URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Солопов Е.Ф. Введение в диалектическую логику: Философия в системе науки и мировоззрения Обложка Солопов Е.Ф. Введение в диалектическую логику: Философия в системе науки и мировоззрения
Id: 256402
935 р.

Введение в диалектическую логику:
Философия в системе науки и мировоззрения. № 198. Изд. 2

URSS. 2020. 216 с. ISBN 978-5-9710-7160-0.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В книге обосновывается понимание диалектической логики как философской дисциплины, имеющей своей задачей разработку целостной системы категорий материалистической диалектики. Автор полагает, что построение теории диалектики должно быть осуществлено по методу восхождения от абстрактного к конкретному в его применении к логическому развитию (развертыванию) диалектико-материалистической идеи единства мира. В центре внимания автора... (Подробнее)


Оглавление
top

Предисловие к первому изданию 3

Построение теории материалистической диалектики как целостной логической системы и вопрос о природе философии 5

Предыстория философии. Единство процесса происхождения философии и науки в целом 21

Мифология и религия как дофилософские формы общественного сознания 22

Переход от мифологии к философии, от эмпирического знания к теоретическому 35

Идея единства мира, ее значение для философии и логика ее эволюции в античной философии 55

Идея единства мира как исходная идея философии 55

Непосредственное созерцание и логика эволюции идеи единства мира в античной философии 61

Философия как наука о всеобщем и о познании всеобщего .... 85

Диалектически-конкретное понимание всеобщего 85

Диалектическое содержание понятий «субстанция» и «система». Материя как субстанция-система 89

Философское понятие субстанции и современная физика. Анализ попыток возродить идею первосубстанции 101

Всеобщая взаимосвязь и проблема диалектического противоречия. Абсолютность движения (изменения) и относительность покоя 115

Познание всеобщего как познание мира в целом 128

Философия как общая мировоззренческая и методологическая наука 149

Мировоззрение, философия и научное познание в целом .... 149

Мировоззренческое содержание определений философии как науки о соотношении мышления и бытия и как науки о всеобщем 160

Мировоззрение и методология, взаимосвязь философской и частнонаучной методологии 165

Диалектическая логика в системе марксистско-ленинской философии 175

Методология как теория «развития теории», процесса развертывания в теорию ее исходной идеи 175

Диалектическая логика как развернутая идея единства мира 179

Диалектическая логика и вопрос о структуре марксистско-ленинской философии 185

Заключение 199

Предметный указатель 205

Именной указатель 209


ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
top

Настоящая книга является определенным итогом, обобщением предыдущих исследований автора в области философских вопросов естествознания и методологических проблем разработки собственно философской теории материалистической диалектики (диалектического материализма) как целостной системы всех ее категорий. В центре его внимания постоянно находились те проблемы, которые обычно называют онтологическими, т. е. проблемы познания самого объективного мира. Анализ современного состояния этих проблем привел автора к выводу об особой актуальности разработки тех из них, которые относятся к познанию не более или менее частных, а именно всеобщих форм, общедиалектических за-кономерностей движения материи. Другой вывод заключается в том, что имеющиеся в настоящее время недостатки в разработке проблем объективной диалектики в определяющей мере являются следствием того, что у нас до сих пор нет теоретически обоснованной системы категорий материалистической-диалектики, которая бы всесторонне раскрывала логически закономерные, необходимые связи между ними, сложившиеся в процессе познания единства мира и в обобщенном виде отражающие всю историю движения человеческой мысли к диалектико-материалистическому его пониманию.

Таким образом, задачи решения чисто онтологических, казалось бы, вопросов с необходимостью приводят к центральной и важнейшей проблеме теории познания. Автор убежден, что онтология, объективная диалектика может быть разработана на уровне современных требований к ней лишь с позиций единства диалектики, логики и теории познания, лишь в той форме, в которой она одновременно предстает всеобщей теорией по отношению и к бытию, и к познающему его мышлению. Занявшись вопросами диалектической логики, поисками путей, ведущих к построению теории диалектики, выполняющей функции логики и теории познания, автор убедился, что такая теория может быть построена лишь в том случае, если в основу ее будет положена разработка фундаментальной философской проблемы — проблемы единства мира.

При всей неразрывности объективно-диалектического, гносео-логического и логического аспектов философской теории исходным пунктом и основой всей ее разработки следует считать разработку именно объективной диалектики. Задача состоит в том, чтобы осознать внутреннюю форму известного нам содержания диалектико-материалистического философского учения, привести форму его изложения (изучения, усвоения, творческого применения для дальнейшего развития научного познания в целом, и самой философии в частности) в соответствие с излагаемым содержанием. Обращая внимание на форму разработки теории материалистической диалектики, исходить надо из самого ее содержания.

Особую важность автор придает необходимости теснейшей вза-имосвязи исследований общих и частных проблем, всемерного использования результатов одних исследований при проведении других. Как философия, так и частные науки могут успешно продвигаться вперед лишь при активнейшем взаимодействии и при максимально возможном взаимопонимании. При разработке философской теории очень важно в полной мере отдавать отчет и в том, насколько опасен отрыв онтологических проблем философии от гносеологических ее проблем, неизбежно ведущий в одном случае к бессодержательному формализму и пустозвонству, а в другом — к бессвязному эмпиризму, к пересказу (с неизбежными упрощениями и искажениями) открытых другими истин.

Поэтому главное внимание в книге уделено исходным, наиболее принципиальным положениям диалектико-материалистиче-ского учения об объективном мире и его познании, анализу содержания этих положений с целью раскрыть их методологическое значение для разработки всей теории диалектики. Опыт многих исследователей показал, что для определения подступов к построению теории диалектики важнейшее значение имеет предварительное, причем достаточно глубокое, осознание природы филосо-фии как науки и формы общественного сознания. В данной книге, в соответствии с ее названием, на это и направлено рассмотрение всех затрагиваемых вопросов.

Современные философы-марксисты многое сделали для разработки философской теории. Автор стремился максимально учесть все достижения в этой области и на их основе хоть чуточку продвинуться вперед в трактовке обсуждаемых проблем.

Книга служит обоснованием предлагаемого автором подхода к разработке теории диалектики. Но задача реализации его, наиболее трудная и важная, выходит за рамки данной книги. Это задача на будущее.

За помощь в работе над книгой автор выражает сердечную благодарность коллективу Ленинградской кафедры философии АН СССР, в первую очередь М. Н. Перфильеву, В? Н, Борязу, Л. В. Танеевой и В. Т. Мещерякову.


Об авторе
top
photoСолопов Евгений Фролович
Доктор философских наук, профессор. В 1963 г. окончил аспирантуру Института философии АН СССР. В 1963–1979 гг. работал на Ленинградской кафедре философии АН СССР. В 1979–1984 гг. — заместитель председателя Центрального совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР. В 1984–1991 гг. работал по указанному направлению во Всесоюзном доме политического просвещения при ЦК КПСС. С 1992 г. по настоящее время занимается преподавательской деятельностью в вузах Москвы. Автор более 20 научных монографий, учебных пособий и многих статей по фундаментальным проблемам философии, ее истории, философским проблемам естествознания, по социально-политическим и этнонациональным проблемам.

В работах Е. Ф. Солопова содержится углубленное осмысление философии как науки о всеобщем и познающем его мышлении, о развитии всеобщего бытия от природных его проявлений до уровня человека и общества; установлены элементарная клеточка теории диалектики — отношение "всеобщее—отдельное", ее предмет — всеобщее в его отношении к обществу и логика развертывания теории диалектики из ее клеточки в целостную систему законов и категорий, то есть дано принципиальное решение центральной проблемы современной (материалистической) диалектики.