URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сурин А.В., Панов М.И. Судьбы творцов российской науки
Id: 95076
 
276 руб.

Судьбы творцов российской науки. Изд.3

URSS. 2009. 352 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-382-00989-6.

 Аннотация

Настоящее издание посвящено осмыслению вклада почти пятидесяти русских ученых в различные сферы научного знания. Среди них - М.В. Ломоносов, М.М.Бахтин, А.И.Берг, И.А.Бодуэн де Куртенэ, С.И.Вавилов, Н.А.Васильев, С.Н.Вернов, А.И.Герцен, В.М.Глушков, И.А.Ильин, Н.М.Карамзин, Л.П.Карсавин, М.В.Келдыш, М.Н.Колосов, А.Н.Крылов, И.В.Кузнецов, С.А.Лебедев, К.Н.Леонтьев, Н.И.Лобачевский, А.Ф.Лосев, А.А.Марков, А.А.Марков-сын, Д.И.Менделеев, П.Н.Милюков, Ю.А.Овчинников, Д.В.Скобельцын, А.И.Смирницкий, В.С.Соловьев, Граф М.М.Сперанский, А.Н.Тихонов, Князь Н.С.Трубецкой, Князь С.Н.Трубецкой, Н.А.Умов, Д.Н.Ушаков, К.Д.Ушинский, Ф.Ф.Фортунатов, Б.А.Фохт, А.С.Хомяков, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Б.Н.Чичерин, М.М.Шемякин, Г.Г.Шпет, В.А.Энгельгардт, В.Ф.Эрн. Все эти творческие биографии позволяют раскрыть искания духа и борения мысли, ведшие ученых по тернистому пути познания.

Очень важно, что в настоящем издании представлены не только биографии ученых-естественников, но и гуманитариев, начиная от философов и историков и заканчивая специалистами в области теории и практики государственного управления.

Многие творцы русской науки, чьи биографии содержатся в данной книге, самыми тесными узами связаны с Московским университетом.

Книга адресована самому широкому кругу читателей - всем, интересующимся историей отечественной науки, всем, связанным с Московским университетом, а также тем, кто только собирается связать свое будущее с Московским университетом.Настоящее издание посвящено осмыслению вклада почти пятидесяти русских ученых в различные сферы научного знания. Творческие биографии, представленные в книге, позволяют раскрыть искания духа и борения мысли, ведшие ученых по тернистому пути познания.


 Русская наука и Московский университет: Из веков минувших в век грядущий (вместо предисловия)

Науке и образованию в России традиционно придавалось важное значение. Недаром наш великий соотечественник, ученый-энциклопедист академик В.И.Вернадский еще в начале XX века писал: "Наш век -- XX век -- есть век науки и познания. С каждым днем сила знания увеличивается во всех областях жизни, мысли, общественного, домашнего, государственного строительства. Она захватывает собой все стороны человеческого существования. И нет сомнения, что великий исторический процесс только начинается: едва ли можно в самой смелой фантазии представить себе, что даст научное знание к концу XX века, если темп его развития будет увеличиваться так же неуклонно, как он рос последние 100 лет. А все указывает, что мы присутствуем только при зарождении техники, только при первых шагах окрепшей вековым опытом человеческой творческой мысли... В этот век, в наше время государственное могущество и государственная сила могут быть прочными лишь в тесном единении с наукой и знанием. В беспощадной борьбе государств и обществ побеждают и выигрывают те, на стороне которых стоит наука и знание, которые умеют пользоваться их знаниями, умеют создавать кадры работников, владеющих последними успехами техники и точного мышления".

И даже в весьма непростые 90-е годы XX столетия Россия вывозила за границу не только сырье, но туда уезжали и признанные ученые, и молодые специалисты, и только что окончившие МГУ им.М.В.Ломоносова и другие вузы студенты. Если отбросить горечь от этих потерь, то на ситуацию можно взглянуть и по-другому: Россия и здесь внесла весомый вклад в интеллектуальную сокровищницу мира. Сегодня наша Родина находится не только на рубеже тысячелетий, но стоит перед непростым выбором будущего пути развития.

Проведение радикальных общественно-экономических преобразований в России не является чем-то исключительным в ее богатой на подобные события истории последних трех столетий. Реформы Петра I, давшие огромный импульс развитию страны в начале XVIII века, способствовали вступлению России в ряды ведущих европейских государств. Значительные усилия в деле модернизации экономики и промышленности, предпринятые во второй половине XIX века, вывели к началу следующего столетия Россию в число наиболее динамично развивающихся стран мира. Запуск с космодрома Байконур в 1957 г. первого в мире спутника официально закрепил за нашей страной статус ведущей научно-технологической державы мира.

Существеннейшая роль в проведении российских реформ принадлежала науке. Собственно говоря, и сама она в качестве самостоятельного социального института была задумана Петром I именно как необходимый инструмент и предпосылка назревших для государства коренных преобразований. Развивавшаяся на первых порах усилиями талантливых зарубежных ученых, в лице М.В.Ломоносова отечественная наука получила не только гениального ученого, сочетавшего в своих исследованиях необычайную широту интересов с глубиной полученных результатов, но и, что не менее важно, подлинного патриота своей Отчизны, служившего вдохновляющим примером для следующих поколений творцов русской науки.

Создание в 1755 г. при непосредственном участии М.В.Ломоносова Московского университета, 250-летие которого будет вскоре торжественно отмечаться, сыграло неоценимую роль в становлении и выдвижении отечественной науки на передовые позиции в мире.

В предлагаемой вниманию читателя работе коллектива авторов предпринята попытка осветить деятельность многих выдающихся представителей российской научной мысли, труды которых вписаны золотыми страницами в сокровищницу мировой науки. В книге важное внимание уделено как ученым, трудившимся на поприще естественных наук, так и представителям гуманитарного знания. Деятельность многих из них самым тесным образом связана с Московским университетом, и поэтому вполне естественно, что открывается данное издание биографий с Михаила Васильевича Ломоносова.

И еще раз о Михаиле Васильевиче Ломоносове

О М.В.Ломоносове (1711--1765) известно, кажется, абсолютно все, и, тем не менее, стоит напомнить некоторые факты из биографии нашего великого соотечественника.

А.С.Пушкин писал о нем: "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытым сподвижником просвещения". М.В.Ломоносов, боготворивший Петра I, перенес это обожание на "дщерь Петрову" -- Елисавет (Елизавету Петровну). В сущности, он был человеком ее века, -- века, который мы сегодня дополнительно и оценить не можем, так как его затмил "век розовой" Екатерины II. Но вспомним, что именно во времена Елизаветы Петровны была разгромлена в Семилетней войне армия Фридриха II, считавшаяся в Европе непобедимой; впервые русской армией был взят Берлин (а вновь это пришлось совершить весной 1945!); впервые к России была присоединена Восточная Пруссия (вечная угроза агрессии против самой Родины), и приват-доцент Кенигсбергского университета Иммануил Кант писал прошение на имя Всемилостивейшей государыни Елизаветы Петровны с просьбой о зачислении на работу на очередной учебный год; впервые в России (да и во всем мире!) при ней была отменена смертная казнь.

Судьба М.В.Ломоносова была трагична во все времена. В самом деле, он жадно тянулся к знаниям, вынужден был пробиваться к ним тяжелым и мучительным путем. В письмах к графу И.И.Шувалову он вспоминает, каково ему пришлось в двадцатилетнем возрасте изучать латинский язык. 10 мая 1753 г. М.В.Ломоносов писал И.И.Шувалову: "С одной стороны, отец, никогда детей, кроме меня, не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь пропитания в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-ка, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!"

Стоит напомнить, каких успехов достиг М.В.Ломоносов в изучении латинского языка: в 1734 г. (т.е. на четвертый год обучения!) он написал по-латыни учебник риторики "Artis Rhetoricae praecepta".

Пройдя в Германии курс обучения у великого Христиана Вольфа (благодарную память о котором М.В.Ломоносов хранил всегда), женившись на немке, оказавшись завербован в гусары Фридриха II (офицеры-вербовщики были поражены его гвардейской статью) и чудом сбежав от прусской муштры, в России М.В.Ломоносов был обречен вести постоянную борьбу против засилья мелких ничтожеств Шумахеров в русской науке. И за это был объявлен чуть ли не шовинистом! О.М.Бодянский, профессор истории и славянской литературы Московского университета, в столетнюю годовщину смерти М.В.Ломоносова (которую Императорский Московский университет отметил специальным собранием) подчеркивал, что "постоянной руководящей мыслью Ломоносова в его академической борьбе было: желание очистить Академию наук от тех беспорядков в ней, которые возмущали его и всех, благомыслящих и истинных сынов российских, чтоб она была не для одних чужестранных, но паче для своих; чтобы в ней происходило обучение российского народа молодых людей, а не иных, в которых Российской Империи никакой пользы быть не может; через такие непорядки и нерадение никто из российских людей с начала Академии не произведен". Так писал М.В.Ломоносов Сенату в 1742 г., то есть при самом своем вступлении в Академию. И эта борьба была одной из целей его жизни, ибо за полгода до своей смерти М.В.Ломоносов входит с представлением "об отложении выписывания из-за моря в Академию иностранных профессоров, а о научении и произведении российских природных, посылая их в иностранные университеты".

М.В.Ломоносов -- человек, о котором один из величайших математиков и физиков XVIII века Леонард Эйлер сказал, что он "своими познаниями делает честь не только Императорской Академии, но и всему народу". Вот сухая справка о вкладе М.В.Ломоносова в развитие только гуманитарного знания: величайший русский ученый-энциклопедист, первый русский академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, на основе его идей создан Московский университет, историк, поэт и теоретик силлабо-тонического стихосложения, основоположник современного русского языка, создатель русской философской оды, автор фундаментальных трудов по риторике.

Очень деликатный вопрос, который долгое время либо стыдливо затушевывался, либо грубо искажался, -- это вопрос об отношении М.В.Ломоносова к религии. Казалось бы, что для человека, все интересы которого -- это Слава России, Просвещение, Академия, Наука, и последними словами которого были: "Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для превращения наук и для славы Академии", -- этот вопрос решается однозначно -- атеист и материалист. Долгое время М.В.Ломоносова и представляли таковыми, несмотря на его блистательные переводы Псалмов царя Давида из Ветхого Завета, на знаменитые поэмы "Утреннее размышление о Божием величестве" и "Вечернее размышление о Божием величестве", знаменитые слова "Божеской мы силой созданы" (стихотворение "Явление Венеры на солнце"). На самом же деле М.В.Ломоносов считал свое служение науке "религиозным деланием", "богослужением", "подвижничеством". Он писал: "Создатель дал роду человеческому две книги. В первой показал свое величество, в другой -- свою волю. Первое -- видимый сей мир. Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его здания, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга -- Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению... Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение правильным, наказание законом преступным и благополучие жития с волею Божию согласного. Астрономы открывают храм Божеской силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благодарением ко Всевышнему. Обои обще удовлетворяют нас не токмо о бытии Божьем, но и несказанных к нам Его благодениях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры".

М.В.Ломоносов -- великий художник, создатель мозаичных панно, среди которых известный портрет Петра I, поднесенный М.В.Ломоносовым Сенату; знаменитая, поражающая своими размерами картина "Полтавская баталия"; мало кому ныне известный, но созданный при участии М.В.Ломоносова и составляющий предмет гордости мозаичный портрет Бога-Отца Саваофа, преподнесенный М.В.Ломоносовым актовому залу Московского университета.

Вот как писал о всемирном значении интеллектуального наследия М.В.Ломоносова русский писатель, философ, один из предтеч русского космизма князь В.Ф.Одоевский (1803/4--1869) в своем произведении "Русские ночи" (1844), обращаясь к народам Запада: "...Вы уверитесь, что существует народ, которого естественное влечение -- та всеобъемлющая многосторонность духа, которую вы тщетно стараетесь возбудить искусственными средствами; вы уверитесь, что существует народ, которого самые льды и снега, вас столько устрашающие, заставляют невольно углубляться внутрь, а извне побеждать враждебную природу; вы преклоните колено перед неизвестным вам человеком, который был и поэтом, и химиком, и грамматиком, и металлургом, прежде Франклина низвел гром на землю -- и писал историю, наблюдал течение звезд -- и рисовал мозаики стеклом, им отлитым, -- и в каждой отрасли подвинул далеко науку; вы преклоните колено пред Ломоносовым, этим самородным представителем многосторонней славянской мысли, когда узнаете, что он, наравне с Лейбницем, с Гете, с Карусом (Карус Карл Густав (1789--1869), немецкий биолог, врач, натурфилософ, психолог, открывший кровообращение у насекомых; один из основоположников психологии бессознательного; иностранный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук; живописец-пейзажист.), открыл в глубине своего духа ту таинственную методу, которая изучает не разорванные члены природы, но все ее части в совокупности, и гармонически, втягивает в себя все разнообразные знания...".

Но главное, что хотелось бы подчеркнуть, чем бы ни занимался гений (будь то химия или история), это приобретало риторическую окраску. Стоит отметить, что известный историк В.О.Ключевский подчеркивал: "Ломоносов хотел сделать из истории России похвальное слово русскому народу", то есть, выражаясь риторической терминологией, одну из разновидностей торжественного красноречия -- панегирик. В качестве образца риторического наследия великого нашего соотечественника можно рассмотреть "Слово о пользе химии", ибо это действительно публичная речь, произнесенная М.В.Ломоносовым 6 сентября 1751 г. в торжественном собрании Императорской Санкт-Петербургской Академии наук на день тезоименитства государыни императрицы Елизаветы Петровны. Вот начало этой речи: "Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит. Ничто на земли смертному выше и благороднее дано быть не может, как упражнение, в котором красота и важность, отнимая чувствие тягостного труда, некоторою сладостью ободряет, которая, никого не оскорбляя, увеселяет неповинное сердце и, умножая других удовольствие, благодарностью оных возбуждает совершенную радость. Такое приятное, беспорочное и полезное упражнение, где способнее, как в учении сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств, чудным искусством и порядком от Всевышнего устроенных и расположенных. Им обогащающийся никого не обидит, затем, что неистощимое и всем обще предлежащее сокровище себе приобретает. В нем труды свои полагающий не токмо себе, но и целому обществу, а иногда и всему роду человеческому пользою служит".

"Слово о пользе химии" представляет собой панегирик, то есть восхваляющую речь, являющуюся одной из разновидностей торжественного красноречия. "Слово..." содержит огромное количество тропов и фигур риторики. Здесь и риторические вопросы, и обращения, и антитезы, и хиазмы, и анастрофы, и гипербатоны, и анафоры, а также великолепный пример ономатопейи (олицетворения) "изобильной России", когда М.В.Ломоносов говорит: "Мне кажется, я слышу, что она к сынам своим вещает: Простирайте надежду и руки ваши в мое недро и не мыслите, что искание ваше будет тщетно. Воздают нивы мои многократно труды земледельцев, и тучные поля мои размножают стада ваши, и лесы и воды мои наполнены животными для пищи вашей; все сие не токмо довольствует мои пределы, но и во внешние страны избыток их проливается. Того ради можете ли помыслить, чтобы горы мои драгими сокровищами поту лица вашего не наградили?"

Сам М.В.Ломоносов свой вклад в развитие риторики в письме графу М.И.Воронцову 30 декабря 1759 г. оценивал так: "Через пятнадцать лет нес я на себе четыре профессии, то есть в обоем красноречии, в истории, в физике и химии, и оные отправлял не так, чтобы только как-нибудь препроводить время, но во всех показал знатные изобретения: в красноречии ввел в наш язык свойственное стихов сложение и штиль исправил грамматическими и риторическими правилами и примерами в разных сочинениях..."

Может возникнуть вопрос, а почему столь подробно говорится о вкладе М.В.Ломоносова в развитие риторики? Дело в том, что сегодня риторика, превратившись в технологию эффективной коммуникации, становится предельно актуальной в подготовке специалистов самого различного профиля.

Русская наука и Московский университетИз веков минувших в век грядущий (вместо предисловия)

Из Московского университета, о Московском университете, для Московского университета

Большинство представителей научного знания, о которых идет речь в данной книге, самыми тесными узами связано с Московским университетом. Первым среди них, безусловно, должно быть названо имя Михаила Васильевича Ломоносова, стоявшего у истоков зарождения Alma mater. Так, в письме И.И.Шувалову (июнь--июль 1754 г.) М.В.Ломоносов предлагает свое мнение об учреждении Московского университета: "Вашему превосходительству весьма помнить должно, чтобы план Университета на все будущие годы... несмотря на то, что у нас ныне нет довольно людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число". М.В.Ломоносов особенно настаивает на том, что "профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах" (три в юридическом, три в медицинском и шесть в философском: 1) философии, 2) физики, 3) оратории, 4) поэзии, 5) истории, 6) древности и критики). Особенно озабочен М.В.Ломоносов подготовкой гимназистов -- будущих студентов. Он убеждает И.И.Шувалова: "При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян... Не в указ Вашему превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать".

Среди ученых, чьи биографии нашли отражение в книге, и те, кто был выпускником Московского университета, -- это историк Н.М.Карамзин, философы А.И.Герцен, Н.А.Бердяев, К.Н.Леонтьев, А.С.Хомяков, педагог К.Д.Ушинский, математики В.М.Глушков и М.В.Келдыш, историк науки И.В.Кузнецов и многие, многие другие.

Есть и те, кто происходил из профессорских семей, то есть связан с университетом не в одном поколении. Это, например, философ В.C.Соловьев, сын ректора Московского университета историка С.М.Соловьева; это Б.А.Фохт (окончивший два факультета Московского университета), философ, историк философии, переводчик Аристотеля, Канта, Гегеля и сын профессора медицины Московского университета А.Б.Фохта.

Для многих Московский университет был определенным этапом в научном творчестве, причины подобного положения вызваны разными обстоятельствами (к сожалению, иногда весьма трагическими). Среди них, к примеру, юрист, историк, философ Б.Н.Чичерин, историк П.Н.Милюков, лингвист Н.С.Трубецкой, философы Г.Г.Шпет, А.Ф.Лосев и другие.

Важное место в книге занимает плеяда ученых, которые были студентами и создали в Московском университете кафедры, возглавили научные направления, но основная их деятельность была сосредоточена в Академии наук (например, специалист по биоорганической химии Юрий Анатольевич Овчинников), либо они пришли в Московский университет уже зрелыми учеными (к примеру, создатель конструктивного направления в отечественной математике и логике Андрей Андреевич Марков-сын).

В книге представлены и имена ученых, которые в стены Московского университета пришли академиками, руководителями ведущих академических институтов, каким был, например, академик Дмитрий Владимирович Скобельцын, директор Физического института им.П.Н.Лебедева АН СССР, создавший Научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ им М.В.Ломоносова. Под руководством Д.В.Скобельцына и пришедшего из ФИАНа уже доктором наук С.Н.Вернова НИИЯФ МГУ быстро стал первоклассной научной организацией.

Биография Филиппа Федоровича Фортунатова -- показательный пример творческого пути ученого от студента историко-филологического факультета Московского университета до создателя и главы Московской лингвистической школы.

И, наконец, есть ученые, чья жизнь не просто связана с Московским университетом от первых студенческих дней и до последнего вздоха, но люди, создавшие новые факультеты МГУ. Это Андрей Николаевич Тихонов, благодаря которому в стенах Московского университета возник и успешно развивается факультет вычислительной математики и кибернетики.

Несколько слов об авторах книги. Абсолютное большинство из них (за редчайшим исключением) академики и члены-корреспонденты РАН, профессора и доценты Московского университета. Но о некоторых из них хотелось бы сказать особо. Вот, например, автором статьи о ректоре Московского университета философе Сергее Николаевиче Трубецком является его ученик и друг, философ Борис Александрович Фохт. Но и биография самого Б.А.Фохта включена в настоящее издание. Статья о Дмитрии Ивановиче Менделееве написана академиком Юрием Анатольевичем Овчинниковым. Биография самого Ю.А.Овчинникова также публикуется в данной книге.

Вообще, многие биографии написаны учениками, соратниками ученых, близкими для них людьми. Так, статья об Алексее Федоровиче Лосеве написана Азой Алибековной Тахо-Годи, не просто профессором Московского университета, но и самым близким ему человеком. Автором биографии лингвиста Александра Ивановича Смирницкого является его дочь, профессор Московского университета Ольга Александровна Смирницкая.

Такой подход еще раз позволит напомнить, что разрешение сложнейших проблем развития России в XXI столетии может быть достигнуто только при активнейшем участии науки, сегодняшних студентов, сидящих на скамьях МГУ и других отечественных вузов. Примером для подражания и ориентиром в этом благородном деле им всегда будут замечательные ученые, трудами которых был воздвигнут фундамент современной российской науки. Всех их объединяло стремление не отделять дерзновенный научный поиск от решения общезначимых государственных задач. Соединение новых фундаментальных открытий с воплощением их в реальную общественную жизнь -- в этом, как можно понять, ознакомившись с содержанием книги, залог повышения престижа образования и научного знания в России XXI века.

Современность истории, или История отвечает на проблемы современности

Русская наука и Московский университетИз веков минувших в век грядущий (вместо предисловия) Мы считаем, что не существует раз и навсегда застывшей истории науки: мы пытаемся каждый раз заново прочесть в ней то, что волнует ученых именно сегодня. У академика В.И.Вернадского есть весьма интересное высказывание: "Прошлое научной мысли рисуется нам каждый раз в совершенно иной и все новой перспективе. Каждое научное поколение открывает в этом прошлом новые черты и теряет установившиеся было представления о ходе научного развития... История научной мысли, подобно истории философии, религии или искусства, никогда не может дать законченную неизменную картину, реально передающую действительный ход событий, так как эти давно былые события выступают в разные времена в разном освещении, так или иначе отражают современное исследователю состояние научных знаний. В этой области научных изысканий историк даже больше, чем где-либо, переносит в прошлое вопросы, волнующие современность, сам создает, если можно так выразиться, материал своего исследования, оставаясь, однако, все время в рамках точного, научного наблюдения. Поэтому в истории науки постоянно приходится возвращаться к старым сюжетам, пересматривать историю вопроса, вновь ее строить и переделывать".

И два примера в подтверждение этой мысли В.И.Вернадского. Выше уже говорилось о вкладе М.В.Ломоносова в теорию и практику красноречия, и многим эти упоминания о тропах и фигурах риторики могут показаться всего лишь историческим хламом. Но сегодня, а в дальнейшем -- еще в большей степени, технологии эффективной коммуникации будут определять успех деятельности менеджеров различного уровня. И сегодня до 85% времени любой менеджер затрачивает на общение, и оттого, насколько оно будет эффективным, во многом зависит успех дела. А здесь идут в ход те тонкие материи, о которых М.В.Ломоносов прозорливо писал в своей фундаментальной работе "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки" (глава шестая "О возбуждении, утолении и изображении страстей"), когда подчеркивал, что никакие строго научные аргументы не могут переубедить человека, если он предубежденно относится к нашей точке зрения.

Предельную актуальность приобретает программа государственных, политических, финансовых и судебных реформ, предложенная Михаилом Михайловичем Сперанским еще в начале XIX в.

Обращение к истории вообще и истории науки в частности имеет и еще один важный аспект: сегодня, как никогда стало ясно, сколь значима роль личности подлинного творца в любой сфере человеческого бытия. И поэтому хотелось, чтобы наука не воспринималась читателями, особенно молодыми, только как набор скучных умозрительных конструкций, либо унылых правил, определений и доказательств, а чтобы за формулировками законов виделись живые люди, всю страсть своей души отдавшие никогда не утоляемой жажде познания, ибо вела их по нелегкой научной стезе, говоря словами Гомера, "жажда вечная неба коснуться!".

* * *

В ходе подготовки книги редколлегия приняла решение дать полные имена и отчества (с годами жизни) всех тех представителей отечественной науки и культуры, кто упоминается в очерках. Оказалось, что это весьма непросто сделать: очень часто информацию не удалось обнаружить не только в справочных изданиях, но и в Интернете. Будем благодарны всем, кто поделится сведениями о людях, упоминаемых на страницах настоящего издания. Подобного рода работа показала, какими тесными узами связаны люди, казалось бы, работавшие в совершенно далеких областях научного знания.

В заключение хотелось бы выразить благодарность всем, кто помог этой книге увидеть свет. Это, в первую очередь, авторы, а также многочисленные энтузиасты, помогавшие в сборе информации о жизни и творчестве деятелей отечественной науки.

Особо хотелось бы поблагодарить руководство Российского гуманитарного научного фонда за поддержку издания.

И, наконец, самая искренняя благодарность руководителям и сотрудникам издательства "Эдиториал УРСС" за высокое качество работы. Доминго Марин Рикой, Наталья Владимировна Финогенова, Елена Александровна Кудряшова, Андрей Владимирович Стулов и Елена Зиновьевна Ермолаева по праву могут рассматриваться в числе создателей этой книги.

Замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 119899, Москва, Воробьевы горы, Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, I корпус гуманитарных факультетов, Факультет государственного управления.

e-mail: office@spa.msu.ru А.В.Сурин, М.И.Панов


 Оглавление

Русская наука и Московский университет: Из веков минувших в век грядущий (вместо предисловия)
 И еще раз о Михаиле Васильевиче Ломоносове
 Из Московского университета, о Московском университете, для Московского университета
 Современность истории, или История отвечает на проблемы современности (Сурин А.В, Панов М.И.)
 Созидающий время. Михаил Васильевич Ломоносов (1711--1765) (Садовничий В. А.)
 "Я нахожу себя...в чужом голосе". Михаил Михайлович Бахтин (1895--1975) (Аверина Е. В.)
 "He стать ли впереди и что для этого нужно?" Аксель Иванович Берг (1893--1979) (Петрунин Ю. Ю.)
 Языкознание -- часть одной всеобщей науки о Человеке. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845--1929) (Чижова Л. А.)
 "Свет -- мое призвание". Сергей Иванович Вавилов (1891--1951) (Левшин Л. В.)
 "Мы -- быстро меркнущее пламя и вновь пылающий пожар". Николай Александрович Васильев (1880--1940) (Бажанов В. А.)
 У истоков космической физики. Сергей Николаевич Вернов (1910--1982)
 "Во всех сферах жизни мы наталкиваемся на неразрешимые антиномии". Александр Иванович Герцен (1812--1870) (Володин А. И.)
 "Фауст кибернетической эры". Виктор Михайлович Глушков (1923--1982) (Петрунин Ю. Ю.)
 Мыслитель, гражданин, изгнанник. Иван Александрович Ильин (1883--1954) (Соловьев А. И.)
 "...Он весь исполнил долг". Николай Михайлович Карамзин (1766--1826) (Марусяк Н. В.)
 Философия щедрого духа. Лев Платонович Карсавин (1882--1952) (Шаповалов В. Ф.)
 В плеяде великих. Мстислав Всеволодович Келдыш (1911--1978) (Езерова Г. Н.)
 Жизнь, отданная творчеству. Михаил Николаевич Колосов (1927--1985) (Берлин Ю. А.)
 Устойчивость кораблям придавший. Алексей Николаевич Крылов (1863--1945) (Казарян В. П.)
 На подступах к теории физического знания. Иван Васильевич Кузнецов (1911--1970) (Кузнецова Н. И.)
 "Математика делает то, что можно -- ЭВМ делает то, что нужно". Сергей Алексеевич Лебедев (1902--1974) (Королев Л. Н., Томилин А. Н.)
 Нет пророка в своем отечестве. Константин Николаевич Леонтьев (1831--1891) (Кондрашова Н. В.)
 "Коперник математики". Николай Иванович Лобачевский (1792--1856) (Бажанов В. А.)
 "Имя, число, миф -- стихия нашей с тобой жизни...". Алексей Федорович Лосев (1893--1988) (Тахо-Годи А. А.)
 "Я не могу изменять своих убеждений по приказанию начальства". Андрей Андреевич Марков (1856--1922) (Григорян А. А.)
 Он ощущал личную ответственность за общее состояние дел в математике. Андрей Андреевич Марков (1903--1979) (Нагорный Н. М.)
 "Вера в будущее России, всегда жившая во мне". Дмитрий Иванович Менделеев (1834--1907) (Овчинников Ю. А.)
 "Почему и зачем мы воюем?". Павел Николаевич Милюков (1859--1943) (Серцова А. П.)
 Наукою призванный: творец и организатор. Юрий Анатольевич Овчинников (1934--1988) (Овчинникова Т. В.)
 Патриарх отечественной ядерной физики. Дмитрий Владимирович Скобельцын (1892--1990)
 "Высокому нас учит дух высокий". Александр Иванович Смирницкий (1903--1954) (Смирницкая О. А.)
 "Создатель оригинальной русской системы философии". Владимир Сергеевич Соловьев (1853--1900) (Алексеев A. П.)
 Думами о будущем России свой век опередивший. Михаил Михайлович Сперанский (1772--1839) (Панов М. И.)
 "От абстрактной топологии к моделированию реальности". Андрей Николаевич Тихонов (1906--1993) (Дмитриев В. И.)
 Из созвездия лингвистики. Николай Сергеевич Трубецкой (1890--1938) (Чижова Л. А.)
 Памяти князя С.Н.Трубецкого (речь, произнесенная в заседании Московского психологического общества 7 октября 1905 г.) (Фохт Б. А.)
 "Научное знание и любовь к человеку -- вот LOGOS жизни". Николай Алексеевич Умов (1846--1915) (Казарян В. П.)
 Сокровищница живого звучащего слова. Дмитрий Николаевич Ушаков (1873--1942) (Кузьмина И. А.)
 "Страдать и умереть за истину". Константин Дмитриевич Ушинский (1824--1871) (Вяземский Е. Е., Евладова Е. Б.)
 "Язык--тончайшая плоть мысли". Филипп Федорович Фортунатов (1848--1914) (Волошина О. А.)
 "Фигнер философской Москвы". Борис Александрович Фохт (1875--1946) (Гарева А. А.)
 "Дух истины, дух любви, дух жизни, дух свободы...". Алексей Степанович Хомяков (1804--1860) (Логунова Л. Б.)
 "Новый гражданин вселенной...". Константин Эдуардович Циолковский (1857--1935) (Шакнайтис Р. Ю.)
 Земное эхо солнечных бурь. Александр Леонидович Чижевский (1897--1964) (Голованов Л. В.)
 Преждевременный человек. Борис Николаевич Чичерин (1828--1904) (Соловьев А. И.)
 К науке высокое стремленье. Михаил Михайлович Шемякин (1908--1970) (Мирошников А. И.)
 Философия --строгая наука. Густав Густавович Шпет (Шпетт) (1879--1937) (Агафонова Н. В.)
 "Творческая способность человека является самой важной из того, чем его оделила природа". Владимир Александрович Энгельгардт (1894--1984) (Краевский А. А., Энгельгардт Н. В., Серцова А. П.)
 Борьба за логос. Владимир Францевич Эрн (1882--1917) (Логунова Л. Б.)
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце