Encuadernación Уэвелл У. История философии греческих школ по отношению ее к физической науке. Пер. с англ.
Id: 228387
12.9 EUR

История философии греческих школ по отношению ее к физической науке.
Пер. с англ. Изд. стереотип.

URSS. 282 pp. (Russian). ISBN 978-5-397-05966-4.
  • Rústica
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания г.).
Resumen del libro

Вниманию читателей предлагается книга известного английского философа, логика и историка науки Уильяма Уэвелла (1794--1866), посвященная исследованию истории некоторых из важнейших физических наук в древности, а именно в Древней Греции. Работа включает три раздела. В первом из них прослеживается развитие древнегреческой философии в ее взаимосвязи с физической наукой. Автор рассматривает физическую философию Аристотеля, исследует ...(Información más detallada)технические термины различных греческих школ --- платоников, пифагорейцев, атомистов и др., а также раскрывает причины неудачи греческой физической философии. Во втором разделе книги излагается история собственно физических наук в Древней Греции, изучается древнейшее состояние механики, гидростатики и оптики. Наконец, третий раздел посвящен истории греческой астрономии от ее древнейшего состояния до открытий знаменитого древнегреческого ученого Птолемея.

Настоящая книга представляет собой часть трехтомного фундаментального труда У.Уэвелла "История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени", однако вполне может рассматриваться как самостоятельное произведение.

Книга рекомендуется философам, историкам и методологам науки, будет интересна физикам и астрономам, а также широкому кругу читателей, желающих узнать больше об истории развития наук.


Soderzhanie
KNIGA I. ISTORIYa FILOSOFII GREChESKIKh' ShKOL', PO OTNOShENIYu EYa K' FIZIChESKOJ NAUKE
 GLAVA I. -- Prigotovitel'nij period' v' Filosofii Grecheskikh' Shkol'
 GLAVA II. -- Shkol'naya grecheskaya Filosofiya
 GLAVA III. -- Neudacha Fizicheskoj Filosofii grecheskikh' shkol'
KNIGA II. ISTORIYa FIZIChESKIKh' NAUK' V' DREVNEJ GRETsII
 Vvedenie
 GLAVA I. -- Drevnejshee sostoyanie Mekhaniki i Gidrostatiki
 GLAVA II. -- Drevnejshee sostoyanie Optiki
 GLAVA III. -- Drevnejshee sostoyanie Garmonii
KNIGA III. ISTORIYa GREChESKOJ ACTPOHOMII
 Vvedenie
 GLAVA I. -- Drevnejshee sostoyanie Astronomii
 GLAVA II. -- Prigotovitel'nij period' k' induktivnoj epokhe Gipparkha
 GLAVA III. -- Induktivnaya epokha Gipparkha
 GLAVA IV. -- Posledstviya induktivnoj epokhi Gipparkha

Iz glavi I. Prigotovitel'nij period' k' filosofii grecheskikh' shkol'

§ 1. -- Perviya popitki uma v' fizicheskikh' izsledovaniyakh'

V' drevnem' periode istorii v' lyudyakh' uzhe yavilas' naklonnost' k' teoreticheskim' izsledovaniyam' otnositel'no razlichnikh' chastej i svojstv' material'nago mira. To, chto oni videli krugom' sebya, vozbuzhdalo ikh' k' razmishleniyam', dogadkam', soobrazheniyam': oni staralis' dat' sebe otchet' v' estestvennikh' yavleniyakh', uznat' ikh' prichini, svesti ikh' k' printsipam'. Eta deyatel'nost' uma, ili po krajnej mere tot' razryad' etoj deyatel'nosti, kotorij mi zdes' razsmatrivaem', v' pervij raz' poyavilsya kazhetsya u Grekov'. I v' techenie etogo temnago predvaritel'nago perioda vremeni, kogda teoreticheskiya stremleniya lyudej tol'ko-chto osvobozhdalis' ot' prakticheskikh', lyudi, naibolee otlichavshiesya v' podobnikh' izsledovaniyakh', oboznachaemi bili tem' zhe virazheniem' pokhvali, kotoroe pridaetsya prakticheskomu blagorazumiyu, i nazivalis' mudretsami. No kogda eti lyudi pochuvstvovali, chto ikh' stremleniya vozbuzhdalis' lyubov'yu k' znanio, t.e. motivom', otlichnim' ot' motivov', veduschikh' k' blagorazumiyu v' prakticheskoj zhizni, to prinyato bilo drugoe, bolee iduschee i vmeste bolee skromnoe imya, i oni nazvani bili filosofami, lyubitelyami mudrosti. Eto nazvanie, kak' govoryat', prinyato bilo v' pervij raz' Pifagorom'. No u Gerodota, vmesto etogo imeni, on' nazivaetsya moguschestvennim' sofistom'; i Gerodot', povidimomu, upotreblyaet' eto slovo, vovse ne oboznachaya im' togo zloupotrebleniya razuma, kakoe etot' termin' stal' oboznachat' vposledstvii. Istoriki literaturi postavili Pifagora vo glave Italijskoj shkoli, odnoj iz' dvukh' glavnikh' otraslej drevnej grecheskoj filosofii; no drugaya, Ionijskaya shkola, bolee zasluzhivayuschaya nashego vnimaniya po svoemu kharakteru i posleduyuschemu progressu, vedet' svoe nachalo ot' Falesa, kotorij predshestvoval' veku Filosofii i bil' odnim' iz' "grecheskikh' mudretsov'".

Za Ionijskoj shkoloj posledovalo v' Gretsii neskol'ko drugikh'; i predmeti, privlekavshie vnimanie etikh' shkol', stanovilis' ves'ma obshirni. Perviya popitki ikh' sostoyali v' tom', chtobi obrazovat' sistemi, kotoriya bi ob'yasnyali zakoni i prichini veschestvennago mira; i k' etomu prisoedinilis' vskore vse velikie voprosi, na kotorie navodyat' nasha nravstvennaya priroda i sposobnosti. Fizicheskaya filosofiya etikh' shkol' v' osobennosti zasluzhivaet' nashego izucheniya, tak' kak' ona predstavlyaet' soboj kharakter' i sud'bi naibolee dostopamyatnoj popitki dostignut' universal'nago znaniya, kakaya tol'ko bila kogda-nibud' sdelana. Chrezvichajno pouchitel'no opredelit' printsipi etogo predpriyatiya: prinyatij zdes' put' bil' konechno odin' iz' samikh' estestvennikh' i zamanchivikh', kakie tol'ko mozhno voobrazit'; opit' sdelan' bil' natsiej, odarennoj neobichajno tonkim' umom', i v' period' eya naibol'shej deyatel'nosti i sili. I odnakozhe, nado priznat'sya (po krajnej mere otnositel'no nauki o prirode nikto etogo i ne osparivaet'), chto opit' bil' sovershenno bezuspeshnij. Potomu chto nel'zya ne nazvat' krajne neudachnimi to staranie otkrit' prichini veschej, samim' polnim' rezul'tatom' kotorago bili fizicheskie traktati Aristotelya, i kotoroe, dostigshi punkta, oboznachaemago etimi traktatami, ostavilo potom' pochti na dve tisyachi let' chelovecheskoj um' v' zastoe, -- vo vsyakom' sluchae v' zastoj otnositel'no vsekh' podobnikh' predmetov'.

Drevnie filosofi Gretsii stali filosofstvovat' o prirode takim' sposobom', kotorij obnaruzhival' silu i uverennost' ispituyuschago uma, esche ne nauchennago trudom' i neudachami...


Ob avtore
Uil'yam UEVELL (1794--1866)

Anglijskij filosof, logik i istorik nauki, odin iz naibolee vidayuschikhsya entsiklopedistov XIX veka. Rodilsya v Lankastere, v sem'e plotnika. Blagodarya svoim shkol'nim uspekham v matematike poluchil stipendiyu Triniti-kolledzha pri Kembridzhskom universitete. V 1817 g. zanyal dolzhnost' nastavnika v Triniti-kolledzhe, v 1818 g. stal prezidentom Obschestvennogo soyuza Kembridzha. Professor mineralogii (1828--1832), professor moral'noj filosofii (1838--1855) v Kembridzhe (snachala v Triniti-kolledzhe, zatem v samom universitete). V 1820 g. bil vibran chlenom Londonskogo korolevskogo obschestva, v 1837 g. nagrazhden Korolevskoj medal'yu.

Uil'yam Uevell -- avtor desyatkov nauchnikh trudov po matematike, mekhanike, dinamike, geologii, mineralogii, astronomii, politicheskoj ekonomii, arkhitekture, bogosloviyu, obrazovaniyu, poezii, mnogie iz kotorikh i segodnya predstavlyayut znachitel'nij nauchnij interes. Dve ego fundamental'nie raboti po istorii i filosofii nauki -- "Istoriya induktivnikh nauk" (1837) i "Filosofiya induktivnikh nauk" (1840--1841) -- prinesli emu izvestnost' i avtoritet u predstavitelej samikh razlichnikh filosofskikh techenij. Nekotorie polozheniya filosofii nauki Uevella otnositel'no induktivnogo metoda v poznanii kritikovalis' Dzh.St. Millem v ego "Sisteme logiki", chto stalo nachalom znamenitoj polemiki mezhdu nimi, kotoruyu mozhno schitat' otpravnoj tochkoj sovremennogo obsuzhdeniya problemi induktsii. Uevell takzhe razrabatival voprosi etiki i stremilsya viyavit' obschepriznannie aksiomi, reguliruyuschie prakticheskoe povedenie cheloveka. Krome togo, emu prinadlezhit izobretenie ryada slov anglijskogo yazika, v chisle kotorikh: a scientist (uchenij), termini "anod", "katod" i drugie; otchasti blagodarya ego vliyaniyu termin "nauka" zamenil obscheupotrebitel'nij do etogo termin "natural'naya filosofiya".