URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кочеткова Л.Н. Социальное государство: Опыт философского исследования Обложка Кочеткова Л.Н. Социальное государство: Опыт философского исследования
Id: 92519
235 р.

Социальное государство:
Опыт философского исследования

URSS. 2009. 160 с. ISBN 978-5-397-00539-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В последнее время мы наблюдаем обращение к концепции социального государства как к парадигме осмысления "нового мирового порядка", складывающегося в результате глобального мирового кризиса. Но, к сожалению, в отечественной социальной науке распространено ошибочное отождествление социального государства с социальным обеспечением. В данной монографии проведено новое философское исследование, которое позволило выявить... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
  Примечания
ГЛАВА I.Генезис идеи социального государства
 1.1.Предпосылки социального государства в древности
 1.2.Идеи социального государства в политическом сознании Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени
 1.3.Теория социального государства Лоренца фон Штейна
  Примечания
ГЛАВА II.Современные дискуссии о социальном государстве
 2.1.Сущность социального государства
 2.2.Цели, задачи и функции социального государства
 2.3.Общая периодизация развития социального государства
  Примечания
ГЛАВА III.Практическая реализация концепций социального государства
 3.1.Построение социального государства в развитых капиталистических странах
 3.2.Современная Россия на пути к социальному государству: проблемы и перспективы
  Примечания
Заключение
Библиография
 Монографии и сборники на русском языке
 Статьи на русском языке
 Монографии и сборники на иностранных языках
 Статьи на иностранных языках
 Диссертации и авторефераты
 Интернет-ресурсы

Введение
top

Реформы 1990-х гг., ознаменовавшие радикальную смену политического режима в нашей стране, привели к глубокой трансформации системы взаимоотношений между обществом, личностью и государством. Не будет ошибкой сказать, что каждый гражданин России на своей личной судьбе и жизни своих близких ощутил эти коренные изменения. Многие социальные блага, которые в условиях "социалистического общенародного государства" были доступны всем и воспринимались как неотъемлемое право человека, вдруг в одночасье стали лишь ностальгическим воспоминанием.

Между тем, согласно статье 7 действующей Конституции Российской Федерации, наша страна является "социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Заметим, что такая характеристика нашего государства закреплена в Основном законе впервые. Усилиями отечественных законодателей достигнута высокая степень соответствия Конституции Российской Федерации актам международного права, устанавливающим социальные и культурные права, и по степени гарантированности этих прав Россия не уступает развитым социальным государствам мира.

Однако реальное воплощение в жизнь провозглашенной в Основном законе идеи социального государства вызывает в обществе критику. Нередко можно слышать, не только на уровне обыденных суждений и выступлений СМИ, но даже из уст ученых, что провозглашение России социальным государством – это лишь декларация, принципиальная осуществимость которой является весьма проблематичной в условиях существующей системы экономических отношений.

В одном из наиболее авторитетных научных комментариев к Конституции РФ прямо отмечается: "не следует думать, что характеристика государства как социального автоматически снимает все социальные проблемы. Это не так". Означает ли эта позиция безоговорочное признание декларативного характера конституционной нормы о социальном государстве? Ответ на этот вопрос зависит от понимания сущности социального государства, его природы, целей и задач.

Иными словами, необходим глубокий концептуальный анализ понятия "социальное государство", который позволил бы, не ограничиваясь феноменологическим описанием отдельных проявлений, выявить сущностные характеристики социального государства и на базе этих характеристик сформулировать, обосновать объективные критерии, показатели и уровни воплощения в жизнь принципов социального государства.

Надо сказать, что в последнее время исследования социального государства довольно активно ведутся в рамках различных общественных наук, прежде всего, в теории права, истории, экономики, социологии, политологии. Но это ни в коем случае не снижает необходимости разработки проблем социального государства средствами социальной философии.

Специфика подхода социальной философии к анализу конкретных явлений и процессов общественного бытия состоит в том, что, опираясь на результаты исследований частных общественных наук и даже заимствуя их методы для решения определенных исследовательских задач, социальная философия развертывает свое изучение на более высоком уровне научного обобщения и абстрагирования, что позволяет охватить исследуемое явление "в его родовой, исторически устойчивой инвариантной сущности".

Теоретические результаты философского подхода сочетают в себе фундаментальность и высочайшую степень обобщенности, свойственные философским истинам, с конкретностью естественнонаучного открытия.

Необходимо подчеркнуть, что социальное государство является одним из общественных идеалов человечества. Поэтому понятие "социальное государство" несет в себе колоссальный ценностный багаж, накопленный в течение многих веков эволюции западноевропейской социально-философской мысли, и это еще одна важная причина необходимости исследования данного понятия средствами философии.

Ценностная "заряженность" теоретических положений философии не только не снижает их научности, но, напротив, повышает актуальность и практическую приложимость, что не противоречит их умозрительности и высокой степени теоретического обобщения. Будучи одновременно системой познания, нацеленного на получение объективно-истинного знания об обществе (то есть наукой) и специфической формой общественного сознания – ценностным знанием социальных субъектов о социальной действительности, философская мысль выстраивает систему идеальных интенций и обосновывает "определенные идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития".

Заметим, что трудность исследования проблем социального государства средствами частных наук во многом связана именно с ценностной составляющей этого концепта, наличие которой, с одной стороны, не позволяет полностью охватить предмет исследования, используя лишь объективистские методы, а с другой стороны, связывает исследователя, который сам является социальным субъектом, с его собственными ценностными установками, что неизбежно ведет к субъективизму, причем этот субъективизм не осознается и не может быть преодолен исследователем.

Вот почему подход социальной философии, сочетающий в себе способность использования результатов и методов конкретных наук с философской рефлексией над умозрительными сущностями, практическую актуальность с привлечением всего идейно-философского опыта, представляется незаменимым в исследовании социального государства.

Философский подход позволяет предложить решение существующей в настоящее время крупной научной проблемы, которая выражается в сущностном противоречии между высокой ценностной и теоретической нагруженностью концепта "социальное государство", его тесной связью с самыми насущными проблемами современного социума и государства с недостаточной разработанностью теории социального государства в современной социальной философии.

Сказанное обосновывает актуальность предпринимаемого исследования, которая обусловлена следующими причинами:

1) субъективной неудовлетворенностью значительной части населения степенью практической осуществимости социальных гарантий, конституционно закрепленных в Основном законе Российской Федерации;

2) повышенным интересом общественности к понятию "социальное государство", попытками его активного использования в современной политической борьбе;

3) активной разработкой проблем социального государства в различных общественных науках;

4) недостаточностью конкретно-научного подхода к исследованию данного понятия в связи с его весомой ценностной составляющей и глубокой погруженностью в контекст социально-философской мысли;

5) отсутствием в настоящее время фундаментальной обобщающей теоретической концепции социального государства, учитывающей все многообразие философских и конкретно-научных подходов к разработке данного понятия и служащей методологической базой для объективной оценки конкретно-исторических моделей социального государства и их оптимизации.

В данной работе предпринимается попытка, учитывая конкретно-исторические условия, исследовать совокупность теоретических идей и доктрин, лежащих в основе возникновения теории социального государства, и показать возможности реализации этой теории на практике.

Сразу отметим, что близким аналогом понятия "социальное государство" является понятие "государство благосостояния" (Welfare state), которое, хотя и имеет свою собственную историю и собственное эмпирическое наполнение, но в контексте общей проблематики социального государства, начиная с середины ХХ в., воспринимается практически как синоним социального государства. В дальнейшем под социальным государством будет пониматься как собственно социальное государство, так и "государство благосостояния", если только из специальных оговорок или из контекста не будет явствовать, что данный термин используется в узком смысле.

В СССР проблематика социального государства практически не разрабатывалась, разве что в критическом ключе, особенно это касается критики англо-американской версии государства благосостояния. Однако интерес к этой проблематике наблюдался у ученых других стран социалистического лагеря. Так, в 1960-е гг. польский ученый С. Завадский высказывал мысль о том, что проблема социальных прав в условиях капиталистической системы нуждается в более широком обсуждении в кругу марксистов.

Активнейшая разработка проблем социального государства с позиций права, политической науки, социологии, экономики, социальной работы началась в нашей стране после закрепления в Конституции РФ 1993 г. положения о том, что Россия является социальным государством. Значительный вклад в разработку целого ряда конкретных вопросов социального государства внесли такие авторы, как А. Н. Аверин, Э. Я. Баталов, Н. А. Волгин, Ю. Е. Волков, Н. Н. Гриценко, В. А. Иваненко, B. C. Иваненко, С. В. Калашников, В. А. Каменецкий Е. А. Лукашева, Т. Н. Мацонашвили, В. П. Милецкий, Г. И. Мусихин, B. C. Нерсесянц, Г. А. Николаев, В. А. Торлопов, С. С. Сулакшин, М. Ю. Федорова, В. Г. Федотова и другие.

В настоящее время существует большое число работ, достаточно глубоко раскрывающих те или иные аспекты социального государства. Научные результаты и теоретические положения, содержащиеся в этих работах, использованы в настоящем исследовании.

Кроме того, существует целый ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам социального государства. Среди них количественно преобладают работы правоведов, что представляется закономерным, поскольку весомым поводом для юридического анализа социального государства служит конституционная норма. В работах таких авторов, как А. В. Александрова, Н. А. Биева, А. В. Гурлев, А. Э. Евстратов, Н. А. Елабаева, В. М. Карташов, С. Е. Коробов, Ж. Х. Македонская, Д. Г. Черепенников, Т. В. Яхонтова содержатся важные теоретические положения, применимые в социально-философском анализе правовой природы социального государства.

В целом, отмечая значительную научную ценность упомянутых здесь исследований, необходимо отметить, что выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами, требуют философского осмысления и дальнейшего теоретического развития, как в идейном, так и практическом направлениях с учетом актуальных проблем построения социального государства в современных условиях.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на выработанные социальной философией концепции личности, общества и государства осуществить анализ эволюции идей, приведших к созданию теории социального государства с выявлением основных признаков, критериев, сущностных характеристик социального государства.

Данная работа является своего рода "предварительным подведением итогов" исследовательской деятельности автора над темой социального государства. Участие в подготовке ранее опубликованных коллективных монографий "Конституционно-правовые аспекты реализации в Российской Федерации Европейской Социальной Хартии", "Новое в российском и международном праве", "Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации", "Права человека и народов" позволило собрать большой теоретический и фактологический материал, легший в основу данного социально-философского исследования.

Структура данной работы соответствует целям и задачам исследования. Монография состоит их трех глав, семи параграфов, введения, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются этапы формирования в истории человечества представлений о социальной роли государства, начиная с древности, через Античность, Средневековье, эпоху Возрождения и заканчивая Новым Временем. Особое внимание уделяется возникновению первой научно-теоретической концепции социального государства немецкого ученого ХIХ в. Лоренца фон Штейна.

Во второй главе осуществляется реконструкция современного понимания социального государства на основе рассмотрения различных точек зрения, а также выделяются сущностные характеристики, формулируются цели, задачи, функции социального государства.

Третья глава посвящена анализу реализации концепций социального государства в практике государственного управления развитых капиталистических стран и современной России.

Работа содержит библиографию, включающую в себя 184 наименования на русском и иностранных языках, а также сетевые ресурсы по исследовательской проблеме.

Монография выполнена на кафедре философии, социологии и политологии Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета).