URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Бернюкевич Т.В. Буддизм в российской философской культуре: 'чужое' и 'свое' Обложка Бернюкевич Т.В. Буддизм в российской философской культуре: 'чужое' и 'свое'
Id: 87781
425 руб. 389 р.

Буддизм в российской философской культуре:
"чужое" и "свое"

URSS. 2009. 160 с. ISBN 978-5-397-00531-9.
Белая офсетная бумага
Внимание: АКЦИЯ! Только по 21.04.24!

Аннотация

В настоящей монографии рассматриваются особенности восприятия буддизма в российской философской мысли. Автор анализирует работы русских религиозных философов, в которых в той или иной степени выражено отношение их авторов к буддизму и его идеям, представлено сравнение идей буддизма с христианством. В монографии также содержится исследование трудов русских позитивистов, неокантианцев и космистов (в том числе малоизвестные... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1.Русские религиозные философы о буддизме
 1.1.Проблемы буддийской философии и тема панмонголизма в работах В. Соловьева
 1.2.В. А. Кожевников "Буддизм в сравнении с христианством": апологетика христианства или опыт компаративного анализа?
 1.3.С. Н. Булгаков и Н. А. Бердяев о религиозно-антропологическом содержании буддизма
 1.4.Буддийская концепция перевоплощения и проблема перевоплощения в работах Н. О. Лосского и С. Л. Франка
 1.5.Евразийцы о роли буддизма в мировой и российской истории
Глава 2.Буддийская философия в творчестве русских неокантианцев, позитивистов и космистов
 2.1.Анализ метафизики и этики буддизма в позитивизме В. В. Лесевича
 2.2.И. И. Лапшин о проблеме "чужого я" в европейской и индийской философии
 2.3.Влияние буддийской философии на концепцию безначальности и вечности жизни В. Вернадского
 2.4.Идеи "деятельностной нирваны" в "космической философии" К. Э. Циолковского
Глава 3.Роль буддизма в развитии теософии, учения Агни-Йоги и необуддизма
 3.1.Буддизм в теософии Е. П. Блаватской: к проблеме "философского изобретения"
 3.2.Агни-Йога: в поисках Шамбалы и новых источников знания
 3.3.Синтез западной и восточной мудрости в необуддизме Б. Д. Дандарона
Заключение
Литература

Введение
top

Известный французский писатель Ромен Роллан сравнивал влияние Востока с "пьянящим ароматом акаций", который "живет не только в ее цветущих ветвях, но "он разлит в воздухе; его переносят ветры; через открытое окно он врывается в дом; он пропитывает твою постель, и ты вдыхаешь его в волосах возлюбленной... ". Роллан писал, что "Азия издавна проливала свой елей на величайших гениев Европы. И, развертывая их свитки в разрушенном саркофаге их книг, мои пальцы пропитались запахом далекой акации... ".

А когда и как началось наиболее активное влияние буддийской философии на культуру России? Без сомнения, это влияние было обусловлено целым рядом историко-культурных факторов. Как известно, исторически буддизм, возникнув в Индии, продвинулся затем в Центральную Азию, на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию. В XVII–XVIII вв. в состав Российской империи вошли буряты и калмыки – народы, принадлежащие к буддийской культуре, тесно связанные в своей духовной традиции с Монголией и Тибетом. Таким образом, мы можем говорить о взаимодействии с народами, носителями буддийской культуры, теми, кто принял буддизм до включения в состав Российской империи – как об одном из самых значительных факторов вхождения буддийской философии в российскую культуру. Россия "в течение всех прошедших столетий вырабатывала механизмы... сглаживания межэтнических и межконфессиональных противоречий, взаимоприспособления историко-культурных регионов, объединенных единой российской государственностью".

По мнению многих исследователей, освоение буддизма в культуре России было тесно связано с отечественным востоковедением XIX–XX вв., с деятельностью таких ученых, как Н. Я. Бичурин, В. Б. Васильев, В. М. Алексеев, Ф. И. Щербатской, Е. Е. Обермиллер, О. О. Розенберг, С. Ф. Ольденбург, Н. И. Конрад, В. В. Бартольд, Б. Барадийн, А. Н. Востриков и др. В частности, известный индолог И. Б. Минаев (1840–1890), с именем которого связано становление научного историзма в буддологических исследованиях, сформулировал "идею типологического сходства проблематики древнеиндийской философии и европейской мысли": "В общей обширной литературе мы сталкиваемся с вопросами, вечными для человечества: о причине всех причин, об отношении духа и материи, о создании мира, о судьбе и т. д.". Эта идея была затем конкретизирована в работах Ф. И. Щербатского, С. Ф. Ольденбурга, О. О. Розенберга. Подчеркивая значимость научной деятельности российских востоковедов, В. Н. Лысенко пишет: "Если в Европе индийская философия привлекла к себе всеобщее внимание и стала интеллектуальной модой после того, как ее истолковали для европейцев Шопенгауэр и Ницше, в нашей стране роль культуртрегеров сыграли сами востоковеды, и, прежде всего Ф. И. Щербатской, пытаясь привлечь внимание специалистов по западной философии, заставил индийских мыслителей говорить на страницах переводов языком Канта, Юма и Гуссерля... "

Достойна осмысления социокультурная обстановка XIX–XX вв. в России, с точки зрения развития интереса к буддийской философии, в которой, безусловно, важную роль сыграли повышение активности институтов буддизма в России, деятельность выдающихся представителей буддийского духовенства, бурятской и калмыкской интеллигенции.

Не менее интересной и важной является проблема восприятия, а точнее реакции философов России на буддизм и буддийскую философию, поскольку вопросы определения места и роли буддизма в философии России к XIX – первой половины XX вв., воздействия буддийской философии на проблематику и обновление тематики философов России тесно связаны с целом рядом более общих проблем: проблемой диалога и межкультурного взаимодействия, проблемой "перевода" языка буддийской культуры на язык европейской цивилизации, осмыслением роли философии в культуре.

Эти общие проблемы нельзя решить без ответа на целый ряд частных вопросов: каким образом осваивалась буддийская философия русскими религиозными философами? какую роль отводили буддизму русские религиозные философы в развитии универсального учения о Боге, Мире и Человеке? какие сходства и различия, универсальные черты обнаруживали философы, сравнивая целый ряд идей буддизма и европейской философии, христианства, например, идей перевоплощения и переселения душ на Западе и Востоке?

Попытка анализа "буддизма в трудах русских философов, мыслителей, богословов" представлена в монографии Е. Сафроновой "Буддизм в России" в ряду других историко-культурных проблем. Данный вопрос рассматривается автором в контексте конфессиональных подходов, которые, по ее мнению, не позволили как богословам, так и русским философам "увидеть в догматике буддизма глубокую религиозную и философскую систему, оценить ее своеобразие и отнестись к ней как к равной и достойной более внимательного и конструктивного анализа".

Следует заметить, что обращение к буддийской философии представителей российской культуры и науки, по-видимому, имело своей задачей не только постижение новых культурных смыслов, но и подтверждение, обоснование собственных гипотез и философских концепций, коррелирующих с мировоззренческими установками и идеями иной, в частности, буддийской культуры. Это нашло яркое отражение в творчестве философов России, не принадлежащих к направлению, обозначенному историками русской религиозной философии как "русская религиозная философия": в работах русских позитивистов, представителей русского академического неокантианства, в русском космизме.

Особого внимания заслуживает и вопрос о буддийских основах различных форм российского необуддизма и теософии. Тем более, что в литературе к. XIX–XX вв. широко обсуждался, как с позитивными, так и чаще с негативными оценками, вопрос о трансляции буддийских идей в европейскую культуру через различные формы необуддизма и теософии.

Таким образом, рассмотрение проблем отношения к буддизму русских философов, влияния буддийской философии на проблематику и тематику философии России к. XIX–XX вв. позволит дать ответ на целый ряд интересных вопросов. Насколько значимой представлялась буддийская философия для философов России в вопросах развития нравственного сознания, формирования ценностей, лежащих в основе культурных универсалий, развития мышления, решения проблем познания и т. д.? Какое место они отводили буддийской философии не только в истории мировой философии, но и цивилизации в целом? Эти проблемы ставились философами, которые имели различные убеждения (в том числе и религиозные), принадлежали к разным философским направлениям (В. Соловьевым. Н. Лосским, Н. Бердяевым, С. Франком, В. Кожевниковым, И. Лапшиным, В. Лесевичем, В. Вернадским, К. Циолковским, Е. Блаватской, Н. Рерихом, Е. Рерих, Б. Дандароном, и др.). Их решение связывалось с вопросами культурной идентификации самой России, развития европейской культуры, которые не потеряли актуальности и сегодня.

Представленная работа имеет "мозаичный" характер. Ее цель – рассмотрение вышеназванных проблем путем анализа конкретных работ российских философов. На наш взгляд, без детального содержательного рассмотрения трудов философов, которые в большей или меньшей степени касались вопроса о месте и роли буддизма в мировой культуре, критиковали или, напротив, отмечали черты сходства буддизма в его сравнении с христианством, использовали буддийские идеи в качестве аргументов для обоснования собственных концепций, предметный разговор о более широких проблемах – путях, особенностях и направлениях того самого диалога Востока и Запада, взаимодействии европейской и восточной философии – становится невозможен. Кроме того, подобные исследования, вероятно, способны пролить свет и на сложнейшую проблему специфики культуры самой России, включившей в себя как Запад, так и Восток, ее идентичности и вероятного будущего.

Мы попытались рассмотреть проблему восприятия буддизма, отношение к нему, специфику анализа и использования идей буддийской философии в работах ряда философов России к. XIX – нач. XX вв. в контексте их творчества, идей и проблем их философии в целом (например, нравственной философии В. Соловьева, персоналистского учения Н. Лосского, идей безначальности и бесконечности жизни В. Вернадского, концепции синтеза науки и религии Б. Дандарона и т. п.). Именно такой подход, на наш взгляд, будет способствовать пониманию особенностей освоения буддизма в философии России, поможет избежать узкой тенденциозности в оценке восприятия российскими философами буддизма как исключительно его критики (а именно так оцениваются в этом ракурсе работы русских религиозных философов) или апологетики (таким часто бывает восприятие теософии и необуддизма).


Об авторе
top
Татьяна Владимировна БЕРНЮКЕВИЧ

Кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии Читинского государственного университета.

Окончила филологический факультет Читинского государственного педагогического института им. Н.Г. Чернышевского. Затем продолжила обучение в аспирантуре по специальности "социальная философия". В 2000 г. защитила диссертацию на тему "Проблема человека в социально-философских построениях русского космизма (Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского)".

Область научных интересов – философия культуры, буддизм в культуре России, русская философия, философская компаративистика, сравнительное религиоведение. Имеет более 50 научных публикаций.