Показать ещё...
Предлагаемая книга "Стилистический анализ (на материале немецкого языка)" является вторым, дополненным изданием "Стилистического анализа", вышедшего в 1971 году. Объектом рассмотрения в данной работе является целостное художественно-прозаическое произведение, в котором пересекаются интересы лингвистической стилистики конкретного языка и общетеоретической стилистики. Словесное произведение вообще – это не организм, который живет по законам, заложенным в нем природой; он является социальным образованием, продуктом творческого труда человека, который живет по социальным закономерностям. Параметрами словесного произведения как духовно-языковой целостности являются, во-первых, результат познания и осмысления действительности; во-вторых, результат целесообразного художественного переосмысления материала жизни в содержании произведения; в-третьих, результат коммуникативно-эстетической, речевой и языковой деятельности. В работе в центр внимания поставлен результат художественно-коммуникативной деятельности, который запечатлен в категории "образа автора-повествователя". Эта категория принимает участие как в формировании совокупного художественного содержания, так и в формулировании художественного языка произведения как целостного образа. В образе автора, его речевой структуре, по утверждению академика В. В. Виноградова, объединяются все качества и особенности стиля и языка художественного произведения. В работе применен коммуникативно-онтологический подход к рассмотрению стиля прозаического произведения. Дальнейшая углубленная когнитивно-эпистемологическая разработка проблем стиля словесного произведения осуществлена автором в книгах "Стилистика текста. Теоретический курс" (М., 2004), "Критика перевода" (М., 2006), "Практикум по стилистике текста" (М., 2002). Исследование языка произведения – одна из наиболее сложных и трудоемких задач в стилистике художественной литературы, так как язык в этом случае выступает как. форма искусства, словесного искусства, как "целостное словесно-художественное единство", "особый тип эстетической, стилевой словесной структуры" и его изучение не исчерпывается стилистикой как лингвистической дисциплиной. В этом своем качестве язык художественного произведения тесно связан не только с лингвистической стилистикой, но и литературоведением и эстетикой, так что исследователю приходится иметь дело с категориями и понятиями трех наук (не говоря уже о психологии творчества), состояние теории которых не дает пока еще надежной научной базы для такого исследования. В системе языковедческих наук стилистика является самой древней, уходя своими корнями глубоко в античность. Но на сегодня у нее, пожалуй, меньше достижений, чем у любого другого аспекта лингвистики. Более того, мы и сегодня еще утверждаем, что стилистика находится в стадии становления: до сих пор еще не выяснен вопрос о предмете, содержании и задачах стилистики, об ее основных понятиях и категориях. До сих пор еще нет общепризнанного определения понятия "стиль". Не лучше положение дел и в смежных со стилистикой науках. В науке о литературе предмет, границы, терминология также еще крайне неопределенны и расплывчаты. Опыт научного осмысления искусства вообще и словесного искусства в частности показывает, как нелегко ответить на вопрос, что есть художественное произведение. Если говорить об эстетике, то она также "предстает перед исследователем как совокупность, набор неупорядоченных эстетических понятий и проблем, выведенных эмпирически и не составляющих строгой и логически четкой системы". Стилистика вообще, и художественной литературы в частности, имея непосредственное отношение к речевой деятельности человека и исследуя результат этой деятельности, связана с общей семасиологией, которая тоже нуждается в "наведении методического порядка в ее хозяйстве". В результате, как писал В.В.Виноградов: "Изучение языка художественного произведения и определение способов его лингвистического анализа – это проблемы, которым у нас посвящено очень много статей и исследований, но которые еще очень далеки не только от научного решения, но даже и от более или менее удовлетворительного объяснения". И хотя идея должной адекватности стилистического исследования эстетической природы изучаемого литературного произведения находит все более широкий отклик, проблема структурно-художественного единства литературного произведения и его стиля еще не была у нас предметом ни теоретического, ни конкретно-исторического исследования. Такое положение дел в стилистике, во всех ее разделах, а также в смежных с нею науках, создало мнение, что современная стилистика неспособна "успешно содействовать решению основных проблем науки о стилях художественной литературы, проблемы специфики художественного слова, проблемы слова и образа, проблемы стиля художественного произведения, его композиции, его образного строя и т.п.". Претензии же, которые нередко предъявляются исследователю стиля произведения, выходят далеко за границы возможного на данном этапе. Ср. например: "Рассматривая стиль, нельзя забывать о том, на какой реальной почве он сложился и какими философскими предпосылками он располагает; прослеживая творческие искания художника, показывать связь этих исканий с позицией, которую он занимает в современном мире; помнить, что художника формируют не только и не столько книги, но в первую очередь жизнь, живое знание языка, общение с современниками, чувство осознанной принадлежности к передовому классу, к народу, к большим социальным движениям нашей революционной эпохи; видеть в стиле не простые технические приемы, а единство идейно-образного постижения и отображения действительности; улавливать благотворное воздействие на современных писателей "школы" классического реализма, видеть тонкость различных стилевых линий, не терять из виду соотнесенности и прямой связи стиля с другими аспектами художественного творчества – вот важнейшие условия разработки проблемы стиля в современном литературоведении". В этом развернутом требовании учтено многое, кроме главного: основы, на которой возможно решение всех указанных проблем, – конкретное художественное произведение. В то время, как очевидно, что только "путь конкретно-исторического изучения языка отдельных художественных произведений (конечно, при соответствующей теоретической направленности) может вернее всего довести до решения больших проблем стиля писателя и языка художественной литературы". В предлагаемой читателю книге делается попытка решить некоторые вопросы стилистики художественно-прозаического произведения. В проблематику стиля прозаического художественного произведения входят такие вопросы, как "образ автора", признаки его повествовательного стиля, формы повествовательной речи, их взаимодействие и смена, приемы построения и развития диалогической речи, структура реплик персонажей, способ переключения стиля повествования в диалоги персонажей, соотношение авторской речи с речью героев и т.д. Из этого комплекса проблем в книге затрагиваются лишь вопросы, связанные с проблемой "образа автора" в плане его стилистической функции, а именно организации словесного материала. Т.е. в поле зрения находятся вопросы, связанные с изучением стиля авторской речи. Предметом исследования является произведение как микроструктура, т.е. проблемы, которые обращены к "внутренней структуре" объекта. Автор придерживается того мнения, что все металитературные связи, как-то: биография писателя, мировоззрение, социология и т.д., т.е. все то, что воздействует на становление писателя, зафиксировано в самом произведении, реально существует в нем, превращено в содержательную форму, сказывается в словесном субстрате. В словесной форме писатель закрепляет и свое положение в мире и его понимание, свое к нему отношение, свое восприятие людей, эмоции, образ жизни и т.д. Предметом данного исследования является речевая деятельность, способ речевой деятельности и ее результат. Причем деятельность не механическая, а содержательная. Рассмотрение стиля как деятельности субъекта предполагает анализ содержания, законов и форм протекания этой деятельности. Иначе центром внимания становится форма. В основе рассмотрения предлагаемой работы – форма в ее широком значении. Язык художественного произведения является средством передачи содержания, но содержание само по себе не является предметом лингвистического изучения (хотя при конкретном анализе оно не должно исключаться). В настоящей работе учтено другое содержание, "действительное, т.е. такое, которое определяет специфический характер эстетического переживания, им вызываемого. Так понимаемое содержание не просто вносится в произведение извне, а созидается в нем художником. Процесс созидания этого содержания и кристаллизуется, откладывается в структуре произведения, подобно тому как, скажем, физиологическая функция откладывается в анатомии органа". Стиль произведения связан не просто с речевой деятельностью, а с художественно-речевой деятельностью, в основе которой способ художественного освоения мира человеком, а не набор форм художественной деятельности. Такой подход к стилю в предлагаемой работе обусловил его определение как целостного (системного), но внутренне расчлененного образования, связанного с отражательной структурой художественного произведения. Из важнейших принципов организации стиля как системного объекта на первый план рассмотрения в работе выдвигается целостность и иерархичность. Книга состоит из введения, трех глав и приложения, содержащего опыты анализа отдельных сторон стиля художественного произведения. Маргарита Петровна БРАНДЕС Доктор филологических наук, профессор. Закончила Военный институт иностранных языков Советской Армии. Работала в качестве военного переводчика в Группе Советских войск в Германии. После демобилизации защитила в 1962 г. кандидатскую диссертацию по теме "Повествовательный стиль Анны Зегерс", а в 1989 г. – докторскую диссертацию по теме "Повествовательный стиль художественного произведения". Свыше 50 лет М.П. Брандес – профессор Московского государственного педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза (МГППИЯ) и Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). Область научных интересов – теория применения языка в практических и художественных текстах, которая нашла отражение в публикациях по теоретической стилистике, стилистике немецкого языка, переводоведению. Среди научных трудов монографии: "Стилистический анализ", "Стиль и перевод", "Стилистика немецкого языка", "Стилистика теста", "Критика перевода" и др. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |