Encuadernación Бычковский Б.С. Современная философия: Проблема материи и энергии
Id: 123064
11.9 EUR

Современная философия:
Проблема материи и энергии Изд. 2

URSS. 312 pp. (Russian). ISBN 978-5-397-02003-9. Estado: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
  • Rústica
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1911 г.)
Resumen del libro

Настоящая книга посвящена исследованию проблемы материи и энергии с точки зрения философии. Автор проводит критический анализ двух различных форм физического мировоззрения --- механического, сводящего все явления к их физическим причинам, и энергетического, предполагающего в качестве основания действительности энергию, проявлением которой служат живая сила, механическая работа, теплота и т.д. В книге представлены теории таких ученых-механистов,...(Información más detallada) как Декарт, Лейбниц, Ньютон, и учения приверженцев энергетического миросозерцания --- Маха, Дюгема, Лебона, Пуанкаре и других. В заключительной главе книги содержится краткий исторический обзор проблемы бытия.

Книга рекомендуется философам, физикам и представителям других естественных наук, студентам философских факультетов вузов, а также всем, кто интересуется философией науки.


Oglavlenie
 GLAVA PERVAYa. Predeli nauchnago tvorchestva
 GLAVA VTORAYa. Mekhanicheskoe miroponimanie
 GLAVA TRET'Ya. Logicheskiya protivorechiya traditsionnago mekhanizma
 GLAVA ChETVERTAYa. Degradatsiya energii
 GLAVA PYaTAYa. Energeticheskoe mirosozertsanie
 GLAVA ShESTAYa. Ostval'd' i Dyugem'
 GLAVA SED'MAYa. Elektronnaya teoriya
 GLAVA VOS'MAYa. Teoriya Lebona
 GLAVA DEVYaTAYa. Neokrititsizm Anri Puankare
 GLAVA DESYaTAYa. Kritika energeticheskago miroponimaniya
 GLAVA ODINNADTsATAYa. Tsennost' nauki
 GLAVA DVENADTsATAYa. Beglij istoricheskoj obzor' problemi bitiya

Iz glavi pervoj. Predeli nauchnago tvorchestva

Pamyati roditelej

V' nashe vremya vera v' nauku stala edinstvennoj veroj obrazovannago cheloveka. Na nej pokoyatsya vse nashi nadezhdi, vse nashi upovaniya. Nash' razum' osvobodilsya ot' okov' metafiziki, nashe chuvstvo prosnulos' ot' togo glubokago sna, v' kotorom' ego derzhali idoli starago vremeni. Mi znaem', chto mi so vsekh' storon' okruzheni tajnami. I zhurchan'e ruch'ya, i shelest' list'ev', i plavayuschiya nad' nashej golovoj oblaka, i nebesa, useyanniya zvezdami -- vse eto glubokiya tajni, volnuyuschiya nash' vechno voproshayuschij razum'. Glubokaya tajna i zhizn' nasha i nashe ya, analiziruyuschee, ischuschee, porivayuscheesya slit'sya s' bitiem'. No mi smeemsya nad' bezumtsem', kotorij sredi belago dnya, pri yarkom' svete nauki, zazhigaet' tusklij fonar' srednevekov'ya i ischet' mogili umershikh' bogov'. Mi govorim' zhretsam' metafiziki: razrush'te vashi kapischa, ibo vashi bogi razvenchani, osvobodite put' dlya pobedonosnago shestviya nauki. Raskrojte stranitsi proshlago, i one vam' razskazhut' chudnuyu skazku. To skazka o tom', kak' postepenno razrushalis' zdaniya religii i metafiziki. Chto ostalos' ot' etikh' velikikh' tvorenij razuma i chuvstva? Chto ostalos' ot' filosofii drevnikh', ot' iskanij alkhimikov'? Pochemu tak' malo govorit' nashemu razumu i otkrovenie absolyutnago "ya" Fikhte i protsess' razvitiya "absolyutnago dukha" Gegelya i Shellinga? Gde tot' moralist', khotya bi iz' lagerya metafiziki, kotorij tselikom' bez' kritiki prinimaet' polozheniya Kritiki prakticheskago razuma? Pochemu tam' malo psikhologov', vpolne soglashayuschikhsya s' teorieyu poznaniya Kanta? A mezhdu tem', ot' etikh' velikikh' sistem' nas' otdelyaet' kakaya nibud' sotnya let'.

Mi, konechno, umeem' tsenit' zaslugi titanov' proshlago. Mi znaem', chto ikh' teorii produkt' opredelennago sostoyaniya kul'turi. Vmeste s' poetom' filosofom' mi govorim': "tam' ostrov' mogil', molchalivij ostrov', na nem' mogila moej yunosti. Tuda khochu ya otnesti vechno zeleneyuschij venok' zhizni".

No kogda nas' zovut' nazad', kogda khotyat' povernut' vspyat' kolesa istorii, mi govorim' net'. Mi zhelaem' idti vpered' i tol'ko vpered'. Novaya vremena, noviya ptitsi. Mozhet', polet' ikh' ne takoj porivistij, ne takoj visokij, za to on' ustojchivij, uverennij. Mi predostavlyaem' parenie vverkh' tem', kotorikh' slabij udel'nij ves' zaschischaet' ot' padeniya. V' vis' mi poletim' togda, kogda u nas' budut' moguchiya kril'ya. Ikh' nam' dast' tol'ko nauka. Ot' neya mi v' prave mnogago zhdat', ibo ona uzhe nam' mnogoe dala.

Na chem', odnako, osnovana nasha vera v' nauku? Gde garantiya v' tom', chto nauchniya istini ne podvergnutsya toj zhe uchasti, koej uzhe podverglis' metafizicheskiya i religiozniya iskaniya! Mozhet' bit', zavtra nami budet' osmeyano, porugano to, chemu mi segodnya poklonyaemsya? Chelovechestvo snova nachnet' sizifovu rabotu, i tak' bez' kontsa. Podobnie somneniya, esli bi oni imeli osnovanie, v' korne podtachivali bi vsyakuyu rabotu nauki. K' schast'yu, nauka ne boitsya katastrof', bankrotstva. Ot' etogo ee zaschischaet' ob'ektivnost' eya metoda, bezlichnost' eya tvorchestva.

Nauka produkt' razuma, i eya rabota neobkhodimo nakhoditsya v' sootvetstvii s' zakonami nashego razuma. Razum' poznaet', ustanavlivaet' zavisimost' mezhdu yavleniyami. Osnovnimi elementami etoj zavisimosti yavlyayutsya ponyatiya tozhdestva i razlichiya. Razlichie mezhdu veschami neposredstvenno daetsya chuvstvom'. Po slovam' Millya, "mi poznaem' vesch' tol'ko togda, kogda mi umeem' ee otlichit' ot' drugoj veschi; vsyakoe poznanie, takim' obrazom', poznanie razlichiya; chtob' vizvat' akt' poznaniya, neobkhodima nalichnost' dvukh' ob'ektov'".

Rabota razuma v' strogom' smisle etogo slova nachinaetsya protsessom' ustanovleniya tozhdestva mezhdu veschami.

Na osnovanii obnaruzhennikh' chert' skhodstva mi gruppiruem', klassifitsiruem' yavleniya. Mi vibiraem' iz' tselago klassa predmetov' takie, kotorie obladayut' bol'shim' chislom' obschikh' svojstv', i videlyaem' ikh' v' rodi, vidi i t.d.

Postepennim' soedineniem' i raschleneniem' obschikh' svojstv', prisuschikh' opredelennim' kategoriyam' predmetov', mi abstragiruem' danniya opita.

Odni nashi vospriyatiya ne v' sostoyanii dat' nam' kartinu vneshnyago mira. Tol'ko putem' logicheskoj ikh' obrabotki, svedeniem' v' strojnuyu sistemu, nash' razum' sozdaet' nauchnij opit'.

No razum' pererabativaet' nashi vospriyatiya, soglasno svoim' sobstvennim' zakonam'. V' etom' otnoshenii aktivnost' so storoni vosprinimayuschago ob'ekta privnosit' sub'ektivnie elementi v' ob'ektivnuyu kartinu mira. Nezavisimo ot' togo, transtsendental'nago ili empiricheskago kharaktera funktsii razsudka, fakt' to, chto eti faktori edinstvo nashego soznaniya emu immanentni, i pri poznanii mira mi bessil'ni ot' nikh' osvobodit'sya.

Nasha misl' operiruet' ne nad' samimi veschami, a nad' predstavleniyami ob' etikh' veschakh'. Dannoe nashego soznaniya, takim' obrazom', sintez' ob'ektivnikh' i sub'ektivnikh' elementov', tak' chto nashe predstavlenie o mire neobkhodimo sostavnoe, t.e. rezul'tat' vzaimodejstviya dvukh' suschnostej, nakhodyaschikhsya v' funktsional'noj zavisimosti...