URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Зенгер С. Дж. Ст. Милль, его жизнь и произведения. Пер. с нем.
Id: 95066
 
263 руб.

Дж. Ст. Милль, его жизнь и произведения. Пер. с нем. Изд.2, доп.

URSS. 2009. 234 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00627-9.

 Аннотация

Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена жизни и деятельности выдающегося английского философа, экономиста и общественного деятеля Джона Стюарта Милля. В книге описан жизненный путь Милля, показано становление его философского мировоззрения под влиянием таких видных мыслителей, как его отец Джеймс Милль, И.Бентам, О.Конт и другие, рассмотрены его классические философские и социально-политические работы.

Книга адресована философам, историкам науки, студентам и аспирантам гуманитарных факультетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся философией мыслителей прошлого.


 Оглавление

Предисловие ко второму изданию (В. К. Финн)

Первый отделъ  

Предисловiе
Введенiе

Второй отделъ  

Жизнь и жизненный трудъ:
 1.Юность и первое воспитанiе
 2.Первая ступень самообразованiя
 3.Освобожденiе отъ влiянiя бентамизма
 4.Влiянiе Конта на Милля
 5.Зрелые годы
 6.Влiянiе Милля на современниковъ и на потомство

Третiй отделъ  

Система дедуктивной и индуктивной логики:
 1.Общiй характеръ логики
 2.Предложенiе какъ сужденiе, сужденiе какъ актъ уверенности
 3.Что въ предложенiи утверждается или отрицается
 4.Дальнейшее о значенiн сужденiй
 5.Общая характеристика логики Милля
 6.Объ умозаключенiи и выводе
 6а. Историческая оценка школьной логики
 6б. Предварительныя замечанiя объ отношенiяхъ между силлогизмомъ и индукцiей
 7.Объ умозаключенiи отъ общаго къ частному или силлогизме
 7а. 0 значенiи силлогизма
 8.Объ индукцiи
 9.Законъ причинностн
 10.Скала достоверности

Четвертый отделъ  

Къ логике наукъ о духе

Пятый отделъ  

Феноменализмъ Милля

Шестой отделъ  

Практическая Философiя
 I.0 принципе нравственности
 II.Примененiя

Седьмой отделъ  

 Размышленiя о вечности

 Предисловие

Джон Стюарт Милль -- выдающийся английский философ, экономист и общественный деятель, автор многих фундаментальных сочинений, оказавших влияние на научную и общественную мысль Европы и России, -- был, по словам У. Гладстона, "святым рационализма". Перу Д. С. Милля принадлежат такие замечательные произведения, как "Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях" (русский перевод: СПб.: Русская книжная торговля, 1869), "Система логики силлогистической и индуктивной" (русские переводы: 1865--1867, 1878, 1899, 1914), трактат "О свободе" (последнее издание в России в 1995 году), "Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии" (последнее издание в России: М.: ЭКСМО, 2007), "Огюст Конт и позитивизм" (русские издания: 1906; М.: URSS, 2007).

Представляемая книга С. Зенгера является обстоятельным изложением биографии Д. С. Милля и обзором его основных идей, научных и публицистических произведений.

С. Зенгер повествует об удивительном опыте Джемса Милля (отца Джона Стюарта), создавшего специальную систему образования для своего одаренного сына. Д. С. Милль с молодых лет развивал в себе при поддержке отца аналитические способности и критическое мышление рационалиста. Однако, в отличие от своего отца, Джон Стюарт был человеком эмоциональным, с живым интересом к литературе и искусству, к людям и добрым делам.

С. Зенгер отмечает интеллектуальные влияния на Д. С. Милля И. Бентама и О. Конта. Однако Д. С. Милль -- один из основоположников либерализма -- категорически отвергал пристрастие Конта к теократии. Кроме того, позитивная философия Д. С. Милля, в отличие от позитивизма О. Конта, существенным образом была основана на логических принципах -- индуктивных и дедуктивных рассуждениях.

В третьем разделе книги С. Зенгера содержится подробный очерк логических идей Д. С. Милля, в основном представленных в его "Системе логики". Заметим, что подробное изложение принципов и правил индукции отличает книгу С. Зенгера от блестящего очерка о Д. С. Милле известного русского экономиста и историка М. И. Туган-Барановского "Джон Стюарт Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность. Биографический очерк" (СПб., 1892).

Одной из главных идей философии науки Д. С. Милля является возможность распространения методов исследования и правил рассуждения естественных наук на исследовательскую сферу наук о социальном поведении (нравственных наук, по терминологии Д. С. Милля). С. Зенгер обоснованно выделяет эту идею Д. С. Милля как главный стимул в развитии индуктивных рассуждений, которые могут быть применены в "нравственных науках", ибо, согласно Д. С. Миллю, характеры людей и условия их жизни образуют мотивацию их поведения, т. е. причины их поступков. Изучение этих причин, согласно Д. С. Миллю, создает возможность открытия эмпирических законов социальной жизни.

Обнаружение причин различных эффектов в природе и социальной жизни в исследовательской практике осуществляется посредством индуктивных методов -- методов сходства, различия, остатков и сопутствующих изменений. Эти методы создают основания для формулирования посылок дедуктивных выводов посредством различных фигур силлогизмов.

Таким образом, Д. С. Милль существенным образом развивает концепцию индукции Френсиса Бэкона, которого он считал отцом индуктивной философии. Миллевская концепция логики и методологии науки предполагает синтез познавательных процедур -- индукции и дедукции, который является инструментом получения нового знания. Эти идеи Д. С. Милля противоположны принципиальному различию методологий наук о духе и наук о природе, на котором настаивали Г. Риккерт и В. Дильтей. Современное развитие точных методов исследования в экономической науке, социологии, лингвистике и других когнитивных науках свидетельствует о прогрессивности и плодотворности философии науки Д. С. Милля.

Следует отметить, что С. Зенгер обращает внимание на сложность и неясность в истолковании Д. С. Миллем психологической причинности как закона о связи волевых действий по аналогии с механической причинностью (отдел IV: К логике наук о духе, с. 146--148). Дело в том, что для обнаружения отношения причинности в поведении индивидов (а впоследствии и социальных общностей) необходимо информативное представление знаний о социальных субъектах, предполагающее сведения о социальном характере, индивидуальных чертах личности (для индивидуальных субъектов) и нетривиальные биографические данные, отражающие историческое формирование личности. Конечно, практически доступно лишь приближенное представление знаний в соответствии с этой схемой.

Непосредственными предшественниками Д. С. Милля в философии индукции были Дж. Гершель и В. Уэвель, книги которых были изданы в России. Однако именно Д. С. Миллю принадлежит заслуга в формулировании методов индукции как логических правил правдоподобных рассуждений. Это обстоятельство и подчеркивает С. Зенгер, когда пишет о том, что Д. С. Милль рассматривает свои индуктивные методы как методы доказательства утверждений, выражающих установленное сходство изучаемых явлений (в главе XXIV "Системы логики" Д. С. Милль утверждает, что сходство есть объект науки). Плодотворность этой мысли подтверждается тем, что в современных средствах интеллектуального анализа данных, которые используют индуктивное обучение, формализующее методы сходства и различия Д. С. Милля, реализуется принцип: "сходство фактов влечет наличие (отсутствие) изучаемого эффекта и его повторяемость".

Особое место в понимании общественной жизни и устройства общества занимают два сочинения Д. С. Милля: трактат "О свободе" (издан в 1859 году) и книга "Рассуждения о представительном правлении (издана в 1860 году). Трактат "О свободе" -- одно из основополагающих произведений либеральной мысли, так как в нем дается обоснование устройства общества, в котором осуществляются свобода слова, свобода мысли, свобода частной жизни (в том числе экономическая свобода) и свобода общественных и политических объединений. Согласно Д. С. Миллю, указанные свободы становятся реальностью при демократическом правлении. Однако (на это обращает внимание С. Зенгер в своей книге) в представительном правлении (оно предполагается в демократии) возможны и тирания моды, и тирания большинства. Поэтому в "Рассуждениях о представительном правлении" Д. С. Милль предлагает пропорциональное представительство в парламенте от всех значительных социальных общностей, что, по его мнению, является необходимым и справедливым осуществлением народовластия. Трактат "О свободе" и "Рассуждения о представительном правлении" являются фактически историческими предшественниками книги К. Р. Поппера "Открытое общество и его враги", так как в этих сочинениях Д. С. Милль сформулировал некоторые из необходимых условий общественных устройств, гарантирующих свободу личности и ее участие в жизни государства. Таковыми являются представительное правление, защита от узурпации власти и защита прав меньшинства.

В позднем периоде научного творчества (возможно, под влиянием своей жены миссис Тэйлор) Д. С. Милль размышлял о социальных проблемах и общественном благе, совместимом с защитой интересов индивида перед лицом государства. Интеллектуальные искания Д. С. Милля и его общественная (в том числе парламентская) деятельность -- некоторое время он был членом палаты общин -- были опытом теоретического и практического согласования либеральных свобод и стремления к обществу с "благосостоянием для всех" в рамках рыночной экономики.

Общественная деятельность Джона Стюарта Милля гармонично сочеталась с его пониманием свободы и демократии: известны яркие примеры защиты им интересов рабочих и населения британских колоний. Д. С. Миллю был чужд шовинизм, поскольку он был не только "святым рационализма" (по Гладстону), но и "святым либерализма", ибо его убеждения были в естественном согласии с его общественной позицией. С. Зенгер (как и М. И. Туган-Барановский) приводят слова Джона Стюарта, связанные им незадолго до смерти: "Мое дело сделано".

Для Д. С. Милля "благосостояние для всех" и индивидуальная свобода были выше успешности, а потому нравственное поведение, общественное благо и либеральные свободы для него были не только предметом мысли, но и практикой жизни.

Представляемая книга С. Зенгера адресована историкам философии, политологам и социологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся жизнью замечательных людей, к которым, конечно, принадлежит Джон Стюарт Милль.

Доктор технических наук,
профессор В. К. Финн

 Предисловие

Глубокая симпатiя къ жизни Джона Стюарта Милля и величайшее уваженiе къ его труду побудили меня взяться за изложенiе его жизни н философскаго значенiя. Годами изучалъ я его творенiя и многому научился. Позднее кое-чему пришлось мне переучиваться, и другiе мыслители вытесняли временами у меня любовь и уваженiе къ нему. Но после того, какъ критика сделала свое дело, я охотно и радостно вернулся къ нему, убежденный, что онъ вместе съ лучшими своими творенiямЕ принадле житъ намъ, нашему времени, нашимъ стремленiямъ. Это убежденiе определило естественно в выполненiе моей задачи, въ которой изложенiе критики и построенiе имеютъ равное место.

Я цитирую обыкновенно по изданному Т. Гомперцомъ, Р. Рейсланда, Лейпцигъ, 1869 и сл., Собранiю сочиненiй(WW).Туда не вошли между прочимъ: главное критическое произведенiе Милля, Examination of sir William Hamiltons Philosophy (SWH), Лондонъ, 1865 г. (Обзоръ философiи сэра Вильяма Гамильтона Спб. 1869) и Three Essays on Religion: Nature, the Utility of Religion and Theism, Лондонъ, 1874, Вошедшiя въ немецкое изданiе только отчасти, богатыя глубокомысленными работами "Dissertations and Discussions" (DD) въ оригинале представляютъ собой четыре тома (Лондонъ, 1859--74). Главными источниками для сведенiя о молодыхъ годахъ Милля служатъ: оставленная имъ Autobiography, Лондонъ, 1873 г. (Автобiографiя, М. 1896), и произведенiя Александра Бэна объ обоихъ Милляхъ (Bain I; Bain II; Лондонъ, 1882). "Life of J. St. Mill" Куртнея, Лондонъ, 1889 г. очень недостаточна; напротивъ, третiй томъ сочиненiя Лесли Стефенса "The English Utilitarians" Лондоне 1900 г., посвященный нашему философу, такъ богатъ историческимъ и критическимъ матерiаломъ, такъ безпритязателенъ по форме и по большей частью меткости въ сужденiи, что всякiй, глубже вникающiй въ обсуждаемый предметъ, будетъ благодаренъ этому сочиненiю за увеличившiяся сведенiя. Ему я обязанъ также разъясненiемъ относительно The Analysis of the Influence of Natural Religion on the Temporal Happiness of Mankind by Philip Beauchamp, той самой, упомянутой на стр.37 моего текста,книги, которой Милль приписываетъ значительное влiянiе на образованiе своихъ религiозно -философскихъ воззренiй. Она вышла въ 1822 г. Подъ псевдонимомъ, какъ издатель, скрывается Георгъ Гротъ, историкъ, который къ рукописи Бентама, сохраняющейся въ Британскомъ музее, не мало прибавилъ своего собственнаго. Читающая публика пропустила эту книгу безъ вниманiя, хотя по методу п стилю она принадлежитъ къ одной изъ самыхъ дерзкихъ и свободомыслящихъ аттакъ на народную теологiю, которая когда-либо поднимала знамя мятежа въ Англiи. Судя по данному Стефеномъ подробному анализу (EU. II. 333 и сл.), она обладаетъ всеми чертами Вольтеровскаго времени. Насколько Джонъ Стюартъ Милль удалился отъ нея въ упомянутомъ вопросе, укажется при упоминанiи о ней въ тексте

С. Зенгеръ.
Берлинъ, 3 апреля 1901 г.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце