Russian Español English   URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
 
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Услуги Подписка на новости Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Серия: : Ученые шутят
Серия: : Будущая Россия
Серия: : Лекции по математике В. Босса
Серия: : Наука в СССР: Через тернии к звездам
Серия: : НАУКУ --- ВСЕМ! Шедевры научно-популярной литературы
Серия: : Политэкономические императивы советского марксизма. 1917-1941
Серия: : Энциклопедия конника
Серия: : Размышляя о марксизме
Серия: : Синергетика: от прошлого к будущему
Серия: : Фейнмановские лекции по физике
Серия: : Размышляя об анархизме
Серия: : Школа сценического мастерства
 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Максимов Д.А., Толпегин П.В. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России 

Максимов Д.А., Толпегин П.В.
Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в современной России
2009. Мягкая обложка. 144 с. 190 руб. Бестселлер!
ISBN 978-5-9710-0274-1


Заказ можно изменить в любой момент

 Аннотация

В книге рассматриваются особенности процесса формирования отношений между государством, бизнесом и гражданским обществом на современном этапе истории России, основные модели взаимодействия между институтами и их эволюция. Исследуются формы отношений между институтами, а также непосредственно механизмы их организации.

Особое внимание уделяется авторами как практическому, так и теоретическому анализу проблем. В частности, в работе рассматриваются концепции наиболее авторитетных современных российских и зарубежных исследователей взаимоотношений государства и бизнеса.

Книга предназначена для студентов, преподавателей, исследователей и всех, кого интересуют проблемы взаимодействия государства и бизнеса в России, а также проблемы институционального и государственного строительства.


 Оглавление

Отзыв
Введение
1. Формы взаимодействия власти и бизнеса в современной России
 1.1.Формы отношений власти и бизнеса в современной России
 1.2.Формы организации отношений власти и бизнеса в современной России
2. Эволюция взаимодействия власти и бизнеса в России
 2.1.1987--1993. Либерализация политики и экономики
 2.2.1993--2000. Финансово-промышленные группы и ельцинская власть
 2.3.2000--2002. Эпоха великого перелома
 2.4.2003--2008. Вперед, в прошлое
3. Бизнес в общественной системе отношений
 3.1.Бизнес и гражданское общество в России
 3.2.Качество делового климата России
4. Теоретический анализ взаимодействия власти и бизнеса в России
 4.1."Либеральный" подход
 4.2."Традиционный" подход
 4.3."Коммуникационный" подход
 Заключение
 Литература

 Отзыв

Данная работа освещает актуальный вопрос российской действительности -- взаимоотношения власти и бизнеса.

Книга представляет особый интерес в силу комплексного подхода авторов к исследованию, одновременно теоретического и практического. Исследование выполнено на достаточно широкой базе как российских, так и зарубежных источников.

Авторы комплексно и интересно описывают проблемную область с нескольких точек зрения, что придает исследованию особую ценность. Очень качественно и точно авторами выполнено описание форм взаимодействия власти и бизнеса в современной России. Примечательно, чтов анализе использована международная компаративистика.

Не менее качественно проведен исторический анализ эволюции взаимоотношений власти и бизнеса в России 1990--2009 гг.

Четко выделены два основных подхода к проблеме: "либеральный" и "традиционный". Впечатляет объем обработанной теоретической базы исследований в данной области, что помогло авторам лаконично сформулировать в концепции достаточно сложные для понимания проблемы. Интересен также предложенный "коммуникационный" подход -- хотя, с моей точки зрения, его слабым местом является недостаток экономизма и излишнее превалирование политологической компоненты.

Актуальными и оставляющими пространство для дискуссии являются также выводы, сделанные автором в исследовании.

Желаю Вам приятного чтения.

И.Ю.Юргенс,
кандидат экономических наук,
профессор кафедры теории и практики
взаимодействия бизнеса и власти
Государственного университета --
Высшей школы экономики,
председатель правления Института современного развития,
вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей,
член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека,
член Совета при Президенте РФ
по развитию информационного общества
в Российской Федерации,
председатель совета директоров банка "Ренессанс Капитал"

 Введение

Сложные взаимоотношения государства и экономики уже достаточно долго являются предметом изучения экономистов и политологов. Такого рода исследования актуальны повсеместно и особенно интересны в государствах с развивающейся экономикой и трансформирующейся политической системой. При этом случай каждой отдельной страны по-своему уникален и в то же время соответствует общемировым тенденциям. Однако, помимо взаимоотношений государства и экономики как институтов общественного устройства, в XX в. в науке стало необходимым обращениек теме взаимодействия власти и бизнеса как практическому "наполнению" вышеобозначенных институтов.

Характер и формы взаимодействия власти и бизнеса оказывают сильное влияние как на реальный дизайн политических институтов, так и на деятельность социальных институтов. Тема взаимодействия власти и бизнеса в современной России всегда занимала особое место во всех сферах общественной жизни и в данный момент актуальна как никогда по нескольким причинам.

Во-первых, формы взаимодействия власти и бизнеса в России, как и в других государствах, переживающих времена институциональной трансформации, характеризуются высокой степенью разнообразия. Следовательно, их изучение представляет особый интерес для множества социальных наук, таких как политическая социология, политическая экономия, транзитология и т.д. Типология форм взаимодействия, а также их характеристики позволяют говорить о качестве институтов общественного устройства.

Во-вторых, история развития взаимоотношений власти и бизнеса в современной России является крайне интересным материалом для построения долгосрочных прогнозов развития политической и экономической систем страны. Сложные отношения власти и бизнеса претерпели несколько ярких периодов развития, каждому из которых будет уделено внимание в данном исследовании. Интересно, что отношения бизнеса и власти последовательно воплощались в трех возможных вариантах: превосходство власти, превосходство бизнеса, а также короткий период относительного баланса в отношениях.

В-третьих, взаимоотношения власти и бизнеса оказывают влияние на политическую и экономическую систему государства, и наоборот. В свою очередь, стратегии взаимодействия власти и бизнеса формируются с учетом влияния как внутренних, так и внешних факторов. Среди внутренних факторов можно отметить характеристики делового и инвестиционного климата в стране, оцениваемого независимыми иностранными и часто зависимыми российскими рейтинговыми бюро и консалтинговыми компаниями; влияние гражданского общества и т.п. К внешним факторам можно отнести склонность к восприятию чужого опыта в области выстраивания взаимоотношений между бизнесом и властью; внешнее давление со стороны как международных организаций, так и других государств, направленное на унификацию стандартов взаимодействия органов государственной власти и бизнеса.

В-четвертых, особого внимания заслуживает рассмотрение сущности отношений власти и бизнеса в России в совмещенном, политико-историческом, политико-культурном, политико-экономическом ракурсах. Ключевой вопрос здесь -- возможно ли в России отделить власть от бизнеса или же разделение власти и бизнеса является всего лишь заимствованным из западной науки интеллектуальным конструктом, слабо соотносимым с российской действительностью.

Рассмотрение обозначенных выше вопросов позволит нам в качестве результата данного исследования обозначить список проблем взаимодействия власти и бизнеса в современной России.

Цель данной работы заключается в изучении эволюции и анализе взаимодействия власти и бизнеса, а также определении на основании данного анализа проблем взаимодействия власти и бизнеса в современной России.

Объектами исследования являются организации бизнеса, а также некоторые органы государственной власти России.

Предметом исследования является взаимодействие власти и бизнеса в современной России.

Гипотеза работы состоит в предположении, что основополагающей проблемой взаимодействия власти и бизнеса в современной России является низкий уровень доверия в отношениях власти и бизнеса.

Задачи данной работы:

-- Проанализировать формы взаимодействия власти и бизнеса в России. Реализация данной задачи заключается, во-первых, в выделении типологий форм взаимодействия власти и бизнеса в России. Особый интерес для нас представляют так называемые трансформационные формы взаимодействия, а также уникальные формы, свойственные российской действительности. Помимо этого, для понимания "пространства исследования" необходимо классифицировать организации бизнеса, на базе которых существуют так называемые коммуникационные площадки. Под коммуникационной площадкой власти и бизнеса понимается регулярное мероприятие, организация, в рамках которой происходит обмен мнениями и позициями представителей бизнеса и органов государственной власти. Основные параметры классификации коммуникационных площадок -- правовой статус, федеральный / региональный статус, отраслевой / межотраслевой характер. Проанализировав формы организации отношений бизнеса и власти, мы четко обозначим проблемное поле, в котором уже явно будут прослеживаться как структурные, так и ситуационные проблемы коммуникации власти и бизнеса.

-- Проанализировать эволюцию взаимодействия власти и бизнеса в России. Эволюция отношений власти и бизнеса в современной России уникальна и требует особого внимания в силу возможности определения "хронических", свойственных системе, а также "ситуационных", обусловленных конкретным периодом в отношениях, проблем во взаимоотношениях власти и бизнеса. На основании анализа истории взаимодействия власти и бизнеса, а также обращения к теориям в данной области как отечественных, так и зарубежных авторов, мы сможем сделать выводы относительно природы взаимоотношений власти и бизнеса в России.

-- Описать и проанализировать основные теоретические подходы к взаимодействию власти и бизнеса в России.

-- Описать модель коммуникационной матрицы как модель функционирования взаимодействия власти и бизнеса в современной России.

Цель данного этапа заключается в фундаментальном осмыслении обозначенных ранее форм, а также эволюции взаимодействия власти и бизнеса через обращение к теориям коммуникации власти и бизнеса. Кроме того, мы проанализируем в некотором роде "интегрированную" модель отношений между контрагентами (модель "коммуникационной матрицы", предполагающую операционализацию других моделей), в рамках которой, с нашей точки зрения, проблемы взаимоотношений между властью и бизнесом будут просматриваться наиболее четко.

Данное исследование носит фундаментально-практический характер, поскольку заключает в себе как теоретическую фундаментальную часть, так и практическую эмпирическую часть, выраженную в изучении развития организаций бизнеса, органов государственной власти и коммуникационных площадок, существующих в их рамках. В качестве методов исследования используются: анализ документов, ивент-анализ (например, в анализе эволюции отношений власти и бизнеса), контент-анализ (в анализе развития организаций бизнеса), прикладное моделирование (в применении концепции коммуникационной матрицы), экспертныеметоды (в анализе теорий взаимодействия власти и бизнеса).

Определим ключевые понятия, которые будут использоваться далее повсеместно, согласно цели и задачам исследования. К ним относятся следующие термины: "проблема", "взаимодействие" и "коммуникация", "власть" и "государство", "бизнес" и "экономика", "коммуникационная площадка".

Понятия "взаимодействие" и "коммуникация", а также "взаимоотношения" в данной работе выступают тождественными и подразумевают регулярно воспроизводимый обмен мнениями по вопросам экономической политики, регулирования и прочих вопросов, непосредственно затрагивающих интересы бизнеса и государства. Отсюда вытекает определение проблемы как причины (или совокупности взаимозависимых или независимых причин) объективности некачественного взаимодействия между бизнесом и властью. Под бизнесом в данном контексте понимается совокупность как организаций, выражающих интересы коммерческих компаний (бизнес-ассоциаций, отраслевых и межотраслевых союзов и т.п.), так и не состоящих в организациях компаний (взаимодействующих с властью "индивидуально"), а под властью, соответственно, -- совокупность органов государственной власти, которые используют коммуникационные площадки для взаимодействия с бизнесом. Под коммуникационной площадкой понимается регулярное мероприятие, в рамках которого представители бизнеса и власти обмениваются мнениями по поводу затрагивающих их интересы вопросов.

Важно также разграничить понятия "государство" и "власть", "экономика" и "бизнес". Под государством, в отличие от власти, понимается комплексная система всех государственных институтов и организаций, целями которой являются: справедливое распределение общественного блага, обеспечение безопасности граждан и др., в зависимости от структуры государства. Под экономикой, в отличие от бизнеса, понимается сложная органическая система циркуляции ресурсов, которая по своим структурным, организационным и функциональным параметрам состоит из взаимосвязанных частей, которые в свою очередь выполняют функции по обеспечению ее жизнеспособности и эффективного функционирования. Государство во взаимодействии с экономикой реализует себя "...в самых различных формах и направлениях: создании инфраструктуры экономической системы; обеспечении благоприятных условий для функционирования экономики; деятельности экспертно-консультативных организаций с обязательным участием в них представителей деловых кругов и правительства; формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики; размещении государственных и муниципальных заказов; узаконении лоббистской деятельности предпринимательских структур; корпоративизме и трипартизме в регулировании социально-трудовых отношений и т.д.".

Обозначим периоды исследования эволюции взаимоотношений власти и бизнеса.

В исследовании мы будем рассматривать период с 1993 по 2008 гг., что обосновывается границами трех вех во взаимоотношениях власти и бизнеса в современной России: от относительного превосходства бизнеса в ельцинскую эпоху (1993--2000 гг.) до кардинально противоположной ситуации в данный момент, характеризующейся подчиненным положением бизнеса относительно власти (2003 г. -- наше время). Также интересен промежуточный период первых лет первого президентcкого срока Владимира Путина, когда взаимоотношения власти и бизнеса претерпевали серьезную трансформацию (2000--2002 гг.).

Исследование состоит из трех основных частей: вводной части, которую Вы уже почти прочитали, основной части и заключения.

Вводная часть предполагает обоснование актуальности тематики исследования, обозначение основных терминов и т.п.

Основная часть состоит из 4 глав: "Формы взаимодействия власти и бизнеса в современной России", "Эволюция взаимодействия власти и бизнеса в современной России", "Бизнес в системе общественных отношений" и, наконец, "Теоретический анализ взаимодействия власти и бизнеса в России".

В заключении нами будет представлен список основных проблем взаимодействия власти и бизнеса в современной России.

В процессе написания данного исследования было использовано около 50 источников на русском и около 45 источников на английском языке:

-- научные работы отечественных исследователей в области изучения взаимодействия власти и бизнеса в России (А.П.Любимов, В.А.Лепехин, В.В.Смирнов, С.В.Зотов, А.И.Малько, А.С.Автономов, С.П.Перегудов, Л.И.Семененко, А.Рачинский, М.Бойко, А.Шлейфер, О.Карходин, О.Крыштановская, А.Ю.Зудин,Е.Г.Ясин, А.Н.Шохин и др.);

-- научные работы зарубежных исследователей в области изучения взаимодействия власти и бизнеса в России (Х.НХ.Шредер, Э.Лор, Д.Дебарделебен, Т.Фрай, Д.Уотсон, П.Кубичек, Г.Робертс, Е.Хаскей, Д.М.Фредериксен, Р.Вижный, С.Фишер, Д.Д.Сакс, В.С.Вассерман, Т.П.Гербер, С.Уайт, Н.Динелло, М.МакФаул, Д.Брэдли, К.Хендлей, П.Мюррел, Р.Руттерман, В.Кирхер и др.);

-- научно-теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей в области изучения взаимодействия власти и бизнеса (С.Г.Кордонский, Ф.И.Шамхалов, Е.Г.Ясин, А.И.Вольский, С.Ю.Барсукова, А.М.Либман, А.А.Яковлев, В.Л.Римский, А.А.Соколова, К.Макгрант, С.Адуан, Б.Вулп, Х.Арн, Д.Ким, Д.Фигурейдо, С.Бир, Р.Винтер-Бергер, В.Грант, Дж.Гарднер, С.Грэхем, М.Дэвис, Г.Мэй, Т.Мо, Л.Милбрэт, Н.Нагет, М.Олсон, Дж.Ричардсон, М.Смит, А.Хольцман, С.Шмидт, Е.Шелли, Е.Штатшнейдер, Д.Унгер, А.Чан, Г.Скиллинг, Д.Лейн, Г.Колко, Г.Элдрих, Р.Вэльдингер, М.Зебиш-Кносс, Дж.Нагис, П.Джон, Г.Теборн, Н.Летки, Р.Брукингс, В.Ни, Я.Сяо и др.);

-- российская и зарубежная публицистика в СМИ и Интернете;

-- опросы экспертов (И.Ю.Юргенс, С.Г.Кордонский, В.С.Милов и др.).


 Об авторах

Денис Анатольевич МАКСИМОВ

Президент Лаборатории комплексных коммуникаций при Государственном университете -- Высшей школе экономики. Директор по взаимодействию с европейскими институтами АЕЖЕ Европы. Выпускник ГУ-ВШЭ и Высшей школы -- Университета Брюсселя (Hogeschool-Universiteit Brussel).

Павел Владимирович ТОЛПЕГИН

Кандидат технических наук. Специалист по автоматизированным системам обработки информации и управления. Руководитель гранта РФФИ за 2006 г. и научных стипендий ООО "Яндекс" за 2005--2006 и 2006--2007 гг. Автор более 20 печатных работ.


 
© URSS 2014.

Информация о Продавце

Rambler's Top100 Интернет-магазин URSS.ru принимает WebMoney