Предисловие к первому изданию |
Предисловие ко второму изданию |
Введение |
| О важности общенародного языка и его нормах |
| Стилистика и ее задачи |
| Отношение стилистики к общенародному языку |
| О стилях литературного языка |
| О стилистическом эксперименте |
| Об объеме и структуре стилистики |
Лексика |
Разновидности лексических единиц |
| Запас слов. Термины |
| Синонимы |
| Антонимы |
| Омонимы, паронимы |
Стилистические пласты словаря |
| Общеупотребительные слова |
| Слова со специфическим употреблением |
| | А. | Литературно-книжные слова |
| | Б. | Разговорно-бытовые слова |
Идиоматика |
| Идиомы, фразеология |
| О речевых штампах |
Об иноязычных словах, архаизмах, славянизмах, неологизмах |
| Иноязычная лексика |
| Архаизмы |
| Славянизмы |
| Неологизмы |
Переносное значение слов. Метафора, метонимия |
Морфология |
Стилистические ресурсы морфологии |
О связи морфологических явлений с отдельными стилями речи |
Существительное |
| Род существительных |
| Число существительных |
| Собирательность |
| Одушевленность |
| Синонимика падежных конструкций |
Прилагательное |
| Синонимика прилагательных и косвенных падежей существительного |
| Стилистическое использование полных и кратких форм прилагательных |
| Использование притяжательных прилагательных |
| Семантика степеней сравнения и их употребление в стилях речи |
Местоимение |
| Местоимение и контекст |
| Экспрессивные и семантические оттенки личных местоимений |
| Синонимика и семантика других видов местоимений |
Глагол |
| Лица глаголов |
| | Обозначение действий говорящего |
| | Обозначение действий собеседника |
| | Обозначение действий 3-го лица |
| Времена глаголов |
| | Прошедшее время |
| | Настоящее время |
| | Будущее время |
| Наклонения |
| | Выражение просьб и приказов |
| | Выражение желательности действий |
| | Выражение необходимости действия |
| | Выражение возможности действия при известных условиях |
| | Синонимика форм разных видов |
Причастие |
Деепричастие |
Синтаксис |
Стилистические ресурсы синтаксиса. Особенности синтаксиса разных стилей речи |
| Элементы синтаксиса научной речи |
| Элементы литературно-обработанного синтаксиса |
| Элементы синтаксиса разговорной речи |
Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения |
Полные и неполные предложения |
Односоставные предложения |
Сказуемое и синонимика выражения сказуемого |
Согласование сказуемого с подлежащим |
Действительный и страдательный обороты |
Управление |
Однородные члены предложения |
| Соединительная связь |
| Противительные отношения |
| Разделительные отношения |
| Употребление обобщающих слов |
Обособление |
| Синонимика обособленных и необособленных членов предложения |
| Синонимика обособленных членов и придаточных предложений |
Сложное предложение |
| Различия в использовании простых и сложных предложений |
| Использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в разных стилях речи |
| Союзные и бессоюзные сложные предложения |
Сложносочиненные предложения |
| Соединительные отношения |
| Противительные отношения |
| Разделительные отношения |
Сложноподчиненные предложения |
| Дополнительные предложения |
| Определительные предложения |
| Временные предложения |
| Условные предложения |
| Уступительные предложения |
| Предложения причины |
| Предложения цели |
| Предложения следствия |
| Относительные предложения |
| Предложения образа действия |
Период |
Чужая речь |
| Прямая речь |
| Косвенная речь |
Приложение |
| Об одной проблеме стилистики (Случаи стилистической дефектности конструкций, соответствующих целям автора и отвечающи нормам языка) |
| Об одной разновидности относительного употребления будущего времени |
| "Порядка десяти тысяч" |
Предисловие к первому изданию
Стоящая перед школой ответственная задача -- развивать и обогащать
речь учащихся, обеспечивать возможно более широкое овладение богатствами
русского языка -- среди других вопросов выдвигает и вопрос о пособиях
по стилистике для школы вообще, в частности для учителя. До сих пор
мы не располагаем такими пособиями, вследствие чего преподаватели
по вопросам стилистики в общем не получают помощи и лишь в порядке личной
инициативы углубляют свои знания в этой области.
Это и побудило автора попытаться подготовить пособие по стилистике,
рассчитанное на преподавателей и студентов педагогических институтов,
несмотря на огромные трудности такой попытки. Эти трудности в основном
связаны, с одной стороны, с безграничным богатством выразительных средств
русского языка, вследствие чего отбор и анализ этих средств нередко сопряжены
с разнообразными затруднениями, с другой стороны, -- с очень слабой
разработкой вопросов стилистики. Причем даже ее содержание, объем,
отношение к грамматике не нашли сколько-нибудь четкого и общепризнанного
решения.
В связи с таким положением вопросов стилистики настоящий опыт
не может не заключать спорных моментов: как в отношении общей структуры
и концепции стилистики, так и в освещении отдельных вопросов возможны
другие подходы. Отдельные темы изложены неравномерно -- одни довольно
подробно, другие очень кратко; некоторые темы совсем не затронуты.
Все же и в таком виде, при отсутствии в нашей школе пособий по стилистике,
настоящие очерки могут принести свою долю пользы в практической
работе, а кроме того, способствовать дальнейшей разработке вопросов
стилистики.
Предисловие ко второму изданию
Второе издание сохраняет в основном структуру и основные положения
первого издания.
Исходя из практических устремлений пособия -- дать анализ конкретного
материала со стилистической точки зрения для преподавателей и студентов, -- в нем освещаются некоторые явления, не затронутые или бегло
характеризованные в первом издании, например, расширена характеристика
стилей, рассмотрена синонимика видовых форм, внесены добавления
и расширен иллюстративный материал по ряду рассматриваемых тем.
При подготовке к переизданию были приняты во внимание и учтены
многие критические замечания, сделанные как в специальных рецензиях
на книгу, так и в ряде статей по вопросам стилистики. В то же время
не все критические замечания оказалось возможным использовать: иногда
в них предъявлялись такие требования, которые легче поставить, чем выполнить
при настоящем положении в разработке стилистических проблем; некоторые
пожелания не отличаются достаточной определенностью, а некоторые
заявления носят следы полемических увлечений.
Дискуссия, проходившая по вопросам стилистики на страницах журнала
"Вопросы языкознания", почти целиком была посвящена общему вопросу
о стилях речи и мало коснулась конкретных вопросов относительно стилистических
ресурсов русского языка. В статье "Итоги обсуждения вопросов
стилистики" акад, В.В.Виноградов так оценивает результаты дискуссии:
"Дискуссия по вопросам стилистики дала меньше обобщений и выводов,
меньше достоверных результатов и доказанных положений, чем предложений
и вопросов" ("Вопросы языкознания", 1955, N1, стр.87).
Александр Николаевич Гвоздев
(1892--1959)
Выдающийся языковед-русист,
оставивший фундаментальные труды в разных областях лингвистики: в
грамматике, в теории орфографии, фонологии и морфонологии, в русской
диалектологии, в исследовании детской речи, в методике вузовского и
школьного преподавания русского языка. Он автор 14 книг, неоднократно
переиздававшихся. Среди них двухтомный вузовский курс "Современный русский
литературный язык" и публикуемые в настоящем издании "Очерки по стилистике
русского языка". В предисловии к третьему изданию "Очерков" редактор этого
издания, член-корреспондент АН СССР С.Г.Бархударов писал: "Написанные с
полным знанием дела как с научной, так и с педагогической стороны, эти книги
обеспечили должный научный уровень преподавания русского языка в наших
педвузах".
Настоящая книга, вышедшая в 1952 г. (далее -- в 1955 и посмертно в 1965 г.),
была практически первым обобщающим трудом в той области филологии, которая
сейчас именуется лингвостилистикой. Это определило поисковый характер книги
(о чем в предисловии говорит автор) и отдельные (немногие) проявления
неполного совпадения с современной системой лингвистических понятий. Но
богатство представленных материалов, точность интерпретации языковых явлений,
установка на приобщение читателя к бережному и вдумчивому их осмыслению,
наконец -- ясность изложения обеспечивают книге непреходящую ценность. Разные
разделы ее могут с успехом использоваться в вузовском курсе стилистики и
риторики речи, в вузовском и школьном преподавании риторики, во внеклассной
работе с учащимися, а также в качестве своеобразного справочного пособия.