URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения
Id: 90787
 
209 руб.

Основы лингвистической теории значения. Изд.2

URSS. 2009. 168 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00785-6.

 Аннотация

Лингвистическая теория значения (семантика) последние десятилетия развивалась весьма продуктивно. Настоящая книга служит введением в предмет современной лингвистической семантики, подаваемой в тесной связи с семиотикой (теорией знаков). Раскрываются необходимые сведения по общей семасиологии с охватом ее главных разделов и основной проблематики: лексической, синтаксической и коммуникативно-прагматической семантики. Завершается книга кратким терминологическим словарем.

Рекомендуется лингвистам, специалистам по семиотике, студентам и аспирантам филологических факультетов, а также всем, кого интересуют проблемы теории значения.


 Оглавление

Предисловие
Введение
Глава I. Природа значения и его типология
 1.Природа значения. Значение и знак
 2.Типология значения
  2.1.Первичные понятия общей типологии значений
  2.2.Контенсиональное и экстенсиональное значения
  2.3.Типология значений в семиотике и структурной лингвистике
  2.4.Понятия "значение" и "смысл" в логике и психологии
  2.5.Лингвистическая типология значений
Глава II. Проблемы лексической семантики
 1.Лексическое значение и понятие
 2.Два вида и два аспекта понятия
 3.Структура лексического значения
 4.Семантическая структура слова
Глава III. Семантическая структура словаря
 1.Семантические макро- и микроструктуры словаря: общее понятие
 2.Гипонимнческие отношения в лексике. Вещи и признаки, субстантивы и предикаты. Типы субстантивных имен. Типы предикатных слов
 3.Партитивные отношения в лексике. Партитивы и конгломеративы
 4.Семантические микроструктуры в словаре: эквонимы, синонимы, оппозитивы (антонимы и конверсивы)
  4.1.Эквонимия и эквонимы
  4.2.Синонимия и синонимы
  4.3.Семантическая противоположность и лексические оппозитивы
Глава IV. Семантика синтаксических единиц
 1.Вводные замечания
 2.Три аспекта синтаксиса
 3.Понятия конструктивного синтаксиса
 4.Понятия семантического синтаксиса
 5.Коммуникативные значения и понятия коммуникативного синтаксиса
 6.Четвертый аспект синтаксиса. Понятия прагматического синтаксиса
 7.Совокупное значение высказываний и текстов. Эксплицитный и имплицитный компоненты содержания речи и их взаимодействие
Заключение
Summary
Resume
Терминологический словарь
Рекомендуемая литература

 Предисловие

Книга является учебным пособием по общей семасиологии -- лингвистической дисциплине, изучающей общие вопросы значения языковых единиц разных уровней. Состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Во Введении определены предмет, задачи и подразделения семасиологии как лингвистической теории значения, ее связи со смежными лингвистическими дисциплинами. Далее последовательно рассматриваются вопросы природы и типологии значений (глава I), основные проблемы лексической семантики и прежде всего структуры лексического значения и семантической структуры слова (глава II), семантической структуры словаря (глава III). Глава IV посвящена семантике синтаксических единиц и вводит в круг основных понятий трех разделов содержательного синтаксиса -- семантического, коммуникативного и коммуникативно-прагматического. Наконец, в Заключении подводится общий итог рассмотрения семантической системы языка в ее соотношениях с языковой формой и отмечается общенаучная роль лингвистической теории значения.

Книга снабжена словарем специальных терминов, списком рекомендуемой литературы, аннотацией на иностранных языках.

Пособие написано в соответствии с программой курса "Введение в языкознание". Вместе с тем сведения по семасиологии находят широкое отражение в других лингвистических курсах -- "Общее языкознание", "Современный русский язык", "Практическая стилистика русского языка" и др.

Теория значения в естественных языках, или семасиология, наряду с теорией речевой деятельности и психолингвистикой, социолингвистикой и лингвистикой текста находится в центре исследований последних десятилетий. Это связано с общенаучным интересом к проблемам семантики, занимающим сейчас не только лингвистику и смежные с нею дисциплины, но также философию, логику, психологию, кибернетику, информатику и другие научные дисциплины. Назрела необходимость в продвижении результатов этих исследований в учебную литературу. Настоящее пособие в какой-то мере и решает эту задачу.


 Введение

Семасиология -- наука о значении в естественных языках. Ее предметом являются значения языковых единиц разных уровней. Она относится к числу лингвистических дисциплин, изучающих не форму языковых единиц и их сочетаний, а содержание, смысл, то, что они означают и выражают.

Речь и язык как система, порождающая речь, существуют для того, чтобы передавать значения. Что собой представляют эти значения, каковы их виды и строение, как они закреплены за языковыми средствами разных уровней и распределены между этими средствами, в чем состоит сходство и различие между языками в этом отношении, как сочетаются значения, образуя сложные смыслы, -- все это составляет (но не исчерпывает) главные задачи семасиологии.

Естественно, что ни одна научная или учебная книга по лингвистике не может не коснуться вопросов значения тех языковых явлений, которые она рассматривает. Даже работы по фонетике и фонологии должны считаться с тем, что единицы и комбинации единиц этого уровня языка хотя и не связаны с каким-либо определенным смыслом, не выражают какого-либо определенного значения, однако предназначены для того, чтобы различать значимые единицы языка. Иначе говоря, звуки языка, не будучи носителями значений, существуют для того, чтобы порознь или в комбинациях различать морфемы, слова и через них -- различать значения.

Что же касается работ по лексикологии, морфологии и синтаксису, то в них невозможно не говорить о значении морфем, слов, словосочетаний, предложений и текстов, поскольку здесь приходится иметь дело со значимыми языковыми единицами. В отличие от фонем, значимые единицы двусторонни, они образованы соединением формы и значения, или, иначе говоря, обнаруживают два плана: план содержания и план выражения.

Тем самым семасиологическая проблематика составляет непременную и важную часть лексикологии, грамматики, а также других лингвистических дисциплин. Но ни лексикология, ни грамматика, во-первых, не ограничивают свой предмет значением и, во-вторых, они нацелены на изучение не столько значения, сколько языковых единиц со стороны их формы и формальных характеристик. Значение при этом рассматривается как функция и признак языковых единиц и не рассматривается как целостный самостоятельный объект. Оно оказывается рассредоточенным по уровням и единицам языка.

Между тем очевидна необходимость в подходе со стороны самого значения. Оно нуждается в изучении как самостоятельный научный объект. При таком подходе можно уяснить природу значения и разработать его теорию, установить типологию значений, исследовать их структуру и взаимодействие, выявить общее и различное в семантических структурах различных языков, т.е. исследовать то, что скрывается за частными фактами значения тех или иных конкретных языковых единиц. Все это и составляет предмет и задачу семасиологии как лингвистической дисциплины.

Семасиология, таким образом, обеспечивает цельное, обобщенное и системное рассмотрение проблематики языкового значения. При этом общая семасиология отвлекается от частностей, специфики значения в конкретных языках, а сосредоточивается на общей теории и типологии значения, на общих чертах и принципах строения семантики всех естественных языков. Напротив, частные семасиологии исследуют, как эти общие принципы проявляются в отдельных языках, и в центр внимания ставят особенности семантического устройства того или иного языка.

Значение -- общенаучная проблема. Оно обнаруживается не только в естественных языках, но выявляется также в реакциях на любые связанные события, непременно присутствует в любой системе, усваивающей и перерабатывающей для своих нужд информацию о внешнем мире и самой себе. Значение непосредственно связано с отражением и сознанием, а на уровне мыслящего, пользующегося речью человека -- с тем, как устроено обобщающее абстрагирующее сознание, как совершаются мыслительные процессы и как умственные состояния одного сознания становятся достоянием другого. Поэтому помимо языкознания значение входит в предмет многих других наук, в первую очередь философии и семиотики (теории знаков), а также логики, психологии, социологии, антропологии, этнографии и сравнительной культурологии, кибернетики, теории связи и др.

Естественно, что в каждой из этих наук исследуются определенные аспекты общей проблемы значения. Философию значение интересует прежде всего в связи с разработкой теории познания (гносеологии), логику -- в связи с анализом и формализацией языка рассуждений, психологию -- в целях исследования информационных процессов в человеческой психике, ее развития и соотношения индивидуального и коллективного сознания людей. Социология сталкивается со значением как фактором взаимодействия социальных групп общества; антропология имеет дело с ним, рассматривая процессы вычленения человека из животного мира, становления человеческого общества; этнография и сравнительная культурология -- при описании, сравнении и объяснении общего и различного в культурах различных народов.

Кибернетику как науку об управлении и теорию связи, занимающуюся техникой передачи информации, значение интересует в связи с решением задач передачи, приема, хранения и обработки информации. Здесь на первый план выходит прикладной аспект теории значения. Он широко представлен также в других науках и дисциплинах, сталкивающихся с проблемой значения: лексикографии -- при составлении словарей разного рода; нормативной грамматике и методике преподавания иностранных языков -- при обучении языкам; практической стилистике -- при решении разнообразных вопросов культуры речи, речевого поведения, общения, воздействия и пропаганды, не говоря уже о теории и практике перевода, в том числе машинного.

Разноаспектный характер многих лингвистических проблем, в том числе и языкового значения, имеет следствием развитие стыковых научных дисциплин, возникающих при взаимодействии лингвистики с другими науками. В связи с этим значение входит в предмет таких комплексных дисциплин, как психолингвистика, социолингвистика и этнолингвистика. Само название этих наук показывает, что собственно лингвистический предмет: язык, его единицы, их значение и функционирование -- рассматривается с позиций и в интересах соответственно психологии, социологии и этнографии.

При всех различиях в аспектах значения, подходах и целях его исследования в разных науках в основании должна лежать общая теория значения, объясняющая его природу и обосновывающая его типологию и возможные грани проявления. Специальные теории значения должны исходить из единых в своем многообразии научных представлений о природе, типах и сторонах этого предмета. Такой основой разработки общей теории значения служат гносеология и методология диалектического и исторического материализма. Они естественным образом ориентируют теорию значения на его существенные стороны, выделяя наиболее важные моменты и позволяя увидеть их в научном ракурсе. Речь идет о главных особенностях значения (о них прежде всего и будет говориться в дальнейшем), а именно: его отражательной природе, деятельностно-социальном характере, его текучести и зависимости от условий реализации.

К настоящему времени общей теории значения, которая была бы принята всеми, еще не создано. Основательнее разработаны отдельные аспекты проблемы значения, но их еще предстоит согласовать в общей картине и увязать в общую теорию значения. Это положение сказывается и в терминологии. Общая наука о значении пока не имеет однословного обозначения; ср.: "теория значения", "наука о значении". Термин "семантика", имеющий три смысла, ни в одном из них не равнозначен теории значения. "Семантика" означает: 1) значение языковых единиц и выражений, т.е. то, что составляет предмет семасиологии; 2) наука о значении языковых единиц и выражений, т.е. то же, что семасиология; 3) раздел семиотики, изучающий денотативные и сигнификативные значения знаков в противовес их прагматическим и структурным значениям. Тем самым этот термин помимо его специального употребления в семиотике обозначает и науку о значении, и само значение, причем значение только языковое, выраженное словесными знаками.

В связи с многозначностью термина "семантика" предпочтительнее науку о значении в естественных языках называть именно семасиологией (от гр. semasia -- "значение"). Следует, впрочем, иметь в виду, что в англоязычной научной традиции более принято обозначение semantics, чем semasiology, а на почве романских языков предпочитают говорить в том же (или близком) смысле о семиологии (фр. semiologie).

Внутреннее строение семасиологии отражает структуру самого языка. Помимо общей теории и типологии значения, семасиология вычленяет в своем составе разделы, соотносимые с уровнями и членениями языковой структуры. Основными уровнями языковой структуры являются уровни фонологический, морфологический, лексический и синтаксический. Единицы фонологического уровня -- фонемы -- не являются значимыми единицами: различая морфемы или слова, фонема не связывается с каким-либо определенным значением. Однако при известных условиях могут непроизвольно или намеренно устанавливаться корреляции между формой и значением языковых выражений на фонологическом (фонетическом) уровне, так что определенные звуки языка или их сочетания начинают связываться, пусть даже без должной четкости, с известным значением. Явления эти конкретно известны как звукоподражание, звуковой символизм, паронимия и народная этимология. Явления этого рода дают основание говорить о специфическом значении, изучение которого образует предмет фонетической семасиологии, или фоносемантики, как раздела семасиологии.

Морфологический и синтаксический уровни языка с их единицами и комбинациями единиц: морфемами, словосочетаниями, предложениями и текстами -- традиционно составляют предмет грамматики, а также новой лингвистической дисциплины, изучающей текст, -- лингвистики текста. В отличие от единиц фонологического уровня, единицы этих уровней значимы уже первично, по самой природе, поэтому изучение их невозможно без взаимосвязанного анализа и формы, и значения. В целом исследование значения единиц и комбинаций морфологического и синтаксического уровней составляет предмет грамматической семасиологии.

Грамматическая семасиология распадается на категориально-грамматическую, морфолого-грамматическую, функционально-грамматическую и синтаксическую. Категориально-грамматическая семасиология занимается категориальными грамматическими значениями слов, это семасиология частей речи и лексико-грамматических разрядов слов в пределах частей речи.

Морфолого-грамматическая (или просто морфологическая) семасиология обращена к значениям грамматических категорий слов, иначе говоря, это семасиология грамматического формообразования слов. Традиционно она входит непременной составной частью морфологии как раздела грамматической науки -- на равных правах с анализом грамматической формы. В области морфологии изначально и наиболее наглядно проявилась необходимость исследовать языковые единицы в двуединстве формы и функции -- значения.

Функционально-грамматическая семасиология исследует содержание и структуру функционально-семантических категорий, т.е. разноуровневых, лексических и грамматических, средств выражения, функционально объединенных общим категориальным значением. Это относительно новое направление лингвистических исследований имеет дело с системным взаимодействием межуровневых средств единой функционально-понятийной направленности. Например, функционально-семантическая категория темпоральности объединяет глагольные формы времени с лексическими средствами временной семантики (наречиями времени и др.), причем глагольные формы образуют ядро этой категории и системно взаимодействуют с лексическими средствами указания времени действий, событий.

Что касается последнего раздела грамматической семасиологии -- семасиологии на синтаксическом уровне, то здесь нужно отметить следующее. В последние десятилетия в лингвистике было ясно осознано, что синтаксис естественных языков имеет гораздо более сложную внутреннюю структуру, чем это представлялось. В том, что ранее виделось цельным единым предметом, открылось по меньшей мере три разных аспекта -- конструктивный (или формальный) синтаксис и противостоящие ему и друг другу семантический и коммуникативный (или коммуникативно-прагматический) синтаксисы...

Конструктивный синтаксис ближе всего стоит к синтаксису в традиционном понимании. Круг интересов традиционного синтаксиса сосредоточивался преимущественно на форме синтаксических единиц, на их конструктивной стороне и мало углублялся в содержательную сторону, в семантическую структуру, или шире -- в структуру значения синтаксических единиц. Это имело, в частности, тот результат, что в современной лингвистике сами термины "синтаксис", "синтаксический" связывают прежде всего с описанием формы синтаксических построений, приравнивая их по смыслу к конструктивному (формальному) синтаксису. Напротив, если надо говорить не о форме, а о содержании синтаксических единиц, о структуре значения словосочетаний, предложений, сложных синтаксических целых (синтаксических единиц большего, чем предложение, формата: периодов, абзацев и т.п.) и текстов, то не ограничиваются терминами "синтаксис", "синтаксический", а сопровождают их обязательными уточнителями и говорят о семантическом или коммуникативном (коммуникативно-прагматическом) синтаксисе и используют соответствующие сложнопроизводные прилагательные "семантико-синтаксический", "коммуникативно-синтаксический".

Содержательный синтаксис исследует, таким образом, тот же объект, что и формальный синтаксис, но противопоставлен этому последнему: исследование структуры значения синтаксических единиц противопоставлено исследованию их формальной структуры. Оба изучают в едином объекте хотя и связанные, но различные стороны.

Содержательный синтаксис в свою очередь распадается на синтаксическую семасиологию (чаще, впрочем, называемую синтаксической семантикой, иногда также семантикой синтаксиса) и коммуникативный (или коммуникативно-прагматический) синтаксис. Оба эти раздела семасиологии относятся к числу наиболее интенсивно разрабатываемых областей современной лингвистики, причем в синтаксической семантике уже получены весьма значительные результаты, прояснены и упорядочены исходные представления о предмете, в то время как в коммуникативном синтаксисе эта работа только начата и еще предстоит уточнить сам предмет исследования, его подразделения и структуру, равно как разработать адекватный исследовательский аппарат -- систему понятий и методов.

Точности ради надо заметить, что с термином "коммуникативный синтаксис" связывают исследование и содержания, и формы выражения коммуникативных категорий на синтаксическом уровне. Поэтому, строго говоря, к семасиологии относится только содержательная сторона коммуникативного синтаксиса и точнее было бы в этом случае говорить о коммуникативно-синтаксической семасиологии. Напротив, синтаксическая семантика (или синтаксическая семасиология) имеет дело в первую очередь с определенным аспектом значения синтаксических структур и лишь во вторую очередь -- с формами выражения этого значения.

В чем различие и что составляет предмет синтаксической и коммуникативно-синтаксической семасиологии? Здесь об этом надо сказать только необходимое, отнеся дальнейшие пояснения в соответствующие разделы книги.

Высказывания и целые тексты "рисуют картины" мира, т.е. сообщают о вещах, людях, их признаках, действиях, об их связях и отношениях. Синтаксические значения, относящиеся к описанию мира, к положению дел в нем, составляют предмет синтаксической семасиологии. Однако речь не только несет информацию о положении дел на описываемом участке мира, но прежде всего развертывается как коммуникативный процесс -- процесс общения говорящего и слушающего: говорящий не только сообщает о чем-то, но может спрашивать слушающего (адресат речи) о чем-то, побуждать его к тем или иным действиям и т.д. При этом говорящий (адресант) сообразуется с условиями и обстоятельствами общения и строит речь с учетом того, что уже известно адресату и что является новой информацией. Синтаксические значения, относящиеся к коммуникативной системе, системе речевого общения, входят в предмет и задачу коммуникативно-синтаксической семасиологии.

Наиболее обширным по задачам и наиболее продвинутым по результатам является тот раздел семасиологии-семантики, с которого началось ее развитие как самостоятельной дисциплины, лексическая семасиология (лексическая семантика). Долгое время общее представление о семантике ограничивалось именно лексической семантикой и семантику понимали как науку о значениях слов. Ныне очевидно, что лексические значения при всей их многочисленности никак не исчерпывают предмет и задачи семасиологии.

Особое, промежуточное место между лексической и морфологической семасиологией занимает семасиология словообразования, или деривационная семасиология, занимающаяся словообразовательными значениями.

В последние десятилетия в семасиологии приступили к разработке еще одного направления, получившего название комбинаторной семасиологии (или синтагматической семантики). Комбинаторная семантика относится к промежуточной области между лексической и синтаксической семантикой. Она исследует смысловые правила сочетания слов, правила взаимодействия лексических значений слов в словосочетаниях.

Фразеологические сочетания отличны от свободных словосочетаний по многим признакам. Поэтому есть основания к тому, чтобы выделить особо проблематику фразеологической семасиологии, исследующей значение фразеологических сочетаний, характер и особенности их содержательных структур.

Наконец, исследование текстов с их содержательной стороны, их семантическая организация и типология составляют задачу семасиологии текста.

Все отмеченные разделы относятся к семасиологии язык а. Они имеют дело с кодифицированными значениями языковых единиц разных уровней, а также с моделями регулярного образования производных значений из исходных (семантическая деривация) и моделями регулярного образования составных значений из простых (семантическая синтагматика). Эти значения и модели своими соотношениями образуют семантическую систему языка. Они фиксируются словарями и грамматиками и закреплены в норме и узусе данного языка.

Но помимо семасиологии языка существует еще семасиология речи, которая исследует значения, как они представлены в речи. Известно, что в речи имеют место не только простая реализация словарных значений и реализация регулярных моделей образования производных и составных значений, но совершаются более сложные семантические процессы. В результате комплексного взаимодействия семантики языковых единиц друг с другом, с контекстом и ситуацией речи может происходить окказиональное нерегулярное осложнение и преобразование словарных значений языковых единиц. Еще более важно то, что в речи появляются имплицитные приращения значения, причем эксплицитные значения взаимодействуют с имплицитными, в этих процессах складывается результирующее значение актов словесной коммуникации. Все эти явления составляют предмет семасиологии речи.

Такова общая структура предмета семасиологии и составляющих ее частей.

В этом пособии, предназначенном служить в качестве введения в общую семасиологию, не рассматриваются те частные вопросы теории значения в естественных языках, которые находят достаточное освещение в лингвистических дисциплинах, традиционно учитывающих форму и значение языковых единиц. Речь идет о большей части вопросов грамматической семасиологии, прежде всего категориально-грамматической и функционально-грамматической, а также о семасиологии словообразования. Другие разделы семасиологии не могут быть освещены в пособии этого объема с должной полнотой в силу их неразработанности и отсутствия сколько-нибудь отстоявшихся, общепринятых представлений. Это касается фонетической семасиологии, фразеологической семасиологии, семасиологии текста. За вычетом общих сведений о них, эти предметы остаются за рамками книги. Пособие, таким образом, сосредоточивается на главных разделах современной семасиологии, наиболее интенсивно ныне развиваемых, общей теории и типологии значения, лексической, синтаксической, а также коммуникативно-прагматической семантике.


 Об авторе

Михаил Васильевич НИКИТИН

Доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Широко известен трудами в области английского, русского и общего языкознания, лингвистической семантики и семиотики.

Образование получил в Ленинградском государственном университете. Многие годы годы заведовал кафедрами английской филологии во Владимире, Санкт-Петербурге, был деканом факультета иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена. Несколько лет работал в качестве эксперта ЮНЕСКО. Награжден орденом "Знак почета" и орденом Дружбы народов, а также медалями и почетными знаками. Автор многочисленных научных трудов и учебных пособий, среди которых: "Лексическое значение в слове и словосочетании" (1974), "Курс лингвистической семантики" (1997, 2007), "Знак -- значение -- язык" (2001), "Основы когнитивной семантики" (2003).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце