференция выявила также важный и достаточно тревожный вопрос: а действительно ли архитектура сталинской эпохи – это наше прошлое, а не настоящее или будущее? Как известно, многие факты сегодняшней архитектурной практики не позволяют с полной уверенностью ответить на этот вопрос. "Сталинская архитектура", едва успев сегодня утвердиться в статусе культурного наследия, фактически переживает то, в чем ее самое можно было бы упрекнуть с достаточным основанием по отношению к наследию предыдущих эпох: ее историческую подлинность "душат в объятиях", девальвируют многочисленными подражаниями, измышления на темы "сталинской архитектуры" заслоняют подлинные памятники этого времени, которые между тем ветшают и гибнут. Какое, собственно говоря, послание современной культуры закодировано в этой сегодняшней ситуации? Внутренняя солидарность дезориентированного в своих ценностях общества со сталинской эпохой, которую, пусть даже не всегда осознанно, но чутко улавливают и выражают архитекторы? Местная дань ироничным интеллектуальным играм, которыми так увлечен в последние годы весь мир? Или, наоборот, предельно упрощенное понимание традиций? Можно ли как-то практически повлиять на этот процесс? Вряд ли на эти вопросы можно сегодня легко найти однозначные ответы. Конференция закончилась, дав новые поводы для размышлений, скорее поставив и заострив многие проблемы, чем предложив их решения. Итоги подводить рано. По большому счету своеобразная заочная конференция продолжится, хотя и в ином режиме: несмотря на то, что в НИИТАГ РААСН уже много лет ведутся исследования архитектуры и градостроительства сталинской эпохи, широкий интерес отечественных и зарубежных историков к ней только пробуждается. Ю.Л.Косенкова |
URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 272 с. (Spanish). Мягкая обложка. 21.9 EUR
El elemento clave de la física contemporánea es el concepto de campo cuántico. Hoy en día se considera que este constituye la forma universal de la materia que subyace a todas sus manifestaciones físicas. Este libro puede ser recomendado como una primera lectura para aquellos estudiantes y físicos de... (Подробнее) URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR
Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) |