URSS.ru Online Bookstore. Editorial URSS Publishers. Moscow
Cover Petrov V.M., Kharouto A.V. Art Studies and Information Theory. (Papers in English and in Russian languages) Cover Petrov V.M., Kharouto A.V. Art Studies and Information Theory. (Papers in English and in Russian languages)
Id: 85179
15.9 EUR

Art Studies and Information Theory.
(Papers in English and in Russian languages)

Петров В.М., Харуто А.В. (под ред.) "Искусствознание и теория информации".
URSS. 432 pp. (English). ISBN 978-5-396-00009-4.
White offset paper
  • Paperback
. (Papers in English and in Russian languages).

Summary

Основу сборника составили материалы проведенной в Москве в июне 2007 г. Международной конференции «Новые методы в исследованиях художественного творчества», посвященной 70-летию со дня рождения и 10-летию со дня кончины Г.А.Голицына (1937–1997) --- основателя современного информационного подхода к гуманитарному знанию. Помимо работ информационной направленности, представлены исследования в смежных направлениях, выполненные... (More)


Содержание
top
От редакторов
Часть I. Феномен Г. А. Голицына, проблема поколений и творческих групп
 Петров В. М.
 Путь к творческой вершине, уникальность, судьба (к 70-летию со дня рождения и 10-летию со дня кончины Г. А. Голицына)
 Volker A. Munz
 Overcoming Opposites: A selection
 Очерет Ю. В.
 Жанр "прощаний" (конже) и лирическая поэзия Арраса XII–XIII вв.: малая творческая группа – большие достижения
 Уварова-Даниэль И. П.
 В круге первом и последнем
Часть  II. Тенденции развития научного знания и современный информационный подход
 Голицын Г. А., Левич А. П.
 Принцип максимума информации и вариационные принципы в естествознании
 Геодакян В. А.
 Энтропия и информация в естествознании и культуре
 Volker А. MUNZ, Vladimir M. Petrov
 Vertical dimension and contemporary humanitarian knowledge
 Полосин Н. Н.
 Информационный подход в культурной антропологии
 Шведовский В. А.
 Информационный критерий в обобщении уравнения Н. Д. Кондратьева: социально-генетическая составляющая эволюционной экономики
 Гамзатова П. Р.
 Когнитивное искусствознание и искусственный интеллект
Часть III. Информационный подход к изучению искусства
 Pablo P. L. Tinio, Helmut Leder
 Optimal Interface between Artworks and the Information Processing System
 Сапожникова К. В., Тайманов Р. Е.
 Язык музыки и звуков природы доступен расшифровке
 Stefano Mastandrea, Gabriella Bartoli, Raffaele Cannovo
 The automaticity of the aesthetic evaluation: implicit measures show an experimental evidence
 Петров В. М.
 Формы – эмоции – функции – предпочтения (информационный подход)
 Мажуль Л. А.
 Стилевые осцилляции в искусстве: проблема типологии
Часть IV. Информационный подход в исследованиях культурной жизни
 Харуто А. В.
 Годовой цикл изменения температуры воздуха и народный календарь: статистическое сопоставление
 Лях В. И.
 Региональная культура: размышления о теоретико-информационной парадигме исследования
 Guillermo A. Lemarchand
 A Cyclic Model of Long-term Recurrences in Societal Processes: Application to the Millenary Behavior of Classical Music (95 –2 )
 Коваленко Т. В., Куличкин П. А.
 Интенсивность художественного творчества в свете информационной парадигмы: драматургия и театральная жизнь России и Западной Европы XV–XX вв.
 Vladimir M. Petrov, Stefania Mancone, Lidia A. Mazhul
 Logic of finiteness: intellectual systems and limits of their development
Часть V. Смежные подходы к изучению художественного творчества
 Муриан И. Ф.
 Цикл как замкнутое пространство и как форма движения в истории и искусстве
 Colin Martindale
 Prolegomenon to a Natural History of the Novel
 Colin Martindale, Jonna Kwiatkowski, Oshin Vartanian
 Evolution vs. Oppression: socialist realist painting in the Soviet Union
 Корытин Н. Н.
 Ритмика смысла. Поэзия Д. Г. Лоренса и проблема структуры свободного стиха
 Пахомова О. В.
 Световое прочтение сонористических композиций
 Брагина Н. Н.
 Об анализе литературного текста методом, принятым в музыковедении
 Суминова Т. Н.
 Точка и линия – ключевые элементы структуры текста произведения артосферы
 Максимов В. Н.
 Поэзия, которой не хватает всем
Часть VI. Новые подходы в психологических и педагогических исследованиях
 Петрушин В. И.
 Психологические модели отражения действительности в искусстве
 Дорфман Л. Я., Токарева Г. В., Барашкова Е. В.
 Метаиндивидуальный мир и короткие эмоциональные предпочтения музыканта-исполнителя
 Пономарева Е. Ю.
 Методы исследования и оценки уровней развития творческой свободы вокалиста
 Orazio Licciardello, Maria Elvira De Caroli & Claudia Castiglione
 Self, Possible Selves and Professional Life Tasks in young arts school students
 Maria Elvira De Caroli, Orazio Licciardello, Elisabetta Sagone
 Psychological androgyny and factors of creative personality in Sicilian adolescents
Приложение
 Из научного наследия Г. А. Голицына
Наши авторы

От редакторов
top

Посвящается светлой памяти
Германа Алексеевича Голицына
(1937–1997)

Настоящий сборник посвящен преимущественно исследованиям, развивающимся в междисциплинарной области, на стыке естественных и гуманитарных наук. Работы подобной интегративной направленности – веление времени, их "собственно научное" предназначение – устранить непроходимую пропасть между "двумя культурами" (миром естественных наук и сферой гуманитарного знания), о пагубной роли которой говорил еще Ч. П. Сноу почти полвека назад. Говоря же о такой "корневой" для всей гуманитарной сферы науке, как искусствознание, следует также иметь в виду назревшую потребность в новой парадигмальной основе, в обновлении эстетической платформы, – чтобы появилась возможность получить новые конструктивные результаты, относящиеся прежде всего к структуре произведений искусства и к их воздействию на реципиентов, по-новому взглянуть на весь мир художественной культуры.

Нельзя сказать, что подобные попытки не предпринимались раньше. Тут, разумеется, следует вспомнить о попытках создания "математической эстетики" еще в конце XIX – начале XX в., об усилиях русской формальной школы 1920-х гг., об исследованиях в рамках социологии искусства, семиотики, структурализма и др. (см., например: Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики / Ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петров. М.: Изд-во ЛКИ/URSS, 2007). Эти работы привели к определенному прогрессу в развитии науки об искусстве, но, все же, оказались неспособными совершить тот "прорыв", в котором нуждается современная наука, и прежде всего, – прорыв к новому этапу, который базировался бы на подходе, общем для естественных и гуманитарных наук. Именно такие возможности открывает теоретико-информационный подход, – ибо информация (и ее "тень" – энтропия) как раз и является "субстратом", общим для двух упомянутых сфер, разделенных пропастью.

Работы по применению теории информации к гуманитарной сфере, и прежде всего к наукам об искусстве начались около полувека назад, как только появилась сама теория информации. Вполне естественно, что эти исследования (М. Бензе, А. Моль и др.) не могли сразу привести к конструктивным результатам, – слишком уж велик был разрыв между объединяемыми научными областями. И лишь в последние два десятилетия появился "свет в окошке" – в виде новой, современной версии информационного подхода, создателем которого стал Герман Алексеевич Голицын (1937–1997).

В июне 2007 г. в Москве состоялись Международная конференция "Новые методы в исследованиях художественного творчества" и Международный симпозиум "Информационный подход к исследованию культуры и искусства". Эти два весьма представительных форума, организованных Государственным институтом искусствознания совместно с Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского (при участии Института психологии РАН и поддержке Международной ассоциации эмпирической эстетики), были связаны с 70-летием со дня рождения и 10-летием со дня кончины Г. А. Голицына. На Конференции и Симпозиуме были заслушаны не только доклады, выполненные непосредственно в рамках теоретико-информационного подхода, – но и относящиеся к подходам смежным, и в первую очередь к применению методов прикладной математики, психологии, лингвистики и др. (см.: Информация, время, творчество. Тезисы докладов Международной конференции "Новые методы в исследованиях художественного творчества" и Международного симпозиума "Информационный подход к исследованию культуры и искусства" / Ред. В. М. Петров, А. В. Харуто. М.: Гос. институт искусствознания; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007). Такое расширение спектра рассматриваемых подходов представляется не только оправданным, но и весьма плодотворным: ведь не изолируясь от смежных областей, но обращаясь к ним, вероятнее всего найти поддержку зарождающимся инновациям.

Той же традиции "широкого спектра" мы следовали и при составлении настоящего сборника (в который включены преимущественно тексты докладов, представлявшихся на вышеуказанной Конференции). Поэтому неудивительно, что в книге порой соседствуют материалы, относящиеся – по крайней мере на первый взгляд – к самым "полярным" областям: тут и философские течения начала XX в., и средневековая французская поэзия, и математические основы моделирования, и статистическая поэтика и т. д. И конечно, далеко не все публикуемые статьи будут поняты каждым читателем (даже самым подготовленным). Тем не менее, будучи собранными под одной обложкой, такие материалы (представленные ведущими специалистами ряда стран) дают исследователям возможности самых разнообразных "гибридизаций", создают поле широких междисциплинарных поисков, в которых так нуждается современная наука об искусстве. В этом – главное предназначение настоящего издания.

Сборник состоит из шести частей. Первую часть: "Феномен Г. А. Голицына, проблема поколений и творческих групп" – мы посвятили преимущественно вопросам, которые можно было бы назвать "психолого-биографическими". Здесь на разнообразном историческом материале рассматривается "атмосфера" тех малых групп, в недрах которых порой появляются выдающиеся творческие достижения (в философии, поэзии, живописи). Во второй части: "Тенденции развития научного знания и современный информационный подход" – анализируется ситуация, сложившаяся в современной науке, и показывается перспективность новой (сложившейся в последние годы) информационной парадигмы для преодоления кризиса, наметившегося в науках о человеке, – хотя ставится под сомнение и сама необходимость построения информационных моделей в некоторых из этих наук. Третья часть: "Информационный подход к изучению искусства" – содержит конкретные результаты моделирования (реализованного на базе информационных моделей) процессов, протекающих при восприятии произведений искусства: музыкальных, живописных, поэтических. Феноменам более крупномасштабным посвящена четвертая часть: "Информационный подход в исследованиях культурной жизни". Тут представлены модели, описывающие функционирование целых "ветвей" культуры – таких, как виды искусства (музыкальное творчество, театральная жизнь), народные поверья, равно как целостной системы художественной культуры. Исследования, примыкающие к информационным (и порой весьма близкие к ним по духу), освещаются в пятой части: "Смежные подходы к изучению художественного творчества"; здесь в качестве "ядерных" выступают работы, количественно анализирующие строение живописных, поэтических и прозаических произведений. Наконец, в шестой части: "Новые подходы в психологических и педагогических исследованиях" – рассматривается "извечная" проблема соотношения между искусством и отражаемой им жизнью, а также собраны материалы, посвященные вопросам формирования творческого потенциала молодежи, избравшей своей профессией сферу искусства. В Приложении: "Из научного наследия Г. А. Голицына" – публикуются фрагменты рукописного наследия этого выдающегося исследователя, дающие представление не только о диапазоне его интересов, – но и о тех возможностях, которые открывает современный информационный подход при анализе широкого спектра проблем наук о человеке.

Составляя данный сборник, мы совершенно сознательно включали в него не только близкие нам по духу работы, – но и те, концепции которых мы не разделяем (или считаем недостаточно мотивированными). Думается, время покажет правоту / неправоту тех или иных взглядов. Но во всех случаях материалы настоящего сборника, как мы надеемся, послужат развитию новых подходов к проблемам искусствознания и теории культуры.