URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения
Id: 93814
 
449 руб.

Теоретические основы стиховедения

URSS. 2009. 320 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00588-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В монографии рассмотрены и систематизированы традиционные понятия стиховедения, в частности стихообразующие и стихомаркирующие фигуры (различные типы метра, ритма, рифмы и др.), охарактеризованы основные приемы, стихотворные стили и техники русской поэтической речи; проанализирован ряд спорных вопросов, исследованы и учтены отечественная и западная (англо-американская, французская и немецкая), современная, средневековая и античная традиции.

Адресуется всем, кто интересуется вопросами стиховедения, стилистики и поэтики.


 Оглавление

Предисловие
Глава первая. Стихообразующие средства
 1.1.Понятия ритма и мерности речи
 1.2.Изоколон
 1.3.Отцентровка
Глава вторая. Силлабический ритм
 2.1.Фигуры силлабической ритмовки
  2.1.1.Enjambement
  2.1.2.Цезурование
 2.2.Типы силлабической ритмовки
  2.2.1.Долготные типы силлабического метра
  2.2.2.Позиционные типы силлабической ритмовки
  2.2.3.Свободная силлабическая ритмовка
Глава третья. Стихомаркирующие средства
 3.1.Гомеотелевты и рифма
 3.2.Рифма как тип звукового ассоциирования
  3.2.1.Критический обзор определений рифмы
  3.2.2.Количественная оценка рифмы
  3.2.3.Вопрос о границах рифмы. Рифма и клаузула
  3.2.4.Ударная полифония и рифма. Вопрос о "новой рифме"
  3.2.5.Вопрос о приблизительной и неточной рифме
  3.2.6.Роль графических ассоциаций в восприятии рифмы
  3.2.7.Семантические типы рифмы
  3.2.8.Банальная и неожиданная рифма
  3.2.9.Позиционные типы рифмовки
  3.2.10.История и генезис рифмы
  3.2.11.Общая типология рифмы
 3.3.Ассонанс и рифма
 3.4.Аллитерация, консонанс и рифма
 3.5.Диссонанс и рифма
 3.6.Рифма в системе стихомаркирующих средств
 3.7.Функции рифмы
Глава четвёртая. Изотонический ритм
 4.1.Общие вопросы
  4.1.1.Вопрос о долготной составляющей изотонического метра
  4.1.2.Темпоральные теории изотонического метра
  4.1.3.Позиционные типы изотонической ритмовки
  4.1.4.Стопное ударение и скандовка
 4.2.Метр и ритм
  4.2.1.Изотонический метр и слоговой объём слов
  4.2.2.Реализации метра в речи
  4.2.2.1.Авторская реализация метра
  4.2.2.2.Вопрос о пеоне
  4.2.2.3.Исполнительская реализация метра
  4.2.3.Процесс изотонической ритмовки. Понятие ритмообразующего слова
  4.2.4.Спондей
  4.2.5.Вопрос о категориальном статусе спондея и пиррихия
 4.3.Членение изотонического ритма
  4.3.1.Понятие стопы
  4.3.2.Понятие ритмического переноса
  4.3.3.Вопрос об анакрузе
  4.3.4.Усечение стопы
  4.3.5.Понятие размера
  4.3.6.Понятие ритмической амбивалентности
 4.4.Комбинаторика изотонических метров
  4.4.1.Монометрия
  4.4.2.Полиметрия
  4.4.3.Вопрос о ритме прозы
  4.4.4.Понятие ипостасы
  4.4.5.Стопная полиметрия
  4.4.6.Строчная полиметрия
  4.4.7.Строфная полиметрия
Глава пятая. Семантизация поэтических форм
 5.1.Семантизация ритма
 5.2.Семантизация звуков
 5.3.Изобразительность ритма
 5.4.Изобразительность звуков
 5.5.Изобразительность графики
Глава шестая. Поэтические вольности
 6.1.Поэтические вольности в сфере рифмовки
 6.2.Поэтические вольности в сфере ритмовки
Глава седьмая. Силлабическая система стихосложения
 7.1.Понятие метрической лексики
 7.2.Силлабо-тоническое стихосложение в языках с фиксированным ударением
 7.3.Силлабическое стихосложение в языках с фиксированным ударением
 7.4.Русская силлабика
 7.5.Членение стиха в силлабике и в силлаботонике
 7.6.Вопрос об исполнении силлабических стихов
 7.7.Понятие метра в различных системах стихосложения
Глава восьмая. От прозы к стиху
 8.1.Стихотворение в прозе
 8.2.Версе
 8.3.Верлибр
 8.4.Формы акцентной системы стихосложения
  8.4.1.Безрифменный стих
  8.4.2.Рифмованная проза
  8.4.3.Говорной стих
 8.5.Стихомифия
 8.6.Белые стихи
 8.7.Ритмическая проза
 8.8.Моностих
 8.9.Вопрос о дольнике
 8.10.Вопрос о тактовике
 8.11.Вопрос о ритмической инверсии
 8.12.Вопрос о происхождении ритма

 Предисловие

Среди понятий стиховедения есть немало не вполне точно определённых, а потому спорных. Так, в специальной литературе существуют десятки различных, порою несовместимых трактовок понятия "ритм", в связи с чем Р. Якобсон характеризует этот термин как "несколько двусмысленный". Люси Бурасса признаётся: "Понятие ритма представляется чрезвычайно сложным для определения, в котором можно было бы преуспеть; вот почему то и дело появляются дефиниции, ставящие всё новые неразрешимые проблемы". Понятийная и терминологическая неупорядоченность в сферах ритмики и метрики имеет глубокую традицию. М. Г. Харлап сетует:

"В 1912 г. во 2-м номере журнала "Труды и дни" редактор этого журнала Вольфинг писал: "Научные выражения, метрика и ритмика, суть по сию пору условные термины. Если профессор Лейпцигского университета по кафедре истории и теории музыки, говоря о ритмике, разумеет момент длительности (--s), а говоря о метрике, -- момент весомости (+s), то профессор Мюнхенского университета по кафедре истории и теории литературы поступает наоборот". Дело, однако, обстоит ещё хуже. Ни мюнхенский, ни лейпцигский профессор не являются монополистами в своей области. По словам А. Хойслера, в теории стиха каждый говорит на собственном языке [курсив наш. -- В. М.] и пользуется своими терминами. Такое же "многоязычие" царит и в теории музыкального ритма. Запутанность терминологии усиливается ещё и тем, что сходные черты стихового и музыкального ритма нередко заслоняют их различия, вследствие чего многие термины (например, "стопа" и "такт") некритически переносятся из одной области в другую".

Рене Уеллек и Уоррен Остин справедливо указывают на то, что "сами основы и главные критерии метрики до сих пор неопределённы и здесь имеется удивительное множество непродуманных суждений, путаной и непостоянной терминологии даже в классических работах". В результате "беспомощность в области одной из важнейших стиховедческих проблем -- стихотворной ритмики -- направляет исследовательскую мысль в сторону изучения второстепенных признаков стиховой структуры".

Примерно такую же картину наблюдаем и в сфере изучения рифмы. Исследователи говорят о ней как о "самой загадочной из всех звуковых моделей", констатируя отсутствие "удовлетворительного определения рифмы", "слабую изученность рифмы" и "неудачи в классификации рифм". При чтении научной литературы постепенно складывается "впечатление, что "всё рифмуется со всем"": солнце и сердце (пример В. М. Жирмунского), колхозники и колонны (Л. Л. Бельская), горох и огород (пример Д. С. Самойлова), уст и суд (Д. Уорт), след и звезд (А. А. Илюшин), соколы и солнце (Ю. И. Минералов), ризы и зори (Дм. Кузьмин) -- вот лишь некоторые из тех соответствий, которые предлагают нам считать рифменными.

Думается, что адекватное уточнение понятийного аппарата стиховедения возможно лишь после прояснения сути и содержания базисных, стихообразующих категорий.


 Об авторе

Василий Павлович МОСКВИН

Родился в 1957 г. в Феодосии. В 1980 г. окончил филологический факультет Киевского государственного университета, до 1994 г. работал в Киевском государственном педагогическом институте иностранных языков, в настоящее время -- профессор Волгоградского государственного педагогического университета. Кандидатская (1988) и докторская (1993) диссертации посвящены проблемам семантического синтаксиса. В сферу научных интересов входят стилистика, стиховедение, теория аргументации, семантика, акцентология, орфоэпия и морфология. Основные работы: "Краткий идеографический словарь сочетаемости" (1992), "Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь" (3-е изд., 2008), учебные пособия "Стилистика русского языка" (4-е изд., 2006), "Правильность современной русской речи. Норма и варианты" (2-е изд., 2006) и "Аргументативная риторика" (2-е изд., 2008), монографии "Семантика и синтаксис русского глагола" (1993), "Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка" (2-е изд., URSS, 2007) и "Русская метафора" (3-е изд., URSS, 2007), а также ряд статей по вопросам стилистики, риторики, семантики и морфологии в журналах "Русский язык в школе", "Русский язык за рубежом", "Русская речь", "Русская словесность", "Филологические науки", "Вопросы языкознания", "Известия РАН".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце