Показать ещё...
Постскриптум | Основные спектакли | Литература | Список иллюстраций | Именной указатель | |
Книга подготовлена и издается по гранту Департамента культуры города Москвы, в рамках конкурса "Открытая сцена". Этот конкурс призван поддерживать инновационные проекты, способствующие развитию российского театра. Авторитетная экспертная комиссия признала, что искусство Д.Л.Боровского – самая актуальная инновация для современных сценических исканий, высочайший образец сценографического творчества. Была поддержана идея автора о том, что искусство мастера может быть представлено как виртуальный Большой спектакль сценографических образов. Они создавались на протяжении полувека. Теперь, после ухода художника в 2006 году, книга о его творчестве может предстать как "Открытая сцена Давида Боровского". Открытая – для следующих поколений сценических художников.
Особая благодарность за содействие в реализации проекта – Дмитрию Владимировичу Трубочкину, директору Государственного института искусствознания, Андрею Валентиновичу Серженко и Геннадию Александровичу Смирнову, заместителям председателя Союза театральных деятелей РФ, Станиславу Бенедиктовичу Бенедиктову, секретарю правления СТД, народному художнику России.
Идею оформления книги предложил Александр Давидович Боровский. На обложке – известная фотография: Д.Л.Боровский у макета спектакля "Пристегните ремни". На титуле – та же фотография, только художника нет, один макет. Художник ушёл, осталось его искусство.
Книга была задумана при жизни Давида Львовича Боровского. Я рассказал ему, что хочу проследить его работу в театре год за годом. Все писавшие о Боровском ранее, я в том числе, пытались так или иначе структурировать его искусство: по темам, проблемам, режиссерам, театрам, жанрам и т.д. Проследить путь мастера в хронологической последовательности – летописно – не пытался никто. Не только потому, что этот путь продолжался. Он закончился 6 апреля 2006 года, в пятидесятый театральный сезон Боровского. Проделать такую работу можно было, зная все или почти все спектакли мастера. Избирательность любого рода, уместнаяпри написании очерка, статьи, эссе ("наблюдений", "впечатлений", "заметок"), для летописи не допустима. Всех спектаклей, естественно, не мог видеть и автор книги, хотя с 1967 года, на протяжении четырех десятилетий, стремился не пропускать, по возможности, ни одной работы Боровского, писать о каждом его сценографическом решении, фиксировать сделанное художником. В начале 2000Нх годов мой каталог постановок Боровского насчитывал более семи десятков названий. Это позволило задуматься о книге летописного характера.
С другой стороны, Боровский – единственный российский театральный художник, чье искусство могло быть рассмотрено в контексте исканий мировой сценографии 1960–2000Нх годов – как явление центральное, первостепенное, определяющее. Возможность посмотреть на творчество Боровского в таком контексте давало мне проведенное ранее исследование – книга "Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина XX века" (М., 2001) (в этой книге о работах, включенных в раздел "Контекст", об их соотношении с основными тенденциями развития мировой сценографии можно прочитать более подробно).
О намерении рассмотреть его творчество как центральное явление современной мировой сценографии и тем более о его "единственности" я в разговоре с Боровским умолчал, зная его исключительную скромность и щепетильность в такого рода вопросах. Мы договорились: будем время от времени встречаться, вспоминать одну за другой каждую работу – с самого начала и вплоть до последних премьер. Без пропусков. Хотелось услышать, зафиксировать рассказы художника не только о том, что предстало перед зрителями, но и о процессе создания сценографического решения. О рождении замысла. О его истоках, мотивах. О вариантах, которых у Боровского всегда было много, причем не менее содержательных, нежели итоговый. О проблемах воплощения и реализации сценографического решения режиссерами. Договорились, что начнем потихоньку работать, как только у Давида Львовича появится свободное время. Была надежда, что свободное время появится после премьер у Л.Додина, М.Резниковича, А.Тителя. После того как художник закончит чтение корректуры книги "Убегающее пространство". Наконец, после выставки в Боготе. Вечером накануне отъезда Боровский позвонил, сказал: вернется и приступим к работе.
Задуманным разговорам не суждено было состояться. Тем не менее голос Боровского присутствует в этой книге. Его голос – тексты из книги "Убегающее пространство", из моих записей бесед с художником. Цитаты из моих записей, из других источников, а также высказываний Боровского печатаются принятым в монографии шрифтом. Развернутые фрагменты Боровского звучат виртуально. Принцип прост. Самые первые слова фрагментов набраны тем же шрифтом, что и основной авторский текст. Последующие слова постепенно уменьшаются, как бы "истаивают" – уходят из пространства монографии в "убегающее пространство" Боровского. Читателю предлагается перенестись на страницу, указанную в аббревиатуре ВГДБ (виртуальный голос Давида Боровского). Возвращение в пространство монографии происходит на заключительной фразе фрагмента: от минимального размера набора начальных слов к шрифту авторского текста.
Книга – первый в литературе об искусстве сценографии опыт летописи творчества выдающегося мастера. По В.И.Далю, летопись – "описанье событий, происшествий, год по году". "События" в данном случае – сценические работы Д.Л.Боровского, которые представлены "год по году" в их хронологической последовательности.
Victor Beriozkin has a doctorate in Art studies and is one of the leading specialists of the Russian Institute for Art Studies. Professor Beriozkin is also Dean of the Faculty of Art studies at The Natalya Nesterova University. He is the author of 25 books and about 300 articles on the Art of Scenography and the Artists's Theatre.
Currently he is working on the book "The Scenographists of Russia".
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее)
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ)
11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее)
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.
Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее)
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее)
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее)