Encuadernación Блонский П.П. Современная философия: Между идеализмом и наукой
Id: 262915
19.9 EUR

Современная философия:
Между идеализмом и наукой Изд. стереотип.

URSS. 354 pp. (Russian). ISBN 978-5-397-07491-9.
  • Cartoné
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1918 г.)

Resumen del libro

Вниманию читателя предлагается книга выдающегося отечественного философа и психолога П.П.Блонского (1884--1941), посвященная исследованию философской науки конца XIX -- начала XX века. Во вступлении к книге предлагается общий взгляд на философию. Автор пытается найти наиболее точное определение философии и ее предмета, кратко прослеживает историю философии и рассуждает о кризисе современной ему философской науки. Основная часть книги включает ...(Información más detallada)две главы, в которых рассматриваются научная и идеалистическая философия в их противопоставлении. Рассматриваются виды научной философии и философского идеализма, излагаются учения наиболее ярких представителей того и другого направления. В приложении автор обращается к рассмотрению еще одного направления философии начала XX века --- философии действия и интуиции, описывая прагматизм, интуитивизм Бергсона, феноменологию Гуссерля и американский неореализм.

Книга рекомендуется философам и историкам философии, преподавателям, студентам и аспирантам философских факультетов вузов, всем заинтересованным читателям.


Soderzhanie
 Obschij vzglyad' na filosofiyu III--KhKhII
Glava 1. NAUChNAYa FILOSOFIYa
 I. Vidi nauchnoj filosofii
 II. Dialekticheskij materializm'
 III. Energetika
 IV. Biologicheskij monizm' Gekkelya
 V. Sensualisticheskij idealizm' Pirsona
 VI. Pozitivizm' Makha
 VII. Empiriokrititsizm' Avenariusa
 VIII. Gipotetizm' Puankare
 IX. Itogi nauchnoj filosofii
Glava 2. IDEALISTIChESKAYa FILOSOFIYa
 I. Vidi filosofskago idealizma
 II. Psikhologizm' v' filosofii
 II. Immanentnaya filosofiya
 III. Transtsendental'naya filosofiya Kogena
 IV. Teleologicheskij krititsizm' Vindel'banda i Rikkerta
 V. Perekhod' k' metafizike
 VI. Kriticheskaya metafizika
 VII. Panlogizm' v' anglo-ital'yanskoj metafizike
 VIII. Personalizm' v' sovremennoj metafizike
 IX. Religioznaya metafizika
PRILOZhENIE

Obschij vzglyad' na filosofiyu (otrivok)

1. Chto takoe filosofiya? Chtobi otvetit' na etot' vopros', vislushaem' sperva naibolee tipichniya opredeleniya filosofii, davaemiya vidnejshimi sovremennimi predstavitelyami eya. Po mneniyu Makha, filosof' "stremitsya k' vozmozhno polnoj, vseob'emlyuschej orientirovke vo vsej sovokupnosti faktov'"; po Avenariusu, filosofiya reshaet' vopros': "chto est' vse?"; po Gompertsu, filosofiya est' uchenie o mirovozzrenii i zhizneponimanii; po Geffdingu, osnovnaya filosofskaya problema -- problema neprerivnosti ili tsel'nosti; po Gejmansu, filosofiya stremitsya "ustanovit' vozmozhno polnoe i vozmozhno menee otnositel'noe poznanie Mipa"; po Natorpu, filosofiya est' "ta nauka, kotoraya dolzhna ustanovit' edinstvo chelovecheskago poznaniya"; Butru stavit' zadachej filosofii razsmotrenie veschej s' edinoj i universal'noj tochki zreniya v' ikh' otnoshenii k' cheloveku; dlya Dzhemsa filosofiya yavlyaetsya "sposobom' vosprinimat' i chuvstvovat' obschee bienie pul'sa kosmosa"; Dil'tej vidit' v' nej "ob'edinenie zhiznennikh' otnoshenij i osnovannago na nikh' opita"; Ejken' zhe -- "tsel'nost' zhiznennago protsessa".

Privedennij spisok' opredelenij pestr', no, odnako, vo vsekh' etikh' opredeleniyakh' est' i nechto obschee: vo vsekh' nikh' neizmenno mel'kayut' slova "edinstvo, tsel'nost', mir', kak' tseloe". Tem' samim', mi poluchaem' vozmozhnost', na pervikh' zhe porakh', tak' otgranichit' filosofiyu ot' prochikh' nauk': v' to vremya, kak' otdel'niya spetsial'niya nauki izuchayut' tu ili inuyu strochku mirovoj zhizni, filosofiya stremitsya k znaniyu mirovoj zhizni v' eya tselom'. Itak', filosofiya otlichaetsya ot' spetsial'nikh' nauk' svoim' predmetom'.

No eta zhe samaya problema mirovoj pervoosnovi, printsip' mirovoj zhizni interesuet' i bogoslova. Vo vse veka bogoslovskaya misl' usilenno rabotala nad' voprosom', chto, v' kachestve visshago nachala, obuslovlivaet' mirovuyu zhizn' v' eya tselom'. Takim' obrazom', oblasti filosofii i bogosloviya skreschivayutsya. No, soprikasayas' s' bogosloviem' svoim' predmetom', filosofiya rezko otlichaetsya ot' bogosloviya po metodu. Metod' bogosloviya -- vera v' sverkh'estestvennij avtoritet'; metod' filosofii -- logicheskij, dialekticheskij, nauchnij: "stremleniyu mirovikh' religij vlastvovat', opirayas' na vnutrennij opit' veruyuschikh', na traditsiyu i avtoritet', protivostoit' trebovanie razuma perestroit' mirovozzrenie i utverdit' ego na osnove razumnikh' nachal'. Kogda mipovozzrenie vozvishaetsya do svyaznago logicheskago tselago, togda voznikaet' metafizika" (Dil'tej). "Metod' filosofii tot' zhe, chto i metod' vsekh' drugikh' nauk'" (Navil'). I bogoslov' i uchenij, sledovatel'no, posyagayut' na filosofiyu. Bogoslov' napadaet' na logicheskij metod' filosofii i, zamenyaya ego dogmaticheskoj veroj, stremitsya sozdat' religioznuyu filosofiyu; uchenij napadaet' na universal'nij sintez' filosofii i, zamenyaya ego pestroj entsiklopediej spetsial'nikh' nauk', stremitsya sozdat' nauchnuyu filosofiyu. No i religioznaya i nauchnaya filosofii znamenuyut' soboj krizis' podlinnoj "filosofskoj" filosofii.

2. Rodina filosofii -- Ellada. Rannij ellinskij filosof' vistupaet' pred' nami odnovremenno i kak' "uchenij" i kak' teolog'". Tanneri schitaet' rannyuyu grecheskuyu filosofiyu "pervimi shagami drevne-grecheskoj nauki", i obichno desokratikov' nazivayut' naturfilosofami, no Ioel' blestyasche dokazal' proiskhozhdenie etoj naturfilosofii iz' dukha mistiki. Eto sochetanie nauchnosti s' mistikoj -- samaya tipichnaya cherta dlya grecheskoj filosofii.

Osnovnaya tema grecheskoj filosofii -- voskhozhdenie ot' tlennago chuvstvennago mira k' vechnomu bozhestvennomu edinstvu. Vse pannie grecheskie filosofi, Anaksimandr', Geraklit', Parmenid', pifagorejtsi, Empedokl' i Anaksagor', ostanavlivayutsya misl'yu pered' tlennim' mirom' bor'bi, antitez' i mnozhestvennosti. Refleksiya nad' etim' mirom' sostavlyaet' suschnost' ikh' filosofskoj drami, razvyazka kotoroj daetsya v' ikh' uchenii o bozhestvennoj bespredel'nosti, bozhestvennom' edinstve, istinnom', Edinom' i Ume. Vsya filosofiya Platona est' neprestannoe voskhozhdenie k' bezuslovnomu nachalu -- edinomu i istinnomu Blagu, istochniku bitiya i zhizni, a takzhe konechnoj tseli vsego suschestvuyuschago: videt' Blago -- visshaya nauka. Lyuboj dialog' Platona soderzhit' v' sebe uchenie ob' ideal'nom' vechnom' mire, i dazhe naibolee otvlechennie dialogi, napr., "Parmenid'" ili "Sofist'", posvyascheni probleme zhivoj svyazi Edinago s' chuvstvennim' pestrim' mirom'...


El autor
Blonskij Pavel Petrovich
Vidayuschijsya otechestvennij psikholog, filosof i pedagog. Rodilsya v Kieve. V 1907 g. okonchil istoriko-filologicheskij fakul'tet Kievskogo universiteta. Vel nauchno-issledovatel'skuyu i prepodavatel'skuyu rabotu v Moskovskom universitete i drugikh vuzakh i nauchnikh uchrezhdeniyakh Moskvi. S 1913 g. privat-dotsent, s 1919 g. — professor Moskovskogo universiteta. V 1919 g. organizoval i vozglavil Akademiyu sotsial'nogo vospitaniya i do 1931 g. bil ee professorom. Doktor pedagogicheskikh nauk (1935). V 1930–1941 gg. zavedoval laboratoriyami v Institute eksperimental'noj psikhologii.

P. P. Blonskij — avtor svishe 200 trudov po razlichnim voprosam filosofii, pedagogiki i psikhologii. Sredi nikh ryad rabot po filosofii i istorii filosofii, seriya pedagogicheskikh statej, napravlennikh protiv obosobleniya shkoli ot real'noj zhizni. On razrabatival ideologiyu i teoriyu trudovoj narodnoj shkoli, bil odnim iz veduschikh teoretikov pedologii. V svoikh rabotakh po psikhologii on okhvatil pochti vse oblasti psikhicheskoj zhizni. Printsipial'no vazhnoe znachenie imeli ego issledovaniya mishleniya, rechi, pamyati, emotsij, vzaimosvyazi i vzaimodejstviya psikhicheskikh protsessov, a takzhe problem, smezhnikh dlya psikhologii i pedagogiki. I khotya emu tak i ne udalos' sozdat' sobstvennuyu nauchnuyu shkolu, mnogie ego trudi navsegda voshli v fond rabot, zalozhivshikh osnovi sovremennoj nauchnoj psikhologii.


Página