URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кондрашов Н.А. История лингвистических учений
Id: 94040
 
279 руб.

История лингвистических учений. Изд.4, стереот.

URSS. 2009. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00644-6. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В настоящей книге, написанной известным отечественным лингвистом, профессором Н.А.Кондрашовым, последовательно рассказывается о всех этапах истории отечественного и мирового языкознания, раскрывается своеобразие всех лингвистических направлений, которые были характерны для прошлых лет и которые развиваются в настоящее время. Особое внимание автор уделяет русскому и советскому языкознанию.

Рекомендуется специалистам --- лингвистам, учителям-словесникам, преподавателям, студентам и аспирантам педагогических вузов, а также всем, кто интересуется историей мирового и отечественного языкознания.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Языкознание в древней Индии
 § 1.Условия возникновения языкознания
 § 2.Грамматика Панини
 § 3.Морфология
 § 4.Фонетика
 § 5.Значение древнеиндийской традиции
 Дополнительная литература
Глава 2. Языкознание в древней Греции и Риме
 § 6.Характер греческого языкознания
 § 7.Дискуссия о правильности имен
 § 8.Учение Аристотеля
 § 9.Учение стоиков
 § 10.Александрийские грамматисты
 § 11.Языкознание в древнем Риме
 § 12.Значение античного языкознания
 Дополнительная литература
Глава 3. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения
 § 13.Языкознание в средневековой Европе
 § 14.Развитие арабского языкознания
 § 15.Языкознание эпохи Возрождения
 § 16.Возникновение филологии как науки
 § 17.Изучение живых языков
 § 18.Создание логической, или универсальной, грамматики
 § 19.Попытки и проекты создания международных языков
 § 20.Зарождение исторической и сравнительной точки зрения на язык
 § 21.Развитие языкознания в славянских странах
 Дополнительная литература
Глава 4.  Возникновение сравнительно-исторического языкознания
 § 22.Проблема метода языкознания и вопросы периодизации истории сравнительно-исторического языкознания
 § 23.Франц Бопп
 § 24.Расмус Раск
 § 25.А.X.Востоков
 § 26.Якоб Гримм
 Дополнительная литература
Глава 5. Возникновение общего языкознания (языковая концепция В.Гумбольдта)
 § 27.Вильгельм Гумбольдт
 § 28.Основные положения концепции Гумбольдта
 § 29.Значение деятельности Гумбольдта
 Дополнительная литература
Глава 6. Развитие сравнительно-исторического языкознания и натуралистическое направление (А.Шлейхер)
 § 30.Развитие и применение сравнительно-исторического метода при изучении языковых групп
 § 31.Натуралистическая концепция А.Шлейхера
 § 32.Психологизм в языкознании
 § 33.К.Маркс и Ф.Энгельс о проблемах языкознания
 Дополнительная литература
Глава 1. Младограмматическое направление
 § 34.Возникновение школы младограмматиков
 § 35.Теоретические основы младограмматизма
 § 36.Достижения младограмматиков
 § 37.Недостатки учения и практики младограмматиков
 Дополнительная литература
Глава 8, Русское языкознание XIX в.
 § 38.Логико-грамматическое направление. Труды Ф.И.Буслаева
 § 39.Психологическое направление. Взгляды А.А.Потебни
 § 40.Московская лингвистическая школа
 § 41.Казанская лингвистическая школа
 Дополнительная литература
Глава 9. Критика младограмматизма. Поиски новых путей
 § 42.Социологическое направление
 § 43.Направление "слов и вещей". Лингвистическая география.
 § 44.Неолингвистика
 § 45.Эстетический идеализм
 Дополнительная литература
Глава 10. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
 § 46.Основные положения концепции Соссюра
 Дополнительная литература
Глава 11. Пражская лингвистическая школа
 § 47.Возникновение Пражского лингвистического кружка
 § 48.Теоретические положения Пражской школы
 § 49.Исследовательская работа пражских лингвистов
 § 50.Изучение литературного языка
 Дополнительная литература
Глава 12. Глоссематика (датский структурализм)
 § 51.Сущность глоссематики
 Дополнительная литература
Глава 13. Дескриптивная лингвистика в США
 § 52.Принципы и методы дескриптивистов
 Дополнительная литература
Глава 14. Другие направления современного языкознания
 § 53.Этнолингвистика
 § 54.Неогумбольдтианство
 § 55.Языковая типология и лингвистические универсалии
 § 56.Использование точных методов и прикладное языкознание
 § 57.Современное сравнительно-историческое языкознание
 Дополнительная литература
Глава 15. Развитие советского языкознания
 § 58.Диалектический и исторический материализм -- методологическая база советского языкознания
 § 59.Советское языкознание 20--40-х годов. Взгляды Н.Я.Марра.
 § 60.Грамматическая концепция И.И.Мещанинова
 § 61.Лингвистическая деятельность Л.В.Щербы и труды лругих советских лингвистов
 § 62.Языковое строительство в СССР и возникновение социолингвистики
 § 63.Общеязыковедческие проблемы в трудах советских лингвистов
 § 64.Советское языкознание на современном этапе
 Дополнительная литература
Заключение
Указатель имен

 Введение

Курс "История лингвистических учений" содержит изложение истории отечественного и мирового языкознания. В педагогических институтах эта дисциплина читается в виде специального курса или входит как составная часть в курс общего языкознания. Между историей языкознания и его теорией (общим языкознанием) существует теснейшая связь. Теория языкознания призвана дать общую, систематическую формулировку современных воззрений на сущность, строение, роль языка в общественной жизни человечества, на методы изучения языка и языков, основывающихся на марксистско-ленинской философской базе. История языкознания излагает процесс познания. История языкознания знакомит студента с основными направлениями и школами в области лингвистики, с деятельностью и взглядами выдающихся лингвистов, с характеристикой их основных принципов, методикой исследования и наиболее важными конкретными достижениями языковедов прошлого и современности.

Языкознание, как и любая наука, находится в состоянии постоянного развития. Поэтому чрезвычайно важно привить студенту представление о преемственности в науке о языке, о своеобразной логике ее развития, ее единстве и многоаспектности. Разносторонность подходов к изучению языка является следствием сложности языка и многообразия его связей с мышлением, с человеком, с обществом, с объективной действительностью. Любое лингвистическое направление прошлого следует истолковывать в контексте эпохи и оценивать прежде всего с точки зрения новизны своего времени. Языкознание в своем развитии постепенно расширяло наши знания о языке, совершенствовало методы его изучения. Теоретическое обобщение фактов многочисленных языков мира выдвигало научные предположения, которые впоследствии становились прочными теориями или отвергались как несостоятельные. В связи с этим представляется необходимой оценка различных направлений лингвистической науки в свете достижений современности, показ поступательного развития теоретических знаний.

Курс "История лингвистических учений" в свете сказанного призван расширить и углубить общелингвистическую подготовку будущих учителей-словесников, повысить их идейно-теоретический уровень и способствовать тем самым подготовке их к творческой учительской деятельности, к решению тех больших задач в области народного просвещения, которые возникают в ходе коммунистического строительства. Особенно важно показать борьбу материалистических направлений в языкознании с идеалистическими течениями (ибо специфика языка с его сложным соотношением идеального и материального часто используется для идеалистических спекуляций), четко обрисовать принципиальные достижения советского языкознания как в области теории, так и в практике.

Известно, что науки развиваются неравномерно. Достижения науки, требования практики, общественные запросы обычно сопутствуют друг другу. Языкознание длительное время развивалось в недрах философии и филологии. Это означает, что лингвистика обычно следовала за наиболее зрелой и развитой наукой своего времени. Лишь в начале XIX в. языкознание оторвалось от филологии, начало стремительно развиваться на путях сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков, питая своими идеями другие отрасли знания и обогащаясь опытом и методами других наук. В истории языкознания периоды дедуктивного рассмотрения языка, изучения общих законов его развития чередовались с этапами накопления эмпирических данных, изучения отдельных языков и языковых групп. В отдельные эпохи какой-либо язык принимался за образец и рассматривался в качестве эталона. Сказанное непосредственно связано с проблемой возникновения языкознания как самостоятельной науки.

Некоторые ученые полагают, что наука о языке возникла в начале XIX в., когда были сформулированы принципы и разработана конкретная методика сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. Подобное мнение дает основание утверждать, что весь предшествующий период изучения языка является донаучным и не имеет существенной ценности. Однако эта точка зрения является неправильной: интерес к языку возник у человечества задолго до XIX в., по крайней мере в V в. до н.э. К истории языкознания следует отнести его развитие в древней Индии, в эпоху античности (в древней Греции и Риме), в средневековье и в эпоху Возрождения. Не случайно в последнее время повысился интерес к языковедческим работам древнеиндийских грамматиков, к трудам мыслителей древности, средневековья и философов XVIXVII вв.

Древнеиндийская, классическая, арабская и европейская (до XIX в.) традиции в изучении языка имеют важное значение и отмечены постановкой и разработкой ряда важных языковедческих проблем. К последним, например, относятся: проблема природы и происхождения языка, установление частей речи и членов предложения, взаимоотношение слова и его значения, соотношение логических и грамматических категории в языке, вопрос о международном языке и др. Хотя установление генетического родства языков и развитие сравнительно-исторических исследований является исключительно важным завоеванием языкознания, едва ли оно должно считаться начальным этапом нашей науки. Именно поэтому упомянутые выше научные традиции в изучении языка также должны получить необходимое освещение.

Научно-техническая революция нашего времени характерна дифференциацией и интеграцией наук. Лингвистика также расчленяется в зависимости от аспектов изучения; возникают такие ее области, как психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика и др. Вместе с тем не следует забывать глубоко правильного высказывания крупного советского языковеда Л.В.Щербы: "Есть только одна наука о языке -- общее языкознание, и не может существовать отдельных независимых друг от друга лингвистических дисциплин".

Современное языкознание -- итог многовекового исторического развития и совершенствования науки о языке. Языкознание зародилось в эпоху мифотворчества, длительное время развивалось в тесной связи с философией и филологией, с историей и психологией, устанавливало контакты с другими гуманитарными науками, одно лингвистическое направление со своими концепциями и методами сменялось другим, острая борьба различных концепций языка приводила зачастую к новому синтезу и появлению новых идей, языкознание создавало свои собственные методы изучения языка и приспосабливало к своим потребностям методы исследования других наук. В настоящее время языкознание занимает важное место в системе знаний о человеке и обществе.

Наука о языке развивалась неравномерно. Можно указать много факторов, вызывавших это: неодинаковый уровень цивилизации, накал социальной и культурной борьбы в том или ином обществе, различие практических нужд и потребностей общества, логика развития самой науки, место науки в системе знаний, меняющееся в разные эпохи, господство тех или иных философских и научных принципов, фактор национальных традиций, вклад, влияние и научные интересы отдельных ученых и многое другое.

Работ, которые бы в систематическом и довольно полном виде излагали историю языкознания, на русском языке немного. Это книга В.Томсена "История языковедения до конца XIX века (Краткий обзор основных моментов)" (М., 1938), содержащая дополнение ее редактора Р.О.Шор. Своеобразной хрестоматией по истории лингвистических учений является книга В.А.Звегинцева "История языкознания XIX--XX веков в очерках и извлечениях", изд.3-е, дополненное (М., ч. I, 1964, ч. II, 1965). Наряду с перепечаткой наиболее важных и принципиальных работ русских и зарубежных языковедов, в хрестоматии кратко охарактеризованы многие лингвистические направления и школы. Наконец, следует указать книги: Я.В.Лоя, "История лингвистических учений (Материалы к курсу лекций)" (М., 1968); Ф.М.Березин, "История лингвистических учений" (М., 1975); Т.А.Амирова, Б.А.Ольховиков, Ю.В.Рождественский, "Очерки по истории лингвистики" (М., 1975).

Работы, имеющие частный характер и посвященные отдельным лингвистическим направлениям или лингвистам, будут указываться в дальнейшем в сносках и после отдельных глав. Известную помощь могут оказать и учебники по введению в языкознание, в частности лучший из них -- А.А.Реформатский, "Введение в языкознание" (изд.4-е, М., 1967), а также новый учебник по данному курсу, подготовленный В.И.Кодуховым (М., 1979).

Вполне понятно, что любое изложение истории языкознания (истории лингвистических учений) в учебных целях предполагает тщательный отбор материала, исходящий из задач и целей (в нашем случае) хорошей лингвистической подготовки учителя-словесника. Подобный подход был основным при анализе важнейших эпох и направлений в развитии лингвистических учений. Вместе с тем, автор вполне сознательно стремился привлекать лишь тот материал, с которым по различным лингвистическим курсам знакомы студенты факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. Таким материалом прежде всего были факты русского языка в его современном состоянии и истории, показания других славянских языков, примеры из важнейших западноевропейских языков, включая сюда и сведения из латинского языка.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце